Ксения Воробьёва: Сухой счёт
130 лет исполнилось великому советскому авиаконструктору
Всегда приятно вспоминать о хороших людях. И не только, когда у этих воспоминаний есть законный повод, вроде юбилея. Но когда такой повод есть – делать это вдвойне приятнее.
А поэтому предлагаю вспомнить о том, что ровно 130 лет назад. 22 июля (10-го по старому стилю) 1895 года в далеком белорусском селе Глубокое (тогда это была виленская губерния, сегодня – Витебская область) в семье сельского школьного учителя Осипа Андреевича Сухого родился сын Павел. Сын был долгожданным, в семье было ещё пятеро детей, но все они были девочками.
В 1900 году семья переехала в Гомель, где отец преподавал в школе для детей железнодорожников. Именно в Гомеле произошло событие, определившее будущее не только 15-летнего мальчика, но и авиастроения, не только отечественного, но и мирового.
Позже он так об этом рассказывал: «Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!»
Это были показательные полёты аэроплана, который пилотировал знаменитый русский авиатор Сергей Уточкин. Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи. В душе у Павла этот полёт оставил глубочайший след. Отныне все его главные мечты были связаны с небом, с машинами, его покоряющими, и с людьми, управляющими и создающими эти машины. Всё свободное время он читал посвящённую аэропланам литература и строил их модели
В 1915 году он отправился в Москву. Для того, чтобы поступить в единственное учебное заведение, где его могли научить строить настоящие крылатые машины - в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), но Первая мировая война прервала учёбу — Павла призвали в армию. В 1920 году из-за проблем со здоровьем он демобилизовался и вернулся к учёбе, окончив училище в 1925 году. Его дипломная работа — проект одномоторного истребителя — так впечатлила Андрея Туполева, что тот сразу взял его в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Под крылом Туполева Сухой участвовал в создании бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, а также знаменитого АНТ-25, который в 1937 году пролетел 11 500 км без посадки, установив мировой рекорд дальности. В 1930 году Павел стал замом Туполева и возглавил бригаду, которая заложила основу будущего КБ Сухого.
В 1939 году он основал собственное конструкторское бюро — ОКБ-51, известное как КБ Сухого. Здесь родились настоящие шедевры:
· Су-7 (1956) — первый советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, который стал основой для целой серии самолётов.
· Су-17 (1966) — первый советский самолёт с изменяемой геометрией крыла, что делало его универсальным для разных задач.
· Су-24 (1974) — фронтовой бомбардировщик, который до сих пор в строю.
· Су-27 (1990) — истребитель четвёртого поколения, один из лучших в мире, чьи потомки, как Су-35, летают и сегодня.
Его самолёты установили два мировых рекорда по высоте (1959 – 28 852 м., 1962 – 24 500 м. с грузом 1000 кг) и два по скорости (1960 – 2092 км/ч, 1962 – 2037 км/ч). Эти машины не только защищали небо СССР, но и стали символом инженерного гения советского авиастроения.
За свои заслуги Павел Сухой дважды был удостоен звание Героя Социалистического Труда (1957, 1965), трижды награждён орденом Ленина, стал лауреатом Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975, посмертно) премии. Его имя носят улицы в Москве и Витебске, а в Гомеле и Глубоком установлены памятники и открыт музей.
А мы ежедневно смотрим. читаем и слушаем сводки из зоны СВО и радуемся успехам наших «Сушек»