Равиль Атжанов: О неотложном
В этой сфере метро остаётся последним бастионом 1990-х
Если кому-то покажется, что поднимаемая мною сейчас тема слишком низка для журналистики, позволю напомнить, что именно она сделала в 1976 году знаменитым Геннадия Хазанова. Тогда, на концерте, посвящённом 70-летнему юбилею Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, молодой артист прочитал монолог о студенте кулинарного техникума, который поев неоправданно много арбуза мечется по улицам и паркам в поисках «маленького домика». Рассказ так понравился Леониду Ильичу, что он специально подошёл к исполнителю и, ткнув его в бок, сказал: «Это прям про меня!»
И так уж повелось, что именно «маленькие домики» с буквами «М» и «Ж» на дверях стали одними из первых символов Перестройки. Сначала появились кооперативные рестораны, а сразу вслед за ними – платные туалеты. Что, кстати, вполне соответствует естественному обороту веществ в человеке. Тема была настолько популярной, что нашла отражение даже в кинематографе. В фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди» именно платный туалет стал главным «офисом» русской мафии в США. А в комедии Михаила Евдокимова «Про бизнесмена Фому» построенный в деревне платный туалет стал настоящим проводником культуры в сельские массы.
Это смешно, но единственным дармовым спасением для переевших арбуза в те времена стала пришедшая на наш рынок американская компания. По России тогда ходил анекдот: «Макдональдс! Самая крупная в стране сеть бесплатных туалетов!»
Но в 2000-х ситуация стала меняться. Вначале бабушки, собиравшие медяки с сильно нуждавшихся, исчезли с вокзалов, затем в директивном порядке бесплатные места общего пользования появились на всех автозаправочных станциях. Постепенно взымать налог на «естественные нужды» прекратили в парках, на стадионах, в гипермаркетах и на рынках. К бесплатному режиму вернулись и уличные общественные уборные.
Настоящим апофеозом стало появление комфортных туалетных комнат в пригородных электричках и в вошедших в систему метрополитена МЦД и МЦК «Иволгах».
Сегодня уже практически во всех критических местах есть места, где любой человек совершенно бесплатно может удовлетворить одну из основных и неотложных потребностей. Практически во всех, но не во всех.
Самым популярным видом общественного транспорта в столице России является метро. В среднем каждый москвич проводит в подземке по 40-50 минут в сутки. Часто время поездки сильно зашкаливает за час. Этого вполне достаточно для того, чтобы захотеть, и захотеть сильно. Справедливости ради стоит напомнить, что первые туалеты появились в метропереходах уже после развала СССР. И они были платными, что в то время было совершенно естественно. Но они остаются платными, и не слабо платными сегодня. А вот это уже совсем не естественно.
Сегодня пересадка с автобуса на метро стоит 33 рубля, просто проезд – 60-90 рублей. А посещение упомянутого помещения экстренного пользования – 100 рублей! Так и хочется спросить – за что? А я вам скажу, за что. Дело в том, что платно эти места мало кто желает посещать, стараются потерпеть. В результате комнаты не приносят какого-то дохода. И приходится делать выручку не с оборота, а с наворота, делая ставку на тех «страдальцах», кто терпеть уже не в состоянии, и согласен заплатить даже значительно больше, чем стольник.
Хочется спросить у начальства метрополитена, разве оно не обязано обеспечить комфортный проезд для человека, который уже за него заплатил? Разве это не аморально, пользоваться временной слабостью человека, уже отдавшего свои деньги, для того чтобы выкачать из него ещё в полтора раза больше? Ведь вы не берёте деньги за пользование эскалатором даже на тех станциях, где глубина невелика. а рядом с «лесенкой-чудесенкой» есть и нормальная, «нечудесная» альтернатива с неподвижными ступеньками.
Эх, жаль не догадался задать этот вопрос на «Итогах года». Ну ничего, обязательно задам на следующих. Почему-то мне кажется, что за наступающий год ничего в э той области не изменится. Мы победим в зоне конфликта, наладим производство качественных отечественных автомобилей и самолётов, запустим «Северный поток», а вот туалеты в московском метро так и останутся платными. Пока Президент не вмешается.



MAX