01 Июня 2008 года / К номеру:   ()

К ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ КОНТРОЛЯ

Граждане Беларуси и России не должны испытывать никаких неудобств при пересечении границы

Союзное государство предполагает наличие единого таможенного пространства. Но всегда ли желаемое соответствует действительности? О проблемах и перспективах формирования единого таможенного пространства в рамках Союзного государства и основных направлениях взаимодействия таможенных служб Беларуси и России «СВ» рассказал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир ГОШИН Строить – не ломать
– Владимир Анатольевич, как бы вы оценили нынешнюю степень интеграции белорусских и российских таможенников? Насколько успешно они взаимодействуют уже сегодня?

– Прежде всего напомню, что сегодня белорусские и российские таможенники тесно взаимодействуют не только в рамках нашего союза, но и вместе работают над созданием Таможенного союза ЕврАзЭС. Правда, пока только с участием трех государств – Беларуси, России и Казахстана, президенты и главы правительств которых подписали ряд межгосударственных и межправительственных соглашений, заложив тем самым основу для формирования правовой базы будущего Таможенного союза. Если все пойдет по плану, то уже в 2010 году он станет реальностью. То есть у стран-участниц будут единые правила игры в области внутренней и внешней торговли, единые границы и тарифы, что, несомненно, станет заметным стимулом к развитию национальных экономик.
– О формировании Таможенного союза, по-моему, речь идет едва ли не с момента появления самой ЕврАзЭС. Почему так много разговоров и так мало конкретных результатов?
– Все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обрубить десятилетиями наработанные связи и установить пограничные столбы оказалось легко, а попробуйте-ка сейчас вернуть утраченное. Например, на уровне глав правительств подписано соглашение о порядке определения страны происхождения товара. Но это всего лишь базовый документ, определяющий основные принципы взаимодействия. Каждая деталь требует тщательной проработки специалистов и подписания отдельного межведомственного таможенного соглашения.
Или другой пример. В Таможенном союзе, то есть как минимум в трех вышеназванных государствах, форма таможенной декларации, порядок ее заполнения, включая коды валют и стран, должны быть абсолютно одинаковыми, а это тоже требует времени и многочисленных согласований. Однако мы надеемся, что до конца текущего года вопросы, связанные с оформлением таможенной документации, будут урегулированы.

От бумажных технологий к компьютерным
– Еще в прошлом году между таможенными ведомствами двух стран было подписано Соглашение о транзите товаров по территории Беларуси и России. А что на практике?

– На практике уже более десяти лет функционирует единая транзитная система. И упомянутое вами Соглашение юридически закрепило те взаимоотношения, которые складываются у нас с россиянами с 1996 года. Кроме того, мы оговорили некоторые «щепетильные» моменты, например, в чей бюджет перечисляются деньги за товар, который нелегально вовлечен в экономический оборот. Белорусская сторона документ уже ратифицировала, вероятно, в ближайшее время это сделает и Российская Федерация. Реализация данного Соглашения позволит увеличить объем транзита, проходящего через территорию Беларуси, и упростить перемещение грузов через границы Союзного государства.
Кроме того, сейчас вместе с российскими коллегами работаем над второй очередью создания единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС). Главным результатом первой союзной программы стало объединение телекоммуникационных сетей таможенных органов двух стран. Образно говоря, мы «научили» белорусские и российские компьютеры разговаривать на одном языке, используя единую базу данных и унифицированную нормативно-справочную информацию. Благодаря этой системе все грузы, идущие из Калининграда на остальную часть РФ через Беларусь, уже сегодня оформляются в электронном виде.
Однако мы решили не останавливаться на достигнутом, ведь количество грузоперевозок последние три года ежегодно увеличивается на 25-30 процентов. Соответственно на столько же возрастает объем бумажной работы в расчете на одного таможенника. И выход только один: полностью компьютеризировать таможенные процедуры как внутри каждой страны, так и во взаимоотношениях между нами. С этой целью союзный Совмин утвердил новую программу по реализации информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства, рассчитанную на 2008-2010 годы. Уже в этом году мы планируем выйти на электронное декларирование, предоставив возможность участникам торговых операций заполнять декларации, не выходя из офиса.

Границу пересечь – не поле перейти
– Владимир Анатольевич, вот мы говорим правильные слова о единых правилах и тарифах, а на деле белорусские граждане, въезжая на территорию России, до сих пор должны оформлять на российской таможне удостоверение временного ввоза транспортных средств. Но ведь такая практика противоречит принципам Союзного государства и ставит в неравные условия наших граждан?

– Необходимость введения такого удостоверения российская сторона аргументирует тем, что им необходимо знать, какие автомобили и сколько их въехало на территорию страны. Для чего? Чтобы не допустить их нелегального вовлечения в оборот, то есть исключить торговлю автомобилями без уплаты таможенных пошлин. Все дело в том, что в РФ ставки таможенных пошлин на легковые автомобили от 3 до 60 раз выше, чем в Беларуси. Мы уже почти год пытаемся убедить российских коллег, что в отношении некоторых транспортных средств, по крайней мере там, где ставки пошлин одинаковы или белорусские выше (для автобусов и грузовиков), оформление удостоверения не имеет никакого экономического обоснования.
В Федеральной таможенной службе России уже согласились с нашими аргументами и приняли решение о введении многократного удостоверения временного ввоза в отношении рейсовых автобусов на срок до полугода. Пытаемся уговорить их сделать то же самое в отношении белорусских грузовиков. Что касается физических лиц, надеемся, что Россия все-таки проявит добрую волю и отменит оформление временного ввоза легковых авто для белорусских граждан. Во всяком случае, на наиболее напряженном участке границы на автодороге Брест – Москва эта процедура приостановлена на неопределенный срок.
С нашей стороны делается все возможное для того, чтобы максимально упростить и ускорить пересечение границы. К примеру, сейчас рассматривается такой вариант: белорусские граждане заранее, через интернет уведомляют таможенные службы о своем желании поехать в Россию на легковом автомобиле и предварительно заполняют на белорусской таможне удостоверение временного ввоза. Мы по своим каналам передаем эту информацию сотрудникам российской таможни. Им остается лишь распечатать полученные данные на официальном бланке.
– Те, кому приходилось пересекать белорусско-российскую границу на собственном транспорте, рассказывают о многокилометровых пробках на таможне. Водители с нескрываемым раздражением отзываются о пунктах приема уведомлений, весовом контроле и прочих формах проверки, отнимающих время и нервы. Почему до сих пор сохраняются эти анахронизмы? Или мы не доверяем друг другу?
– Не то что не доверяем, просто каждый выполняет свою задачу: таможенники, транспортники, санитарные, ветеринарные службы. Законодательство в Беларуси и России действует строго в национальных рамках. Что поделаешь, за минувшие годы мы действительно во многом разошлись. И сближаться сегодня иногда очень непросто.
Что касается пунктов принятия уведомлений, надо устранять первопричину их появления.
В 1998 году их ввели для того, чтобы отследить грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными транспортными средствами или контейнерами. Мол, если они будут нелегально вовлечены в оборот, то кому предъявлять претензии? На сегодняшний день ГТК Беларуси разработал проект межправительственного соглашения об урегулировании вопросов, связанных с отменой пунктов приема уведомлений.
В начале июня рассчитываем получить от руководства международного союза автомобильного транспорта в Женеве заключение о том, насколько приемлемы наши подходы. Если все будет в порядке, в конце лета документ подпишем, тем самым ликвидировав главную причину очередей грузовиков. Ну а за это время определимся, что делать с легковыми автомобилями. Скорее всего, придется выравнивать пошлины. С нашей точки зрения, в России они завышены, россияне же считают, что у нас занижены. Истина, как обычно, где-то посередине, поэтому будем искать компромисс.
– Тогда последний вопрос: каковы перспективы упразднения внутренней таможенной границы между Беларусью и Россией? Насколько готовы таможенные органы к такому шагу?
– Перенос внутренней таможенной границы между Беларусью и Российской Федерацией на внешнюю границу Союзного государства вполне реален, и он постоянно находится в центре внимания соответствующих структур. Сейчас готовится план действий Министерств транспорта и таможенных ведомств по поэтапному переносу видов контроля на внешнюю границу.
Нынешняя инфраструктура белорусского участка внешней границы Союзного государства очень мощная. И это не только наше убеждение, но и оценка руководства и экспертов Всемирной таможенной организации, которая официально зафиксирована. В пунктах таможенного оформления используются новейшие средства технического контроля, а также устройства, которые считывают номерные знаки автомобилей, что значительно ускоряет таможенное оформление.
То есть белорусские таможенные органы полностью готовы выполнить возложенные на них функции, в том числе в интересах как Союзного государства Беларуси и России, так и таможенного союза ЕврАзЭС.

Беседовал

Комментарии


Читайте также

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Экономика: интеграция

Сложение и деление

Как объединить энергетические сферы наших стран и правильно распределить полномочия?

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн

Культура

Реально «Странный мир» Диснея

Самый экологичный и толерантный анимационный фильм провалился в прокате

Политика

Александр Лукашенко - на саммите ОДКБ: Нельзя допустить, чтобы нас поссорили

От единства будет зависеть будущее и наших стран, и судьба организации



Общество

Бабушка милосердия

71-летняя уроженка Новоазовска отправилась в зону СВО

Общество

Весы с магнитом

Юлия Новицкая – о взвешивании в невесомости

Интервью

Александр Шельдяев: Белорусы – люди душевные

Вице-премьер правительства Башкортостана, министр промышленности, энергетики и инноваций рассказал «СВ» об импортозамещении, сохранении человеческого капитала и зеленой экономике

Общество

Цур, я в домике!

Уфа в следующем году примет юбилейный, Десятый форум регионов Беларуси и России. Но уже сейчас Башкирия готова делиться своими инновациями с братским народом

Общество

Черная дыра

В Незалежной на себе почувствовали, каково быть жителем Донбасса

Общество

Дипломат от бога

Не стало министра иностранных дел РБ Владимира Макея

Общество

Смена караула

Обновленному составу Молодежной палаты при ПС предстоит хорошенько потрудиться

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Трибуна депутата

Одним фронтом

В непростые времена творчество должно объединять, а не быть причиной раздора