САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Законодательный фундамент Союзного государства

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ – о работе союзных законодателей.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ – о работе союзных законодателей.

– Стратегическое направление работы нашей комиссии было определено 15 лет назад в Смоленске, на первой сессии Парламентского Собрания. И если в июне 1996 года перед членами комиссии ставилась задача создать единую нормативно-правовую базу – для проведения общей финансово-экономической, бюджетной, налоговой и социальной политики,  формирования единых систем – энергетической, транспортной и связи,  размещения новых и модернизации существующих производственных мощностей,  взаимодействия в вопросах занятости населения, унификации трудового законодательства, проведения согласованной внешнеэкономической политики, совместной организации таможенного дела и так далее, то в начале 2000 года в Договоре о создании Союзного государства было предусмотрено формирование Парламента Союзного государства и предоставление ему функций по принятию нормативно-правовых актов прямого действия, принятие Конституционного Акта Союзного государства. В конце 2010 года на двадцать втором заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства речь уже шла о создании органа Союзного государства, в компетенцию которого входили бы полномочия по разработке и правовой экспертизе проектов нормативно-правовых актов Союзного государства, регистрация и учет нормативно-правовых актов, обмен правовой информацией и о разработке форм участия в подготовке международных договоров по вопросам ведения Союзного государства.
Это говорит о том, что Союзное государство состоялось. Сегодня это  наиболее успешная в политическом, экономическом, военном, социальном и иных отношениях модель интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве.
В рамках Союзного государства заключен ряд международных договоров, которые устанавливают, что граждане и субъекты хозяйствования Беларуси и России имеют равные права с гражданами и субъектами хозяйствования своего государства. Граждане одной страны могут въезжать в другую по внутреннему паспорту, без оформления виз, миграционных карточек, пограничного и таможенного досмотра. На территории Союзного государства россияне и белорусы могут свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранных граждан. Для оформивших статус постоянного или временного проживания медицинское, социальное, пенсионное обеспечение такое же, как для собственных граждан. Решены вопросы обмена жилыми помещениями, перевода пенсий и другие.
Для субъектов хозяйствования созданы условия для свободной торговли и допуска на рынки, отменен таможенный досмотр. Причем сделано это задолго до формирования Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Благодаря унификации национальных законодательств многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации.

Правовые нормы Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Немало сделано для унификации и гармонизации таможенного законодательства, законодательства в сфере обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества, по сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.
Однако, как считают специалисты, в недостаточной степени гармонизированы жилищное законодательство, законодательство о культуре и искусстве, об обороне, об использовании, охране и защите лесов, о строительстве, архитектуре и градостроительстве и в других областях. Согласен с теми, кто считает, что полная унификация законодательства между двумя государствами невозможна, а лишь в той мере, в какой это необходимо для функционирования Союзного государства.
Тем удивительнее было недавно читать, что в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2009 год в который раз отмечено «несовершенство существующей нормативной базы и неоправданно низкие темпы ее развития».  В первую очередь замечания касались Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства в редакции 2006 года. А ведь союзный бюджет – Основной закон Союзного государства, без которого оно нежизнеспособно.
Безусловно, союзные законодатели не несут ответственность за просчеты заказчиков и исполнителей, некачественную разработку программ, нерасторопность российского Минфина. Но мы можем активнее использовать свои полномочия – направлять запросы Парламентского Собрания и приглашать ответственных должностных лиц на «правительственный час». Всестороннее, углубленное обсуждение «буксующих» вопросов в кругу всех заинтересованных лиц активизирует сближение национальных законодательств. Недаром союзные законодатели считают необходимым инициировать обсуждение на сессиях Парламентского Собрания проектов национальных законов, затрагивающих предметы ведения Союзного государства, разработать концепцию и инициировать разработку методических основ сближения законодательств с учетом рекомендаций членов Научно-консультативного совета Парламентского Собрания и ученых двух стран. Это необходимо, чтобы найти наиболее оптимальные пути развития общей законодательной базы. Ведь единое правовое пространство – это фундамент, на котором сегодня строится, а завтра будет стоять Союзное государство.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ушаков: Зеленский стремится включить неприемлемые для Москвы предложения в мирные документы США
  2. Белорусские хоккеисты одержали уверенную победу над Казахстаном на Кубке Первого канала
  3. Молодежные сборные Беларуси и России по волейболу вернутся на международную арену с 2026 года
  4. МО РФ предупреждает о риске радиоактивного загрязнения Днепра и Черного моря
  5. Александр Лукашенко начал переговоры с делегацией команды Трампа в Минске
  6. Владимир Путин провел переговоры с Эрдоганом в Ашхабаде
  7. Владимир Путин отметил успешное развитие сотрудничества между Россией и Туркменистаном
  8. Количество обращений к прямой линии с Путиным превысило миллион
  9. ПВО России за четыре часа сбили 34 украинских беспилотника в разных регионах
  10. Владимир Путин и Пезешкиан провели переговоры в Ашхабаде: Россия и Иран укрепляют стратегическое партнерство
  11. Владимир Путин поддержал Ашхабадскую декларацию и поздравил участников форума с Международным днём нейтралитета
  12. Владимир Путин почтил 30-летие нейтралитета Туркмении, возложив венок к монументу в Ашхабаде
  13. ПВО России за ночь перехватили 90 украинских беспилотников в разных регионах страны
  14. Владимир Путин прибыл в Ашхабад и отметил значимость нейтралитета Туркмении
  15. Северск перешёл под контроль российских войск: Путину доложили о ситуации в ДНР

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Спецоперация: «Мясник» мечтает о мире

Главком ВСУ признал, что о победе над Россией уже и не мечтает

МНЕНИЯ

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

«Евровидение» свое отпело

Анатолий Заусайлов

Уже пять стран отказалось от участия в конкурсе -2026

Дональд и Мелания Трамп поблагодарили Лукашенко за белорусское гостеприимство

Михаил Васильев

Беларусь под конец года показывает невероятные дипломатические успехи

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также