САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Главная тема

К ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ КОНТРОЛЯ

Союзное государство предполагает наличие единого таможенного пространства. Но всегда ли желаемое соответствует действительности? О проблемах и перспективах формирования единого таможенного пространства в рамках Союзного государства и основных направлениях взаимодействия таможенных служб Беларуси и России «СВ» рассказал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир ГОШИН

Союзное государство предполагает наличие единого таможенного пространства. Но всегда ли желаемое соответствует действительности? О проблемах и перспективах формирования единого таможенного пространства в рамках Союзного государства и основных направлениях взаимодействия таможенных служб Беларуси и России «СВ» рассказал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир ГОШИН Строить – не ломать
– Владимир Анатольевич, как бы вы оценили нынешнюю степень интеграции белорусских и российских таможенников? Насколько успешно они взаимодействуют уже сегодня?

– Прежде всего напомню, что сегодня белорусские и российские таможенники тесно взаимодействуют не только в рамках нашего союза, но и вместе работают над созданием Таможенного союза ЕврАзЭС. Правда, пока только с участием трех государств – Беларуси, России и Казахстана, президенты и главы правительств которых подписали ряд межгосударственных и межправительственных соглашений, заложив тем самым основу для формирования правовой базы будущего Таможенного союза. Если все пойдет по плану, то уже в 2010 году он станет реальностью. То есть у стран-участниц будут единые правила игры в области внутренней и внешней торговли, единые границы и тарифы, что, несомненно, станет заметным стимулом к развитию национальных экономик.
– О формировании Таможенного союза, по-моему, речь идет едва ли не с момента появления самой ЕврАзЭС. Почему так много разговоров и так мало конкретных результатов?
– Все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обрубить десятилетиями наработанные связи и установить пограничные столбы оказалось легко, а попробуйте-ка сейчас вернуть утраченное. Например, на уровне глав правительств подписано соглашение о порядке определения страны происхождения товара. Но это всего лишь базовый документ, определяющий основные принципы взаимодействия. Каждая деталь требует тщательной проработки специалистов и подписания отдельного межведомственного таможенного соглашения.
Или другой пример. В Таможенном союзе, то есть как минимум в трех вышеназванных государствах, форма таможенной декларации, порядок ее заполнения, включая коды валют и стран, должны быть абсолютно одинаковыми, а это тоже требует времени и многочисленных согласований. Однако мы надеемся, что до конца текущего года вопросы, связанные с оформлением таможенной документации, будут урегулированы.

От бумажных технологий к компьютерным
– Еще в прошлом году между таможенными ведомствами двух стран было подписано Соглашение о транзите товаров по территории Беларуси и России. А что на практике?

– На практике уже более десяти лет функционирует единая транзитная система. И упомянутое вами Соглашение юридически закрепило те взаимоотношения, которые складываются у нас с россиянами с 1996 года. Кроме того, мы оговорили некоторые «щепетильные» моменты, например, в чей бюджет перечисляются деньги за товар, который нелегально вовлечен в экономический оборот. Белорусская сторона документ уже ратифицировала, вероятно, в ближайшее время это сделает и Российская Федерация. Реализация данного Соглашения позволит увеличить объем транзита, проходящего через территорию Беларуси, и упростить перемещение грузов через границы Союзного государства.
Кроме того, сейчас вместе с российскими коллегами работаем над второй очередью создания единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС). Главным результатом первой союзной программы стало объединение телекоммуникационных сетей таможенных органов двух стран. Образно говоря, мы «научили» белорусские и российские компьютеры разговаривать на одном языке, используя единую базу данных и унифицированную нормативно-справочную информацию. Благодаря этой системе все грузы, идущие из Калининграда на остальную часть РФ через Беларусь, уже сегодня оформляются в электронном виде.
Однако мы решили не останавливаться на достигнутом, ведь количество грузоперевозок последние три года ежегодно увеличивается на 25-30 процентов. Соответственно на столько же возрастает объем бумажной работы в расчете на одного таможенника. И выход только один: полностью компьютеризировать таможенные процедуры как внутри каждой страны, так и во взаимоотношениях между нами. С этой целью союзный Совмин утвердил новую программу по реализации информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства, рассчитанную на 2008-2010 годы. Уже в этом году мы планируем выйти на электронное декларирование, предоставив возможность участникам торговых операций заполнять декларации, не выходя из офиса.

Границу пересечь – не поле перейти
– Владимир Анатольевич, вот мы говорим правильные слова о единых правилах и тарифах, а на деле белорусские граждане, въезжая на территорию России, до сих пор должны оформлять на российской таможне удостоверение временного ввоза транспортных средств. Но ведь такая практика противоречит принципам Союзного государства и ставит в неравные условия наших граждан?

– Необходимость введения такого удостоверения российская сторона аргументирует тем, что им необходимо знать, какие автомобили и сколько их въехало на территорию страны. Для чего? Чтобы не допустить их нелегального вовлечения в оборот, то есть исключить торговлю автомобилями без уплаты таможенных пошлин. Все дело в том, что в РФ ставки таможенных пошлин на легковые автомобили от 3 до 60 раз выше, чем в Беларуси. Мы уже почти год пытаемся убедить российских коллег, что в отношении некоторых транспортных средств, по крайней мере там, где ставки пошлин одинаковы или белорусские выше (для автобусов и грузовиков), оформление удостоверения не имеет никакого экономического обоснования.
В Федеральной таможенной службе России уже согласились с нашими аргументами и приняли решение о введении многократного удостоверения временного ввоза в отношении рейсовых автобусов на срок до полугода. Пытаемся уговорить их сделать то же самое в отношении белорусских грузовиков. Что касается физических лиц, надеемся, что Россия все-таки проявит добрую волю и отменит оформление временного ввоза легковых авто для белорусских граждан. Во всяком случае, на наиболее напряженном участке границы на автодороге Брест – Москва эта процедура приостановлена на неопределенный срок.
С нашей стороны делается все возможное для того, чтобы максимально упростить и ускорить пересечение границы. К примеру, сейчас рассматривается такой вариант: белорусские граждане заранее, через интернет уведомляют таможенные службы о своем желании поехать в Россию на легковом автомобиле и предварительно заполняют на белорусской таможне удостоверение временного ввоза. Мы по своим каналам передаем эту информацию сотрудникам российской таможни. Им остается лишь распечатать полученные данные на официальном бланке.
– Те, кому приходилось пересекать белорусско-российскую границу на собственном транспорте, рассказывают о многокилометровых пробках на таможне. Водители с нескрываемым раздражением отзываются о пунктах приема уведомлений, весовом контроле и прочих формах проверки, отнимающих время и нервы. Почему до сих пор сохраняются эти анахронизмы? Или мы не доверяем друг другу?
– Не то что не доверяем, просто каждый выполняет свою задачу: таможенники, транспортники, санитарные, ветеринарные службы. Законодательство в Беларуси и России действует строго в национальных рамках. Что поделаешь, за минувшие годы мы действительно во многом разошлись. И сближаться сегодня иногда очень непросто.
Что касается пунктов принятия уведомлений, надо устранять первопричину их появления.
В 1998 году их ввели для того, чтобы отследить грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными транспортными средствами или контейнерами. Мол, если они будут нелегально вовлечены в оборот, то кому предъявлять претензии? На сегодняшний день ГТК Беларуси разработал проект межправительственного соглашения об урегулировании вопросов, связанных с отменой пунктов приема уведомлений.
В начале июня рассчитываем получить от руководства международного союза автомобильного транспорта в Женеве заключение о том, насколько приемлемы наши подходы. Если все будет в порядке, в конце лета документ подпишем, тем самым ликвидировав главную причину очередей грузовиков. Ну а за это время определимся, что делать с легковыми автомобилями. Скорее всего, придется выравнивать пошлины. С нашей точки зрения, в России они завышены, россияне же считают, что у нас занижены. Истина, как обычно, где-то посередине, поэтому будем искать компромисс.
– Тогда последний вопрос: каковы перспективы упразднения внутренней таможенной границы между Беларусью и Россией? Насколько готовы таможенные органы к такому шагу?
– Перенос внутренней таможенной границы между Беларусью и Российской Федерацией на внешнюю границу Союзного государства вполне реален, и он постоянно находится в центре внимания соответствующих структур. Сейчас готовится план действий Министерств транспорта и таможенных ведомств по поэтапному переносу видов контроля на внешнюю границу.
Нынешняя инфраструктура белорусского участка внешней границы Союзного государства очень мощная. И это не только наше убеждение, но и оценка руководства и экспертов Всемирной таможенной организации, которая официально зафиксирована. В пунктах таможенного оформления используются новейшие средства технического контроля, а также устройства, которые считывают номерные знаки автомобилей, что значительно ускоряет таможенное оформление.
То есть белорусские таможенные органы полностью готовы выполнить возложенные на них функции, в том числе в интересах как Союзного государства Беларуси и России, так и таможенного союза ЕврАзЭС.

Беседовал

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минобороны Беларуси: Цели для комплекса «Орешник» Минск будет определять сам
  2. Вячеслав Володин: Вызовы Запада должны сплотить депутатов и сделать работу Госдумы эффективнее
  3. Александр Лукашенко: Странам, ответственным за геноцид белорусского народа, должен быть предъявлен счёт
  4. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  5. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  6. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  7. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  8. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы
  9. Беларусь и Россия определили приоритеты сотрудничества в рыбном хозяйстве на 2026 год
  10. Вифлеемский огонь из Минска отправится в предрождественское путешествие по храмам России
  11. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит ужесточение штрафов за навязывание платных услуг потребителям
  12. Россия и Беларусь перекрыли канал ввоза особо крупных партий гашиша из ЕС
  13. Дмитрий Песков об убийстве генерал-лейтенанта Сарварова: Спецслужбы сделают всё необходимое
  14. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  15. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также