15 Февраля 2012 года / К номеру: 6  (420)

Социальная сфера – зона особого внимания

Задача депутатов – осмыслить возникающие проблемы и предложить пути решения

В прошлом году Высший Государственный Совет принял новую Концепцию социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. О том, как обеспечиваются равные права белорусских и российских граждан в Союзном государстве, над какими проблемами сегодня работают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, и о новых подходах, заложенных в Концепцию социального развития,  корреспондент «СВ» беседует с заместителем председателя Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, доктором экономических наук Антониной МОРОВОЙ.

– Вы возглавляли научно-методический совет и были членом рабочей группы по разработке Концепции социального развития Союзного государства. Чем она отличается от прежнего документа?
– Первая Концепция социального развития Союзного государства была разработана в 2003 году, действовала она до 2007 года. Затем сроки ее реализации продлили до 2010 года. Новая Концепция социального развития Союзного государства будет работать до 2015 года. И если первая Концепция исходила из отраслевого принципа, в ней прописывалось, что нужно сделать в образовании, в здравоохранении, в культуре и так далее, то в новой Концепции мы взяли за основу отдельные сферы – социально-трудовую, миграционную, демографическую, экологическую, социальной защиты. При этом, конечно, сохраняя преемственность, мы исходили из того, что глобальные вопросы решены – гражданам России и Беларуси сегодня для поездок не нужны визы или особые паспорта, не нужны миграционные карты, они могут без проблем трудоустроиться. Реализован принцип свободного движения рабочей силы и капитала. Граница открыта, таможенный и пограничный контроль отсутствует, нет никаких препятствий для передвижения людей. Но национальное законодательство и в Беларуси, и в России постоянно совершенствуется, и некоторые механизмы на уровне конкретных сфер уже в полной мере не срабатывают, их нужно корректировать.
– Речь идет о механизмах обеспечения равных прав граждан наших стран?
– Именно об этом. Наша Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России постоянно анализирует, насколько обеспечены равные права граждан, насколько они могут быть реализованы.
В 1998 году был принят Договор о равенстве прав граждан – прежде всего на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений. Договор носил рамочный характер, и механизмов его реализации не было, поэтому в 2006 году в развитие этого документа были подписаны 4 соглашения. В то время я возглавляла Министерство труда и социальной защиты Беларуси, ко мне приходили многие белорусские граждане, которые уехали в Россию, и говорили, что их права нарушены. Стали разбираться – оказалось, люди, переехав в Россию, не получали пенсию по 4-5 лет. Они идут в службы социальной защиты, а там говорят, что пенсию им должна платить Беларусь. А по нашему законодательству, если человек уезжал в другую страну, он получал пенсию на полгода вперед – на том выплаты и прекращаются. А по законам России, такие переселенцы рассматривались как иностранные граждане, и пока они не узаконят свое пребывание в стране и не получат прописку, никакие выплаты им не положены. Замкнутый круг.

– А почему так получается?
– У нас граждане, переехавшие в Беларусь из другой страны, первоначально имеют статус временно проживающих, затем получают вид на жительство, а потом – гражданство. А в России есть еще одна категория: иностранные граждане, временно пребывающие на территории страны. И все проблемы возникают, как правило, у тех, кто имеет статус временно пребывающего. Для того чтобы получить вид на жительство в России, может уйти год, а то и больше. В Беларуси эта процедура попроще, в России – сложнее. И получается, что временно пребывающие в России социально не защищены. Им не обеспечивается ни бесплатная медицинская помощь, ни пенсионные выплаты, ни оплата больничных листов и т.д. В частности, оказались незащищенными пенсионные права даже у белорусов – работников аппарата Представительства Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Чтобы хоть частично урегулировать данные проблемы, в федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 3 декабря 2011 года были внесены изменения и дополнения. В результате с 1 января 2012 года на граждан Беларуси, временно прибывающих на работу в Россию и заключивших трудовой договор на срок не менее шести месяцев, распространяется обязательное пенсионное страхование. Это хорошее решение.
– Какие проблемы есть в других сферах?
– На прошлой неделе присутствовала на коллегии Министерства образования и обратила внимание, что у нас мало российских студентов. В России учатся 20 тысяч наших студентов, а в Беларуси  – всего 2 тысячи россиян. Хотя, казалось бы, есть Союзное государство, и молодежь из Брянской, Смоленской или Псковской областей могли бы поступать в белорусские вузы, они ведь рядом. Тем более что стоимость получения высшего образования у нас ниже. Но больше всего у нас студентов не из России, а из Туркмении и Китая. Почему так? Оказалось, что российская система Единого государственного экзамена по времени не коррелируется с белорусским Централизованным тестированием. Наше тестирование начинается раньше, чем в России заканчивается ЕГЭ, поэтому россияне к нам не едут. Или другая проблема. В Беларуси молодой человек, который получает высшее образование, может стать магистром. А в России есть еще и степень бакалавра. И если к нам приезжает такой российский специалист, допустим, поступать в аспирантуру, возникает еще одна нестыковка.
– Получается, что парламентарии Союзного государства вышли на то, что нужно отслеживать и совершенствовать законодательство на уровне отдельных административных и гражданских процедур?
– Именно так, на уровне статей законов, которые касаются конкретного человека. Проблемная ситуация, например, сложилась с трудовыми книжками. В России они образца 1939, 1974 и 2004 годов, а в Беларуси – 1939, 1974 и 1995 годов. Вопрос о трудовых книжках 1995 и 2004 годов пока не урегулирован. Если с белорусами, работающими в России, например строителями, которые имеют статус временно пребывающих, не дай бог, что-то случится, они могут не получить ни пенсии по потере кормильца, ни выплат по инвалидности. Разные подходы существуют в наших странах по получению статуса безработного и назначения пособия по безработице.
Похожая ситуация для временно пребывающих на территории России по медицинским страховкам. В Беларуси – медицина бесплатная, а в России при обращении в медицинские учреждения обязательно наличие медицинской страховки. Мы договорились, что экстренная медицинская помощь для белорусов в России будет бесплатной, но до конца вопрос так и не решен. Не обеспечена бесплатная медицинская помощь для временно пребывающих и неработающих граждан, включая студентов, аспирантов, пенсионеров, за исключением медицинской помощи в случае возникновения социально опасных болезней.
– Получается, что по позициям, о которых мы говорили, белорусы относятся к иностранным гражданам и в полной мере не защищены в социальном плане?
– Да, это так, причем по вполне объективным причинам. В обеспечении равенства прав сделано немало, наработан колоссальный опыт, который должен лечь в основу, как мне кажется, разработки социальных законов ЕЭП. И пристальное внимание, безусловно, нужно уделять социальной сфере. Понятно, что экономика первична, она идет впереди, и законодательство в этой сфере объективно развивается быстрее, и средств на развитие экономических программ нужно больше. Если взять союзный бюджет, то около 80 процентов денег идет на реализацию экономических программ, а 20 процентов – на социальную политику, развитие культуры, образования, медицины. Но ведь в конечном итоге смысл интеграции в том, чтобы рос уровень благосостояния, улучшалось качество жизни граждан. Об этом неоднократно говорили наши президенты, над этим работают парламентарии, которые первыми сталкиваются с такими проблемами, поскольку именно к нам обращаются граждане по тем или иным проблемам, возникающим в реальной жизни. А наша задача – их осмыслить и предложить пути решения.  

Беседовал
Герман МОСКАЛЕНКО
Фото Александра ШАБЛЮКА

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Вторая жизнь после Чернобыля

Союзные программы помогают восстановить зараженные территории

Оборот побил рекорд

Показатели торговли между нашими странами преодолели отметку в пятьдесят миллиардов долларов

Вот, новый поворот

Водители заждались союзной «автогражданки». Для них она как дополнительная полоса на загруженном шоссе в час пик. И ждать «разгрузки» осталось совсем недолго

Встали на другие рельсы

Белорусско-российская производственная кооперация выходит на новый уровень в Нижегородской и Ульяновской областях

Шаг к жизни

Совместные проекты в здравоохранении спасают десятки детей

Год вместо трех лет

Согласование союзных программ максимально ускорят

Читайте также

Общество

«Работал под пулями»: московский хирург рассказал, почему в зоне СВО не чувствовал страх

Врач московской городской клинической больнице №67 Юрий Казьмин с начала спецоперации провел в Донбассе более четырех месяцев, помогая больным и раненым

Трибуна депутата

ЕР + БР = интеграция

«Белая Русь» нацелена на сотрудничество с «Единой Россией»

Политика

Подсушили дрону крылья

Наши летчики указали американским воздушным шпионам над Черным морем их место: на самом дне акватории

Союзное государство

Вторая жизнь после Чернобыля

Союзные программы помогают восстановить зараженные территории

Туризм

Пять причин вспомнить Хатынь

В массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов



Общество

«Работал под пулями»: московский хирург рассказал, почему в зоне СВО не чувствовал страх

Врач московской городской клинической больнице №67 Юрий Казьмин с начала спецоперации провел в Донбассе более четырех месяцев, помогая больным и раненым

Общество

От вранья – шок и трепет

Военная операция США в Ираке началась двадцать лет назад

Туризм

Пять причин вспомнить Хатынь

В массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов

Экономика: интеграция

Конфетки, бараночки

В этом году сябры удивили петербуржцев обилием национальных закусок и деликатесов

Политика

Подсушили дрону крылья

Наши летчики указали американским воздушным шпионам над Черным морем их место: на самом дне акватории

Экономика: интеграция

Накормили на «пятерку»

Страны ЕАЭС решили вопрос продовольственной безопасности

Общество

Полуостров сокровищ

Годовщину возвращения Крыма в родную гавань отметили концертами, флешмобами и даже заплывами

Политика

Как скала посреди бурного потока

Москва и Пекин борются с общими угрозами и вызовами, стоя плечом к плечу: Владимир Путин и Си Цзиньпин написали статьи перед большой встречей в Кремле

Политика

Судите? Да судимы будете

В Гааге приняли абсурдное и нелегитимное решение - выдали ордер на арест Владимира Путина

Политика

Для чего Си Цзиньпин приезжал в Москву: цели и последствия

Чем союз России и Китая так пугает страны Запада, готовы ли в США к партнерству двух стран и почему этот визит уже назвали самым опасным для Запада в 2023 году – факты, планы, официальные заявления