САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Расходы госкорпораций - под контроль

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Сегодня критерий понимается как соотношение расходов и полученных результатов. Но что считать результатом? Вероятно, эффективность государственных расходов надо определять конечным социально-экономическим результатом, который они дают для жизни людей и всей страны.

Бюджетные расходы должны работать на все общество, а не на удовлетворение запросов и пожеланий министерств и ведомств. Сегодня государственные программы и бюджетные расходы формируются в основном по предложениям самих заинтересованных ведомств по принципу «от достигнутого». Если сохранять такой подход, то можно забыть про задачу, как сделать бюджетные расходы эффективными. Надо ставить задачу, чтобы вся бюджетная политика была нацелена на решение конкретных ключевых проблем развития нашей страны, на создание выгодных условий для производства и инноваций, на повышение уровня и качества жизни людей. В этой связи хотел бы высказать три позиции.

Первая. При переходе на программный бюджет необходимо обеспечить координацию и взаимоувязку госпрограмм, добиться, чтобы они были нацелены на конечный результат. Сегодня, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Минэкономразвития, Минфин, аппарат правительства и сами профильные ведомства – каждый вносит свой вклад и свое понимание, в итоге получается то, что получается.

Чтобы впредь такое не повторялось, нужен один центр. Надо определить, какой орган должен координировать работу и следить за соответствием госпрограмм стратегическим целям государства. Именно этот орган должен быть головным и, подчеркну, ответственным за то, чтобы программный бюджет представлял собой стройную систему, а достигаемые критерии эффективности были согласованы между собой и работали на общий конечный результат. Сегодня, к сожалению, этого нет.

Второе. Большие резервы повышения эффективности расходов сохраняются в сфере государственных закупок, несмотря на принятие нового закона, который, безусловно, значительно улучшил качество правового обеспечения этой деятельности. И всетаки здесь обращаются гигантские суммы, которые служат постоянным соблазном для нечистых на руку людей и вдохновляют их воображение на изобретение все новых и новых схем воровства.

 А что это значит? А значит это то, что закон, конечно же, принят хороший и нужный, но это в целом и в окончательном виде не значит, что на нем можно остановиться и успокоиться. Здесь идет постоянная борьба брони и стали, брони и снаряда. Значит, нужно вести постоянный мониторинг, своевременно выявлять новые приемы жульничества и перекрывать эти лазейки. Счетная палата должна  обратить внимание на эту сторону контроля госзакупок и регулярно информировать парламент о выявленных новых схемах злоупотреблений, чтобы мы оперативно корректировали правовую базу.

Третье. Отдельная, очень важная тема – эффективность расходов госкорпораций и компаний с высокой долей государственного участия. Это мощный сектор экономики, действующий в самых разных отраслях: от перекачки нефти, как «Транснефть», до самых передовых технологий, как «Роснано». На разных этапах и в разных формах им были переданы огромные объемы государственной собственности, в том числе бюджетных средств. Фактически они растворяются в активах компаний и оказываются за пределами бюджетной системы. Эти компании также постоянно привлекаются к решению разных государственных задач большого масштаба и стратегической важности.

В то же время контроль эффективности их работы, эффективности использования средств затруднен по сравнению с другими распорядителями бюджетных средств в силу статуса этих компаний и госкорпораций. Проверки проводятся в разовом порядке, а на наш взгляд, контроль в этой сфере необходимо сделать систематическим и комплексным. И в первую очередь он должен всесторонне раскрывать вопросы эффективности работы по сравнению с лучшей мировой практикой в соответствующих отраслях, какая отдача от переданного им государственного имущества, как они ведут свои закупки и так далее. А надо сказать, что объем закупок крупных госкомпаний вполне сравним с расходами некоторых министерств. По сути дела, госкомпании тратят переданные им государственные средства. От эффективности их работы прямо зависит не только решение порученных государством задач, но и поступление доходов бюджета от налогов и дивидендов на государственный пакет акций.

 На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, да и для повышения эффективности всей экономики России в целом. Этот громадный сектор давно пора взять под надежный государственный контроль. Готовы активно участвовать в разработке необходимой правовой базы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин исполнил мечту 11-летней Маши из Красноярского края, подарив ей щенка мопса
  2. Владимир Путин вручил Никите Михалкову орден Андрея Первозванного
  3. Владимир Путин назвал Захарову «голосом российской дипломатии» и наградил орденом
  4. Владимир Путин на церемонии вручения госнаград в Кремле заявил о готовности миллионов россиян объединяться вокруг больших целей
  5. Владимир Путин: В России снижается инфляция и меняется структура экономики
  6. Владимир Путин поручил найти гибкий механизм сохранения пособий для многодетных при росте доходов
  7. Владимир Путин на пленарном заседании Совфеда подвёл итоги осенней сессии парламента
  8. Владимир Путин провел вечернюю встречу с губернатором Запорожской области Балицким
  9. Тертель рассказал о задачах внешней разведки Беларуси: Долгосрочные планы противников не изменились
  10. Александр Лукашенко обсудил с министром обороны кадровые назначения в армии
  11. Путин и Алиев подтвердили курс на углубление союзнических отношений России и Азербайджана
  12. Песков: Дмитриев доложил Путину о результатах поездки в США, детали Кремль не раскроет
  13. Александр Лукашенко выслушал доклады главы Минобороны и руководителя КГБ по безопасности и ракетным проектам
  14. Александра Лукашенко проинформировали о заступлении ракетного комплекса «Орешник» на боевое дежурство
  15. Трамп выйдет на связь с детьми в рамках программы отслеживания полета Санта-Клауса NORAD

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также