САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Груз выбирает удобный маршрут

«Транссиб» мог бы дать серьезный рост экономикам Беларуси и России, но не дает. Почему? Рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту Михаил БРЯЧАК.

«Транссиб» мог бы дать серьезный рост экономикам Беларуси и России, но не дает. Почему? Рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту Михаил БРЯЧАК.

Транзит и транспортно-логистические услуги в общем объеме мирового валового продукта занимают почти 12 процентов. Это огромный экономический потенциал и абсолютная конкурентоспособность. Транзит – бесспорное конкурентное преимущество Беларуси и России, данное природой, и не использовать его возможности в полной мере преступно. Объединив Азиатско-Тихоокеанский регион и европейское экономическое пространство, мы сделаем существенный экономический прорыв в национальных экономиках, пополним бюджеты наших стран, развитие территорий получит новый импульс, поскольку транзит – это создание комплекса производств не только строительных, но и предприятий, которые будут обеспечивать этот транзит. Стратегически выигрышное, приоритетное направление – Западная Европа. Восточная Европа – Беларусь – Россия, порты Дальнего Востока – так называемый «Транссиб», который мог бы дать серьезный рост экономикам наших стран, но не дает, – функционирует в очень малых объемах. В Государственной Думе создан Координационный совет, цель которого – активизировать экономический потенциал «Транссиба». Что этому мешает сегодня? В первую очередь внутриведомственная несогласованность и чрезмерное администрирование грузопотоков. Владимир Путин заявил, что 20 с лишним документов, предъявляемых к таможенному оформлению, нужно сократить до 6. Это международная норма. Сократить также время таможенного оформления и всех видов контроля. До 2 часов сократить представление и оформление грузов. У нас на это порой уходит несколько суток. В России движение грузов в три раза ниже, чем по Европе по железной дороге, и в 2,5 раза ниже, чем на автомобильном транспорте. Это экологический, экономический и конкурентный вопрос, который необходимо срочно решать. В блоке законодательных инициатив, предложенных рабочей группе для исполнения пунктов Послания Президента РФ Федеральному Собранию 12.12.12, мы заложили 5 законопроектов, которые помогут урегулировать и минимизировать процесс, которому подвергаются внешнеторговые грузопотоки. Это закон о транзите, о смешанных перевозках, об экспедиционной деятельности. Железная дорога везет быстро, но скорость теряет смысл, если груз стоит на границе. Магистраль от Бреста до Владивостока тоже функционирует не так, как должно работать приоритетное направление. Опять мешает процедура взаимоотношения всех звеньев логистической цепи. От происхождения груза, его оформления на экспорт в Европе требуется до 10 дней, в Китае - до 20, В России - до 30. У нас самая громоздкая система оформления грузов, к тому же коррупционная. Мало того, что это убивает всякие преимущества, она еще и непредсказуема. Поэтому владелец груза часто идет 40 дней морским путем или через Суэцкий канал, или в обход Африки, что гораздо эффективнее, чем короткое плечо через Российскую Федерацию. Администрирование внешних грузопотоков крайне неэффективно, наносит стране большой экономический ущерб во внешнеэкономической деятельности и делает российскую дорожно-транспортную инфраструктуру неконкурентоспособной и инвестиционно непривлекательной. Казахстанцы раньше нас стали использовать транзитный потенциал Азиатско-Тихоокеанского и европейского экономического пространства для своего развития. Так называемый маршрут «Трассека», прямой конкурент «Транссиба», быстро развивается благодаря активному государственному участию. В него включены: восточные порты Китая, принимающие грузы, далее движение по сухопутному железнодорожному маршруту по территории Казахстана, затем паромом через Каспий, далее Кавказ и в Европу. Организованная обработка движения грузов по маршруту «Трассека» для нас - реальная угроза ухода объемов, потенциально расположенных к транзиту по России. Конечно, это надо ставить в упрек не нашему союзнику по Таможенному союзу, а нам: это мы не столь расторопны и эффективны в использовании своего транзитного потенциала. Организация транзита по территории России такова, что грузы стоят неделями, простои и требования к оформлению и контролю непредсказуемы. А груз выбирает удобный маршрут. Поэтому задача профильного Комитета Госдумы, равно как ЕврАзЭС и Таможенного союза, - оптимизировать процедуру администрирования внешнеторговых грузопотоков и сделать ее конкурентоспособной на основе понятных для всех участников правил. В их выработке должны участвовать и национальные законодательства стран-участниц, и евразийского сообщества, и Таможенного союза. Всемирная таможенная организация работает под девизом: граница страны разделяет, а таможни – объединяют. В цивилизованном представлении таможня – это орган, который помогает внешнеэкономической деятельности, способствует, ищет пути оптимизации, соблюдая национальные интересы. В российской действительности ситуация противоположная. Участник внешнеэкономической деятельности, если он не приближен к чиновнику, рассматривается как потенциальный преступник, с которым надо что-то делать. Эту порочную практику надо менять как можно быстрее.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко продлил безвизовый режим для граждан 38 европейских стран до конца 2026 года
  2. В Москве состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти
  3. Александр Лукашенко: БНТУ — признанный научный и производственный центр Беларуси
  4. FIS допустила российских и белорусских лыжников к международным стартам в нейтральном статусе
  5. Владимир Путин: Развитие системы соцгарантий для фронтовиков — наш нравственный долг
  6. Валерий Гайдукевич: Патриотическое воспитание выходит на первый план
  7. Вадим Ипатов: Память о павших должна сохраняться на государственном уровне
  8. Ирина Костевич: Молодёжь — наш приоритет в сохранении исторической памяти
  9. Елена Афанасьева: Мы строим Союзное государство на основе общей памяти и исторической правды
  10. Владимир Путин пообещал восстановить все освобождённые территории и поддержать семьи участников СВО
  11. Владимир Путин: России нужны фильмы, подобные «Балладе о солдате»
  12. Владимир Путин рассказал, что иногда передвигается без кортежей, и призвал навести порядок с электросамокатами
  13. Путин и Красников обсудили приоритеты научно-технологического развития России
  14. Владимир Путин поручил подготовить предложения по «новогоднему помилованию» и поддержал совершенствование суда присяжных
  15. В Москве началось заседание Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Николай АЗАРОВ: Зеленский может убрать Миндича в любой момент

Бывший премьер-министр Украины – о чудовищных масштабах коррупции на своей родине и о том, какую перспективную страну разрушили в результате майдана

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также