17 Июля 2011 года / К номеру: 31  (387)

Несовместимость знаков

Что может помешать белорусским товарам попасть на российский рынок, и наоборот?

Вокруг товарного знака «Соседи», принадлежащего известной сети магазинов, недавно в Беларуси  развернулась настоящая баталия. Некто прознал, что этот раскрученный товарный знак в Беларуси не зарегистрирован, и решил зарегистрировать его на себя. Парадокс, но факт: после этого владельцы названной сети магазинов уже не могли использовать собственное название. Только за вознаграждение новому владельцу.

Было ваше, стало наше
К счастью, «Соседи» отстояли свой товарный знак, пройдя путь от Национального центра интеллектуальной собственности до Верховного суда.  Но этот пример захватов «ничейных» товарных знаков не единичен. Лет шесть назад с такой же ситуацией столкнулась российская кондитерская фабрика «Большевик», которая через своего официального дилера поставляла в Беларусь сухие торты «Причуда». Дилер смекнул, что товарный знак этой фабрики в Беларуси не зарегистрирован, и поспешил оформить его на себя. То есть, по сути, «кинул» своего российского партнера. А фабрика отныне должна была заключать с ним лицензионное соглашение на использование, по сути, своего же товарного знака.
Производитель решил отстаивать свои права. И на основании того, что товарный знак «Большевик» совпадает с фирменным наименованием фабрики, регистрацию в Национальном центре интеллектуальной собственности признали недействительной. А вот «Причуду» таким путем вернуть не смогли, поэтому пришлось обращаться в Верховный суд.
Такие же споры развернулись вокруг пельменей «Морозко» и даже вокруг доменного имя google.by. А все из-за законодательства в сфере интеллектуальной собственности, которое в современных условиях должен в бизнесе знать каждый. Товарный знак действует только на территории того государства, где он зарегистрирован. Если продукт, скажем, производится в Беларуси и его товарный знак зарегистрирован у нас, а в других странах производитель решил из соображений экономии его не регистрировать, то там его может зарегистрировать кто угодно.
– Если товарный знак принадлежит кому-то за пределами Беларуси, это не является основанием для отказа в регистрации у нас в стране. В законе четко установлены основания для отказа. И если отсутствуют такие основания, то мы просто обязаны зарегистрировать этот товарный знак, – объясняет «СВ» начальник управления экспертизы товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Денис Недвецкий.
С такими же ситуациями сталкиваются и наши производители за границей. К примеру, белорусскому «Белвару» точно так же пришлось отстаивать свое право на товарный знак «Помощница», который они неосмотрительно не зарегистрировали в России.
– Это лишь некоторые случаи, которые мы знаем. А ведь масса подобных дел просто не доходит до суда. Владельцы раскрученных на родине знаков, понимая свою недальновидность, иногда предпочитают выкупить собственный товарный знак, не ввязываясь в тяжбы, – уверен наш собеседник.
Цена вопроса
С созданием Таможенного союза специалисты ожидают, что число споров по товарным знакам может увеличиться. Ведь в Единое экономическое пространство входят три страны, каждая из которых регистрирует товарные знаки только для своей территории, а единой регистрации для всех пока нет. И может оказаться так, что один и тот же товарный знак был зарегистрирован в разных странах на разных владельцев. Как, например, старые добрые советские знаки – конфеты, ликероводочная продукция. Скажем, наши конфеты «Любимая Аленка» в Беларуси можно продавать, но в России, где есть своя «Аленка», с ней могут возникнуть проблемы.
Единые принципы и механизмы регистрации товарных знаков на территории всех трех стран начнут работать не раньше 2012 года. А пока участники союза думают, каким образом можно избежать этого столкновения. Ведь если в Беларуси только в 2010 году зарегистрировано 9 тысяч товарных знаков, а в России – 35 тысяч, то и вероятность совпадений довольно велика.
В этом случае, чтобы попасть на российский рынок, белорусскому производителю придется  раскошеливаться и договариваться с обладателем российского товарного знака, равно как и российскому – на территории Беларуси. Ценой вопроса может быть как 1 тысяча долларов, так и 1 миллион – все зависит от его раскрученности и экономического потенциала. Специалисты советуют об этом помнить и, разрабатывая товарный знак, не стремиться подражать чужим знакам, проявлять фантазию. А если есть планы по экспорту продукции, то необходимо заранее узнать, зарегистрирован ли такой товарный знак в той стране.

Алена ПОКАЛО

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась

Марафон добрых дел

Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев передал инвалидные коляски благотворительному фонду Алексея Талая

Без права на промах

На полигоне Обуз-Лесновский под Брестом все праздничные дни раздавалась плотная стрельба, ухали пушки и ревели моторы танков

Гордость за Гродно

IX Форум регионов Беларуси и России получился непохожим на предыдущие

Непобедимый боевой тандем

Тревожная ситуация на западных границах СГ заставила развернуть совместную военную группировку

Читайте также

Культура

Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик

Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год

Туризм

Пять причин посетить Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Судьбу города в свое время определили два знатных рода - Румянцевы и Паскевичи. Они же оставили гомельчанам этот роскошный туристический объект. И совсем недавно коллектив учреждения получил специальную премию Президента Беларуси

Общество

Шаром покатили

Китайский зонд унизил США, показав полную беспомощность американских ПВО

Трибуна депутата

Владимир Андрейченко: Мы не можем безразлично смотреть на марши неонацистов

Белорусы всегда будут воспринимать кровавые события, стоящие за словом «холокост», как личную трагедию

Экономика: интеграция

Завелись не на шутку

В России приняли стратегию развития автомобильной отрасли до 2035 года

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась



Общество

Шаром покатили

Китайский зонд унизил США, показав полную беспомощность американских ПВО

Общество

Наплевали на свои же принципы

Страна, где отжимают собственность под надуманными предлогами – новая реальность в США

Общество

Полуфабрикат эконом-класса

С передачей танков Украине американцы оказались, как всегда, самыми хитрыми, и оставили союзников по НАТО в дураках

Спорт

Бойкот, да не тот

Отсутствия поляков на Олимпиадах никто и не заметит, в отличии от россиян и белорусов, вот они и бесятся

Общество

Не надо бояться человека с конфетой…

На Западе пытаются оправдать уже и педофилию

Туризм

Пять причин посетить Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Судьбу города в свое время определили два знатных рода - Румянцевы и Паскевичи. Они же оставили гомельчанам этот роскошный туристический объект. И совсем недавно коллектив учреждения получил специальную премию Президента Беларуси

Спорт

«Да здравствует матушка-Россия!»

Болельщик выкрикивал эти слова, когда сиднейские полицейские тащили его с трибун

Звезды

Ольга Кабо: Теперь играю мам-злодеек

Аристократичная красавица до сих пор покоряет сердца. И возраст не скрывает. Но кто поверит, что Ольге Кабо уже 55?

Культура

Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик

Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год