САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Приоритет – инновациям

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

– Программы Союзного государства включают в себя комплекс совместных мероприятий по решению крупных социально-экономических задач, служат упрочению производственных связей между субъектами хозяйствования. Это, в свою очередь, гарантирует выпуск конкурентоспособной продукции, позволяет в полной мере использовать производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места. По оценкам специалистов, благодаря союзным программам сегодня в Беларуси и России с учетом организаций-смежников обеспечены работой сотни тысяч человек. Такая форма объединения усилий Беларуси и России во всех важнейших сферах – экономике, финансах, науке, технике, культуре – положительно отличает Союзное государство от других интеграционных образований, которые существуют на постсоветском пространстве.
Основная задача, которую призваны решить инновационные программы, – создание высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке,  а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и России и повышение качества жизни наших народов. О том, как сделать нашу экономику конкурентоспособной, недавно говорили в Твери депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители инновационной инфраструктуры на двадцать третьем заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему:  «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». Особое внимание было уделено в том числе и инновационным программам и проектам Союзного государства и их финансированию; формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий; зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала.
В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы – важнейшие общенациональные задачи.

За годы союзного строительства сделано немало. Однако  возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства не были реализованы в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. У нас отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, прежде всего вопросы распределения прав собственности на результаты исследований и разработок. А низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов, поскольку у них обычно отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка. Нет механизмов венчурного финансирования совместных белорусско-российских инновационных программ и проектов. Российские венчурные организации не имеют права осуществлять венчурное финансирование белорусских проектов, в Беларуси нет венчурных организаций. Процесс формирования научно-технических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции. Отсутствует порядок отбора и формирования конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований. Открытой остается проблема передачи (трансфера) в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами. И, наконец, не решены вопросы собственности как на хозяйственные объекты, создаваемые в рамках программ Союзного государства, так и на объекты интеллектуальной собственности.
А ведь для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика Союзного государства, включающая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки, образования. Следовательно, нужна полномасштабная инновационная система и   качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и между государственными и производственными структурами. Мы, союзные законодатели, должны активнее гармонизировать систему нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений. Ускорить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной деятельности. Определить и актуализировать приоритетные направления двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. И приоритет должен быть отдан прорывным проектам, выходящим на беспрецедентные решения, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, отличающихся принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Северск перешёл под контроль российских войск: Путину доложили о ситуации в ДНР
  2. Ввоз подержанных автомобилей из Беларуси в Россию резко вырос в ноябре
  3. В Национальной библиотеке открылась выставка о Союзном государстве Беларуси и России
  4. Владимир Путин: Пенсии должны расти темпами не ниже инфляции, семьи с детьми получат новую налоговую выплату
  5. Глава СК РФ: последствия ударов Украины оцениваются в сотни миллиардов рублей
  6. Владимир Путин обсудил с Зорькиным роль Конституции и политизацию европейского правосудия
  7. Белорусские хоккеисты стартуют на Кубке Первого канала в Новосибирске
  8. Владимирская область укрепляет экономические связи с Беларусью: рост торговли почти на 20%
  9. Белорусские фабрики увеличили выпуск сладких наборов к Новому году
  10. Трамп: На Украине процветает массовое злоупотребление властью
  11. Беларусь наращивает выпуск уникальных биопрепаратов для сельского хозяйства и экспорта в Россию
  12. Беларусь готовит иски за ущерб, нанесённый в годы Великой Отечественной войны
  13. В Минске 15 декабря зажгут главную новогоднюю ёлку Беларуси
  14. Александр Лукашенко встретился с главой Следственного комитета России Александром Бастрыкиным в Минске
  15. Премьер-министр Беларуси Александр Турчин отправился с рабочим визитом в Москву

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Спецоперация: «Мясник» мечтает о мире

Главком ВСУ признал, что о победе над Россией уже и не мечтает

МНЕНИЯ

Пять признаков того, что Украина — террористическое государство

Олег Зинченко

Странно, что этого еще не увидели граждане стран Евросоюза.

Вот кто-то с горочки спустился

Анатолий Заусайлов

Лыжники и фристайлисты из России и Беларуси получили нейтральный статус для участия в международных соревнованиях

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также