САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

К новым формам объединения

Уходящий год войдет в историю стран СНГ как год, положивший начало возрождению постсоветского пространства. Не успели народы Беларуси, Казахстана и России привыкнуть к жизни в формате Таможенного союза, как оказались на пороге создания Единого экономического пространства, которое станет реальным с 1 января 2012 года. А еще через год-два на просторах СНГ появится Евразийский экономический союз – новая форма интеграции. О том, изменит ли это статус Союзного государства, как скажется на его экономике, рассуждают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Уходящий год войдет в историю стран СНГ как год, положивший начало возрождению постсоветского пространства. Не успели народы Беларуси, Казахстана и России привыкнуть к жизни в формате Таможенного союза, как оказались на пороге создания Единого экономического пространства, которое станет реальным с 1 января 2012 года. А еще через год-два на просторах СНГ появится Евразийский экономический союз – новая форма интеграции. О том, изменит ли это статус Союзного государства, как скажется на его экономике, рассуждают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Совместные программы - рычаг союзного строительства

Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Законодательная деятельность союзных парламентариев подчинена  формированию и обновлению правового поля Союзного государства и национального законодательства, хотя их главная задача – принятие качественных законов. Не стал исключением и 2011 год. На 40-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России центральным вопросом традиционно было принятие бюджета Союзного государства на следующий год. Будут профинансированы 13 совместных программ и 26 мероприятий. Более 50 процентов средств выделено на фундаментальные исследования, инновационные проекты, направленные на развитие промышленности, сельского хозяйства, строительства. Думаю, это важно и для наших стран,  поэтому совместные программы считаю важным достижением союзного строительства.
При разработке бюджета на 2012 год депутаты поработали очень конструктивно. Непросто было и Согласительной комиссии. Депутаты жестко поставили вопрос о союзной собственности.
Мы понимаем, что в России сейчас идет подготовка к выборам в Государственную Думу, российские депутаты заняты и там, но, несмотря на это, проявили большой интерес к подготовке бюджета. Документ получился очень качественный.
Если говорить о создании Евразийского экономического союза, о его влиянии на Союзное государство, напомню, что с 1 января 2012 года Беларусь, Россия и Казахстан начинают жить в формате Единого экономического пространства – ЕЭП. Евразийский экономический союз – следующий уровень интеграции. Новый союз должен стать мощным экономическим и геополитическим проектом. И наработки Союзного государства в его формировании очень важны. За 15 лет у нас создана солидная нормативно-правовая база, на основе которой мы строили Таможенный союз, будем форсировать создание Единого экономического пространства, затем и Евразийского экономического союза.
В связи с этим, считаю, нам уже сейчас надо привлекать казахстанских парламентариев, например в статусе наблюдателей, к совместной работе в Совете Парламентского Собрания и в Парламентском Собрании.
Беларусь и Россия решили очень много проблем, касающихся социального развития Союзного государства, в том числе в сфере молодежной политики. Вовлечение казахстанских детей в союзные детские и молодежные программы – вопрос актуальный. Мы начали его рассматривать еще в прошлом году. Раз мы строим Единое экономическое пространство трех государств, а затем – Евразийский экономический союз, нужно думать и о развитии отношений между нашими детьми.

Учиться на ошибках Евросоюза

Александр Торшин, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ:
– В построении Евразийского экономического союза большое значение имеет как раз Союзное государство – очень успешная площадка, на которой отрабатывался механизм интеграции Россия – Беларусь. Сейчас к нему подключается Казахстан, Киргизия просится, дальше – все, кто захочет. В рамках Евразийского экономического пространства возможны различные комбинации. Я думаю, что Союзное государство будет катализатором создания более прочной структуры, мощнее и устойчивее, чем Евросоюз, в силу ряда причин – хотя бы потому, что мы сможем уберечься от просчетов, которые допустила евроинтеграция.
Если Евросоюз изначально объединил на одном пространстве совершенно разные государства – по ментальности, истории, отношениям друг с другом, то наш союз основан на других принципах: у нас общий язык, как и инфраструктура, которая, несмотря на развал Советского Союза, во многом осталась общей. Железные, автомобильные дороги Беларуси, России, Казахстана – это единая система, как и система трубопроводов, воздушного сообщения, не говоря уже о совместной обороне и так далее.  
Сейчас, не теряя темпа, кроме единого экономического, надо создавать единое правовое пространство. Экономика строится на праве, а право – это законы, договоры. Может быть, необходимо разработать некие унифицированные правовые документы. Это серьезный вызов юридической практике, юридической науке – создавать правила, которые бы одинаково действовали на территории трех-четырех государств. Начать можно было бы,   допустим, с единого миграционного кодекса. Чтобы человек, обладающий правом свободы передвижения, трудоустройства, мог спокойно поехать в Россию, Беларусь, Казахстан, не думая о том, что там другие правила.

На этапе развития

Александр БАБАКОВ, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, заместитель Председателя Государственной Думы:  
– Пока будет функционировать Союзное государство, а при создании нового образования как раз и будет учитываться опыт его создания, никакой его реорганизации не будет.  Сегодня мы ощущаем огромную пользу от его создания, но если представить масштабы Евразийского экономического союза (ЕЭС), станет ясно, что в новое образование мы приглашаем гораздо больше государств, чем в Союзное государство. Принцип функционирования ЕЭС предполагает формирование наднациональных органов власти, использование совместных бюджетов, контроль и создание единой собственности. Если нам удастся решить проблемы с российско-белорусской союзной собственностью, о чем мы говорили на 40-й сессии Парламентского Собрания, это будет серьезным вкладом в новое образование: мы создаем Евразийский экономический союз не для галочки, а для эффективного функционирования национальных экономик в рамках нового союза.
Наш потенциал с точки зрения природных, трудовых ресурсов позволяет обеспечить прирост национальных экономик за счет общего результата. Союзное государство – не только хороший пример, но и огромный вклад в национальные экономики, социальную, политическую и оборонную сферы двух стран, и я не думаю, что в ближайшее время встанет вопрос о его реорганизации, хотя рано или поздно этот процесс должен привести к объединению. В каком виде – решать не сегодня.
Любое экономическое объединение имеет право на развитие. Пример Европы – в чем-то удачный, в чем-то нет – для нас тоже полезен. Появление наднациональных органов в различных сферах – парламентской, правовой, финансовой составляющей – это примеры, которые наверняка будут учтены при формировании Евразийского экономического союза.

Объединить экономический опыт

Анатолий ЛОКОТЬ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления:
– Один из главных вопросов сегодня – как использовать опыт построения Союзного государства при создании Евразийского экономического союза. Речь практически идет о восстановлении государства в границах СССР, за вычетом некоторых бывших союзных республик, и, что важно, в изменившихся экономических и политических условиях.
Уникальный опыт строительства Союзного государства как нигде еще может быть востребован именно при создании Евразийского экономического союза. Главное – не буксовать 15-20 лет, а заключать договоры, разработать четкий план поэтапного строительства нового государства и следовать этому плану.
Еще один из плюсов строительства Союзного государства – колоссальный экономический опыт – создание в нынешних непростых условиях бюджета Союзного государства, его использование на союзные программы и, самое главное, как считает наша комиссия, – решение вопросов с союзной собственностью.
Опыт, наработанный нами, должен быть востребован, сделаны выводы из совершенных ошибок – чтобы Евразийский экономический союз не буксовал. И ни в коем случае, на мой взгляд, нельзя создавать новый союз вопреки другому. ЕЭС – не альтернатива: одно образование должно логично вытекать из другого. Был период, когда два государства участвовали в восстановлении союза, сегодня о своем желании присоединиться к этому процессу заявили несколько бывших союзных республик. И это замечательно.

Чем меньше барьеров между нами, тем лучше для всех

Зоя СТЕПАНОВА, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре:
– Сегодня в Союзном государстве социальные вопросы практически решены –   в сфере здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, трудоустройства и свободы передвижения, в области культуры. Мы оздоравливаем наших ветеранов ВОВ и в России, и в Беларуси, занимаемся людьми, пострадавшими в чернобыльской катастрофе. Разработали очень интересные программы по детским образовательным учреждениям. Проводим летние детские смены и в Беларуси, и в России. Летние каникулы наши кадеты и суворовцы, преимущественно дети-сироты, из неполных семей, проводят вместе. Город Ростов-на-Дону стал столицей молодежного фестиваля «Молодежь – за Союзное государство».
Если говорить о влиянии создания Евразийского экономического союза, то,  думаю, чем больше мы будем объединяться, чем меньше препон и барьеров будет в социальном и экономическом взаимодействии, тем лучше. Все, что работает на объединение, – большой плюс. Вопрос о включении в наши молодежные программы ребят из Казахстана в стадии обсуждения. Но в двух последних ростовских фестивалях, кроме белорусской и российской молодежи, участвовали молодые исполнители и творческие коллективы из Украины. Приезжали и представители других бывших союзных республик. Так что мы расширяем поле взаимодействия нашей молодежи. Со временем в него войдут и ребята из Казахстана.

От Союзного государства - к Евразийскому союзу

Сергей КРЫЖЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам:
– Евразийский экономический союз будет не мешать, а способствовать развитию Союзного государства – во всех сферах нашего сотрудничества появятся новые экономические возможности. Союзное государство – самое развитое с точки зрения интеграции образование. К тому же Евразийский – экономический союз, а Союзное государство охватывает многие направления интеграции, не только экономику, но и политику, оборону и безопасность, образование, медицину, здравоохранение, трудоустройство, свободу передвижения, пенсионное обеспечение, культуру и так далее. Трансформация Союзного государства в нечто другое может произойти лишь в том случае, если уровень интеграционного развития Евразийского  экономического союза превзойдет уровень развития Союзного государства. Но жизнь показывает, что для достижения уровня интеграции, как в Союзном государстве, нужно время, поэтому в ближайшей перспективе никакой трансформации российско-белорусского государства не произойдет. Но Евразийский экономический союз не просто подстегнет нашу единую и национальные экономики, а послужит дополнительным стимулом развития и углубления интеграционных процессов.

Наталья ДОЛГУШИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  2. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  3. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  4. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  5. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  6. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  7. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  8. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  9. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  10. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  11. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами
  12. СМИ: Нападавшие на «Крокус Сити холл» террористы были под наркотиками
  13. С 1 апреля для сдачи экзамена на права потребуется СНИЛС
  14. ЦИК Беларуси зарегистрировал кандидатов в члены Совета Республики
  15. В России около 60% выпускников могут поступить в вузы на бюджетные места

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также