12 Мая 2011 года / К номеру: 20  (376)

Приоритет – инновациям

Беларусь и Россия должны повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

– Программы Союзного государства включают в себя комплекс совместных мероприятий по решению крупных социально-экономических задач, служат упрочению производственных связей между субъектами хозяйствования. Это, в свою очередь, гарантирует выпуск конкурентоспособной продукции, позволяет в полной мере использовать производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места. По оценкам специалистов, благодаря союзным программам сегодня в Беларуси и России с учетом организаций-смежников обеспечены работой сотни тысяч человек. Такая форма объединения усилий Беларуси и России во всех важнейших сферах – экономике, финансах, науке, технике, культуре – положительно отличает Союзное государство от других интеграционных образований, которые существуют на постсоветском пространстве.
Основная задача, которую призваны решить инновационные программы, – создание высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке,  а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и России и повышение качества жизни наших народов. О том, как сделать нашу экономику конкурентоспособной, недавно говорили в Твери депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители инновационной инфраструктуры на двадцать третьем заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему:  «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». Особое внимание было уделено в том числе и инновационным программам и проектам Союзного государства и их финансированию; формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий; зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала.
В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы – важнейшие общенациональные задачи.

За годы союзного строительства сделано немало. Однако  возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства не были реализованы в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. У нас отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, прежде всего вопросы распределения прав собственности на результаты исследований и разработок. А низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов, поскольку у них обычно отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка. Нет механизмов венчурного финансирования совместных белорусско-российских инновационных программ и проектов. Российские венчурные организации не имеют права осуществлять венчурное финансирование белорусских проектов, в Беларуси нет венчурных организаций. Процесс формирования научно-технических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции. Отсутствует порядок отбора и формирования конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований. Открытой остается проблема передачи (трансфера) в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами. И, наконец, не решены вопросы собственности как на хозяйственные объекты, создаваемые в рамках программ Союзного государства, так и на объекты интеллектуальной собственности.
А ведь для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика Союзного государства, включающая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки, образования. Следовательно, нужна полномасштабная инновационная система и   качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и между государственными и производственными структурами. Мы, союзные законодатели, должны активнее гармонизировать систему нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений. Ускорить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной деятельности. Определить и актуализировать приоритетные направления двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. И приоритет должен быть отдан прорывным проектам, выходящим на беспрецедентные решения, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, отличающихся принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Олег Белоконев: Союз России и Беларуси стоит, как кость в горле у коллективного Запада

Парламентарий выступил на открытии кадетской смены Союзного государства

Николай Бурляев: Бюджет на науку, культуру, образование увеличили в три раза

Внимание к гуманитарным вопросам - залог процветания Союзного государства

Великолепная пятерка

Союзные депутаты обсудили финансирование действующих и новых интересных проектов


Прошел первый День Союзного государства

Первый из трех Дней Союзного государства прошел на «Славянском базаре в Витебске». И был невероятно насыщенным

Сергей Стрельченко: «Славянский базар» - наш самый яркий проект»

О деловой программе фестиваля, в которой будут участвовать депутаты, рассказал Ответственный секретарь Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России

Программ станет больше

У Москвы и Минска на первом месте взаимная поддержка и координация

Читайте также

Политика

Александр Лукашенко - о том, какими темпами нужно работать: Только те выйдут из кризиса окрепшими, кто будет бежать

- Пойдем пешком - нас догонят и раздавят, затопчут, - Президент Беларуси рассказал о формуле успеха для предприятий

Экономика: интеграция

Ой, цветет «Регина»!

Черешня из Гродненской области может потеснить в России молдавскую и турецкую

Союзное государство

Олег Белоконев: Союз России и Беларуси стоит, как кость в горле у коллективного Запада

Парламентарий выступил на открытии кадетской смены Союзного государства

Трибуна депутата

Николай Бурляев: Пора остановить сползание в демографическую яму

Всемирная организация здравоохранения объявила, что «мужчина» и «женщина» теперь не единственные гендеры на планете

Культура

Лучше Бреста нету места!

В этом уверены не только местные жители, но и все, кто оказался в древнем городе на минувших выходных. Город над Бугом на прошлой неделе отметил 1003 -летие. Поздравить именинника приехали и гости из России

Общество

Северный флот не подведет

В «Орленке» открылась кадетская смена Союзного государства



Общество

Северный флот не подведет

В «Орленке» открылась кадетская смена Союзного государства

Союзное государство

Олег Белоконев: Союз России и Беларуси стоит, как кость в горле у коллективного Запада

Парламентарий выступил на открытии кадетской смены Союзного государства

Общество

Договор дороже денег

Украина потребовала вернуть зарубежное имущество СССР

Общество

Ай-ти место пусто не бывает

В этом году в российские вузы подали рекордное количество заявлений на прием - 6,3 миллиона, специальности мечты - технические

Общество

Один раз в год сады цветут

Москву не узнать - на Манежной площади вырос городок из петуний, по соседству - пшеничное поле, а у входа в ЦУМ - экзотический остров с пальмами, орхидеями и кувшинками

Туризм

Пять причин погулять по экотропам Беларуси

Отдых на природе - это не только шашлыки, палатки и купание до синих губ. Прогулки по заповедным местам помогут по-новому взглянуть на привычные пейзажи

Общество

Перекрестные полеты

Юлия Новицкая о старте экипажа Crew-5 на МКС

Спорт

Трезубцем по мечте

В отмене мастер-классов Александры Трусовой в Стокгольме обнаружен украинский след

Общество

От частного к общему

Среднее образование в Беларуси станет обязательным. Что еще изменится в школах республики в новом учебном году?

Общество

Оставь мобилу, всяк сюда входящий

На уроках запретят пользоваться гаджетами. И будут учить финансовой грамотности