07 Августа 2013 года / Текст:  Максим ОСИПОВ / К номеру: 35  (508)

Фашизм согнувшие в дугу

Фашизм согнувшие в дугу

С годами их становится все меньше, но значение совершенного ими подвига не подвержено девальвации времени. «Я сидел, как в окопе под Курской дугой, там, где был капитан старшиною», – эти строки и почти физическое ощущение контакта с историей незримо витали в воздухе на минувшей неделе в Посольстве Российской Федерации в Минске.

Сюда на торжественный прием, организованный российскими дипломатами, пришли живые свидетели и участники битвы на Курской дуге, ставшей самым крупным танковым сражением в истории человечества, в котором участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков и четыре тысячи самолетов. Не удивительно, что именно бывшие танкисты и авиаторы стали гостями дипломатического представительства России в Беларуси. Им было что сказать и было за что принять самые искренние слова благодарности от потомков, которым они подарили мирную жизнь. 

«Очень тяжело это вспоминать даже сегодня, спустя столько времени, – срывается голос генерал-майора в отставке Александра Феня, участвовавшего в сражении под Прохоровкой командиром танкового взвода, а позже одним из первых освобождавшего Минск. – В первый бой мы вступили, имея тридцать девять танков, и четырнадцать из них потеряли на поле сражения. Вместе с их экипажами. И это было в третьей линии наступления! А что творилось на передовой… Об этом надо рассказывать современной молодежи в Беларуси и России, чтобы не допустить повторения подобного». 

Был непосредственным участником Курского сражения и минчанин Николай Финский, которому 7 августа исполнился 91 год. Его судьба и в мирное, и в военное время, как и у многих других, тесно связана с обеими республиками Союзного государства. «Родился я под Минском, в деревне Турин Пуховичского района, – рассказал Николай Алексеевич газете «Союзное вече». – В мае 1941-го, став по окончании Московского Краснознаменного авиационно-технического училища сержантом, отбыл к месту службы – в Ленинградский военный округ, в село Медведь, где формировался новый авиационный полк. Был избран комсоргом эскадрильи. 25 июня собирался уйти в отпуск. Но грянула война…» Ее первые дни ветеран вспоминает с горечью. 

Отступление в неизвестность, огромные потери, новое формирование полка в Ярославле. Позже – Борисоглебск, ранение подо Львовом, возвращение после госпиталя в полк. Он не был летчиком, но стал лучшим техником в эскадрилье. Не был он и танкистом, но кто посмеет назвать значимость и величину его вклада в дело победы советских войск на Курской дуге недостаточными? После войны Николай Финский окончил Киевское высшее авиационно-инженерное училище, женился и вернулся с супругой в Беларусь.

Выйдя в отставку, трудился в информационно-вычислительном центре нынешнего Министерства архитектуры и строительства. Гордостью Николая Финского сегодня являются два его сына. Оба, как и отец, связали свою судьбу с авиацией, причем Юрий – подполковник запаса ВВС России, Валерий – майор запаса ВВС Беларуси. И о том, что в белорусской и российской армиях служат братья, в семье Финских знают лучше, чем где бы то ни было.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Звездный маршрут

Экспедиции в невесомость начинаются на Земле

Наши ценности под угрозой. А какие они?

Экс-госсекретарь СГ (с 2011 по 2021 год), сенатор от Курской области, заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике и транспорту Григорий Рапота открывает дискуссию о национальной идее

Запчастный случай

В актуальной для миллионов автомобилистов теме единого ОСАГО в Союзном государстве наметился решающий поворот, и она вот-вот выйдет на финишную прямую

Штрафной удар

Водители не смогут уехать от наказания: Россия и Беларусь договорились о взаимном признании штрафов за нарушения ПДД

Читайте также

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн

Экономика: интеграция

Сложение и деление

Как объединить энергетические сферы наших стран и правильно распределить полномочия?

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Общество

Котлеты с мухами

Международный Паралимпийский комитет приостановил, читай - исключил на неопределенный срок, россиян и белорусов из всех турниров, включая Паралимпийские игры

Политика

Александр Лукашенко - на саммите ОДКБ: Нельзя допустить, чтобы нас поссорили

От единства будет зависеть будущее и наших стран, и судьба организации



Общество

Котлеты с мухами

Международный Паралимпийский комитет приостановил, читай - исключил на неопределенный срок, россиян и белорусов из всех турниров, включая Паралимпийские игры

Общество

Сколько на самом деле погибло военных ВСУ

Цифра в сто тысяч не соответствует действительности - их гораздо больше

Общество

А корабль пошел…

Первое судно с 20 тысячами тонн российских удобрений отправилось в Африку

Культура

Пять главных зимних картин русских художников

Мороз и солнце, день чудесный - сюжет так и просится на полотно. Немало живописцев вдохновлялись этим временем года. Рассказываем об их самых знаменитых работах

Спорт

С мячами на выход

На зеленом поле чемпиона Беларуси по футболу и за его пределами происходило немало любопытных событий. Составили свой рейтинг

Звезды

Светлана Суховей: Войну не застала, но прожила ее в фильмах

Девочкой-подростком она снялась в «Бабьем царстве», «Сыновья уходят в бой», «Пой песню, поэт…». Этой осенью заслуженной артистке Беларуси исполнилось семьдесят лет

Общество

Бабушка милосердия

71-летняя уроженка Новоазовска отправилась в зону СВО

Общество

Весы с магнитом

Юлия Новицкая – о взвешивании в невесомости

Интервью

Александр Шельдяев: Белорусы – люди душевные

Вице-премьер правительства Башкортостана, министр промышленности, энергетики и инноваций рассказал «СВ» об импортозамещении, сохранении человеческого капитала и зеленой экономике