01 Октября 2007 года / К номеру:   ()

Концепция социального развития Союзного государства


до 2010 года Введение

Образование Союзного государства создает обязательные политические предпосылки для разработки единой концепции социального развития. В соответствии со статьей 2 Договора о создании Союзного государства одной из основных целей Союзного государства является «проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а в статье 31 Договора предусмотрено, что «в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения».
Разработка единой концепции социального развития Союзного государства объективно обусловлена тем, что наличие общих целей и приоритетов в развитии и их суть предопределены конституционно: как известно, объединяющиеся страны провозгласили себя социальными государствами (статья 7 Конституции Российской Федерации и статья 1 Конституции Республики Беларусь).
Единая концепция социального развития должна представлять собой систему взаимосогласованных государствами – участниками Союзного государства взглядов на общие цели и приоритеты социального развития в условиях углубления межгосударственных отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления. Направления этого взаимодействия предопределяются национальными стратегиями и имеющимися для их реализации экономическими ресурсами.
В этой связи формирование единого социального и экономического пространства в рамках развития Союзного государства является важнейшим приоритетом внешней и внутренней политики Республики Беларусь и Российской Федерации.
К основным направлениям и приоритетам социального развития Союзного государства относятся:
1. Основные направления и приоритеты развития Союзного государства в социально-трудовой сфере
1.1. Формирование общего рынка труда - важный фактор экономического подъема и гармонизации интеграционных процессов


Приоритетами политики на общем рынке труда Республики Беларусь и Российской Федерации выступают:
увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики при разработке и реализации программ социально-экономического развития двух государств с мероприятиями по обеспечению занятости населения;
координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней с учетом потребностей территориальных рынков труда;
выработка единых образовательных стандартов и механизма непрерывного образования;
формирование системы комплексной подготовки кадров для социально-трудовой сферы на основе единых образовательных стандартов;
развитие и повышение эффективности реализуемых государственными службами занятости населения программ и мероприятий по обеспечению занятости, разрабатываемых на основе единых подходов и механизмов реализации;
выработка единых подходов по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
разработка основных принципов сотрудничества в подготовке специальных программ создания и сохранения рабочих мест;
совершенствование организации общественных работ на основе расширения их видов и масштабов, изменения механизма финансирования общественных работ с привлечением средств из различных источников;
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости;
проведение согласованной политики по повышению уровня мобильности трудовых ресурсов, в том числе на основе оптимизации трудовой миграции, установления единых социально-трудовых гарантий трудящимся-мигрантам и членам их семей - гражданам обоих государств с одновременной разработкой мер противодействия нелегальной миграции из других стран;
формирование и введение межгосударственной автоматизированной системы банка данных о наличии свободных рабочих мест, условиях и оплате труда, жилищно-бытовых условиях на основе тесного сотрудничества миграционных служб и служб занятости;
защита национальных и общего рынка труда, содействие возвращению высококвалифицированных специалистов из других стран.
1.2. Формирование единых подходов к установлению условий и механизма оплаты труда, доходов и уровня жизни


Актуальными задачами в этой области являются:
обеспечение роста реальных денежных доходов населения и сокращение масштабов бедности;
повышение минимальных социально-трудовых стандартов, их приближение к нормативам, характеризующим стоимость жизни и ее динамику;
повышение уровня оплаты труда занятых в различных сферах и отраслях экономики с учетом обеспечения количественных и качественных результатов хозяйственной деятельности;
формирование в реальном секторе экономики рыночных механизмов организации оплаты труда, основанных на социальном партнерстве, перенос центра тяжести с прямых ограничений в этой области на налогово-бюджетные рычаги;
совершенствование системы тарификации и оплаты труда на основе отработки и внедрения гибких механизмов, позволяющих осуществлять их эффективное регулирование в соответствии с экономическими и социальными приоритетами;
совершенствование структуры доходов населения, содействие увеличению доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.
Следующим этапом реформирования в области заработной платы, доходов и уровня жизни должно стать повышение размера оплаты труда, позволяющего каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни, обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций заработной платы.
1.3. Формирование системы социальной защиты населения


Основными целями Союзного государства по реформированию системы социальных пособий, компенсаций и льгот являются:
адресная поддержка малообеспеченных (малоимущих) семей (граждан), имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
обеспечение рационального использования средств путем их перераспределения в пользу нуждающихся;
адаптация системы социальных выплат и льгот к развивающимся рыночным отношениям;
обеспечение социальной стабильности в обществе.
Исходя из заявленных целей, реформа системы социальных пособий, компенсаций и льгот должна основываться на следующих принципах:
гарантированность социальной помощи;
постепенный отказ от традиционно сложившегося подхода, при котором льготы устанавливаются в основном в зависимости от формальной принадлежности к той или иной социальной группе;
замена натуральных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, денежными компенсациями в зависимости от среднедушевого дохода получателя;
предоставление льгот на основе заявлений нуждающихся граждан;
регулярное подтверждение нуждаемости.
Реформированию подлежат социальные льготы, финансируемые за счет бюджетных средств. При этом сохраняется право субъектов хозяйствования на предоставление льгот за счет собственных средств.
1.4. Формирование систем социального страхования на основе единых подходов и принципов
Единые подходы к социальному страхованию должны формироваться на основе развития многоуровневых систем страхования, сочетания обязательных и дополнительных программ страхования, расширения участия негосударственных организаций и граждан в их реализации, внедрения персонифицированного учета застрахованных, что обеспечит реализацию их социальных гарантий как на территории Российской Федерации, так и Республики Беларусь, повысит эффективность и ответственность работодателя и работника как субъектов социальной политики, приведет в действие рыночные механизмы, сократит прямое участие государства в социальной защите населения.
Развитие пенсионного страхования (обеспечения) в Союзном государстве следует осуществлять на основе одинаковых концептуальных подходов.


Обязательное пенсионное страхование в Союзном государстве должно строиться на:
равенстве прав и обязанностей застрахованных лиц;
зависимости права на трудовую пенсию от уплаты в течение определенного периода времени взносов в систему обязательного пенсионного страхования;
зависимости размера пенсии от объема уплаченных взносов в системе обязательного пенсионного страхования (по данным персонифицированного учета);
сочетании распределительных и накопительных механизмов финансирования;
автономности и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования.
1.5. Разработка комплексной нормативной правовой базы по охране труда


Приоритетами этой политики являются:
государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам;
принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда.
1.6. Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального хозяйства


В основу этой политики должны быть положены следующие принципы:
реализация права граждан на жилье через систему социальной защиты для малообеспеченных (малоимущих) граждан и обеспечение их жильем в соответствии с установленными социальными стандартами;
содействие развитию эффективного рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, обеспечивающих гражданам доступность приобретения жилья на рынке;
обеспечение необходимых условий для развития первичного и вторичного рынков жилья, поддержания состояния существующего и создания нового жилищного фонда;
формирование равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и осуществлении жилищного строительства.
1.7. Приоритеты демографического развития
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
выработка единых подходов по улучшению репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
разработка основных принципов сотрудничества в области укрепления здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
выработка единых подходов по улучшению здоровья населения трудоспособного возраста, в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
проведение согласованной политики по обеспечению охраны и улучшению условий труда, проведению аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществлению сертификационных работ по охране труда, а также внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма;
выработка единых подходов по развитию новых форм медико-социального обслуживания с целью проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения;
выработка единых подходов по сохранению здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
1.8. Формирование единой миграционной политики
В целях регулирования миграционных процессов в Союзном государстве органы государственной власти и органы местного самоуправления решают следующие задачи:


в области международных отношений:
проведение согласованной политики по защите прав и свобод граждан Союзного государства, а также интересов государства при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров;
выработка единых подходов к разработке и реализации на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Союзного государства, беженцев и вынужденных переселенцев;
разработка основных принципов сотрудничества Союзного государства с другими государствами в целях предотвращения или мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов;
заключение международных договоров по вопросам регулирования миграционных процессов и обмена соответствующей информацией со странами исхода мигрантов, в том числе в целях предотвращения и пресечения незаконной миграции, обеспечения безопасности государства;
укрепление приграничного сотрудничества;


в социально-экономической сфере:
формирование и ведение единой автоматизированной оперативной информационной базы данных о демографической и миграционной ситуации, о ситуации на региональных рынках труда с целью использования соответствующих данных при подготовке бюджета Союзного государства, бюджетов субъектов Союзного государства, местных бюджетов, а также межбюджетных отношений;
выработка единых подходов по повышению эффективности использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;
выработка единых подходов к проведению социальной экспертизы проектов законодательных и правовых нормативных актов, проектов программ и проектов с целью недопущения принятия решений на всех уровнях государственной власти, ухудшающих миграционную ситуацию в субъектах Союзного государства;
разработка основных принципов сотрудничества в разработке селективного подхода к привлечению иммигрантов в Союзное государство;
выработка единых подходов по обеспечению сбалансированности рынков труда в субъектах Союзного государства и отдельных муниципальных образованиях;
квотирование распределения по субъектам Союзного государства, беженцев и лиц, получивших временное убежище на территории Союзного государства, разрабатываемое на основе единых подходов и механизмов реализации;
проведение согласованной политики по оптимизации механизмов регулирования контроля иммиграционных процессов;
выработка единых подходов по взаимодействию с общественными организациями, оказывающими помощь вынужденным мигрантам;


в области законодательной сферы:
совершенствование и унификация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам:
– обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания мигрантов;
– регламентирование иммиграции и последующего пребывания на территории Союзного государства иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечение незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции;
– использование иностранной рабочей силы, временного трудоустройства граждан Союзного государства за рубежом;
– обеспечение государственной поддержки отдельных категорий вынужденных мигрантов.
2. Основные направления и приоритеты развития Союзного государства в области образования
...2.4. Основные направления формирования единого образовательного пространства Союзного государства
1. Создание механизма принятия согласованных управленческих решений по развитию систем образования Союзного государства, что предполагает осуществление координации деятельности при прогнозировании и стратегическом планировании работы министерств и принятие согласованных решений по модернизации национальных систем образования, и по установлению в перспективе единых требований к подготовке выпускников образовательных учреждений, качеству образования.
2. Совместная подготовка нормативных документов, определяющих единые подходы к системе образования, в том числе согласование образовательных стандартов, определение ступеней и уровней образования, требование к документам об образовании государственного образца, номенклатуре специальностей и квалификаций, содержанию образования на различных уровнях и качеству подготовки выпускников учреждений образования; создание согласованной нормативной базы, регламентирующей вопросы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учреждений образования, позволит создать условия для открытия и стабильного функционирования учреждений образования в рамках единого образовательного пространства, заложит основы эффективной системы контроля обеспечения качества образования в Союзном государстве.
3. Создание единой системы информационного и научно-методического обеспечения с целью формирования активных информационных ресурсов и разработка организационных форм, позволяющих учебным заведениям Беларуси и России формировать и предоставлять гражданам Союзного государства совместные программы обучения с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий в пределах средств, предусматриваемых Российской Федерацией и Республикой Беларусь в своих бюджетах на эти цели. Осуществление и согласование нормативной базы, определяющей порядок обеспечения учебных заведений всех уровней учебной и учебно-методической литературой, требований к ее качеству.
4. Проведение согласованной стратегии развития дистанционного образования, направленной на совместную разработку перспективных программ развития дистанционного образования, создание информационного обеспечения дистанционного образования.
2.5. Первоочередные меры по формированию единого образовательного пространства
Создание механизма согласованного принятия управленческих решений.
Разработка модели согласованных образовательных стандартов в сфере образования.
Создание согласованной нормативной базы по координации, планированию и обеспечению учебной и учебно-методической литературой учебных заведений.
Формирование информационного и научно-методического обеспечения систем дистанционного образования Беларуси и России.
Совершенствование правового механизма защиты прав граждан на получение качественного образования в Союзном государстве.
Создание механизма включения основных субъектов образовательной политики в осуществление контроля и управления модернизацией системы образования Союзного государства.


Среднесрочные меры
Создание союзной государственно-общественной системы оценки качества образования.
Создание государственно-общественной системы мониторинга реализации образовательной политики Союзного государства.
Обеспечение устойчивого положения систем образования Беларуси и России на международном рынке образовательных услуг, увеличение объемов внебюджетного финансирования ведущих образовательных учреждений Союзного государства.
Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами – участниками СНГ, развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Союзного государства.
3. Основные направления и приоритеты развития Союзного государства в области здравоохранения
...3.4. Основные направления сотрудничества
Стратегической целью политики Союзного государства в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения. Эта цель включает следующие компоненты:
1. Повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.


Достижение этой цели предполагает:
обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;
развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования;
реформирование системы финансирования здравоохранения, предусматривающее возможность введения в Республике Беларусь обязательного медицинского страхования, проведение реструктуризации сети медицинских организаций, обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных организаций здравоохранения и расширение спектра организационно-правовых форм этих организаций;
изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников;
создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения;
развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств;
укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.
2. Создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояния здоровья, на основе обеспечения высокого приоритета здоровья в системе социальных ценностей общества.
3. Создание условий и стимулов для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения, включая обеспечение максимально широкой профилактики заболеваний и травматизма и формирование экономико-правовых условий для сокращения негативных техногенных воздействий на состояние здоровья человека.
Государственный характер означает прежде всего ведущую роль государства как собственника, работодателя и регулятора системы здравоохранения. Необходимо повышение эффективности управления государственной собственностью в здравоохранении.
Особое внимание при обеспечении доступности и бесплатности медицинской помощи необходимо уделять сельскому населению, женщинам, детям, пожилым и инвалидам. Для них необходимо сохранять максимально возможный объем бесплатной медицинской помощи.
Платные услуги в здравоохранении должны рассматриваться как вынужденная мера на современном этапе развития отрасли.
4. Основные направления и приоритеты развития Союзного государства в области культуры
...4.3. Основные направления и приоритеты культурной политики Союзного государства


Основными направлениями и приоритетами культурной политики Союзного государства являются:
создание экономических условий для развития творческой активности и инициативы в области культуры;
унификация законодательной базы, направленной на совершенствование правоотношений в сфере культуры;
государственная поддержка культуры;
обеспечение межнациональных и межгосударственных культурных контактов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства;
сохранение и использование культурного наследия двух государств, составляющего основу культурной самобытности каждого народа;
создание единого информационного культурного пространства, в первую очередь через развитие современных средств коммуникации и информатизации;
поддержка спонсорства и меценатства в сфере культуры;
создание условий для объединения усилий двух государств и их регионов по разработке и совместной реализации общественно значимых проектов и программ на основе идеи культурного разнообразия;
развитие науки и образования в области культуры.
Реализация концептуальных положений предусматривает концентрацию финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов Беларуси и России, бюджета Союзного государства.
5. Основные направления и приоритеты развития Союзного государства в области физической культуры и спорта
Политика в области физической культуры и спорта предусматривает:
создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;
формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом, создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, осознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье.
К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание единой нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта.
В настоящее время требуется финансовая поддержка программ, направленных на формирование здорового образа жизни, подготовку спортивного резерва и развитие спорта высших достижений.


Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:
с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков;
с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
с оттоком спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации и Республики Беларусь;
с детской ранней спортивной специализацией и участием детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.
Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней.

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Высшего Государственного
Совета Союзного государства
от 20 января 2003 г. № 3

Публикуется с сокращениями

Комментарии


Читайте также

Политика

Владимир Путин: Непростые времена никогда не заканчиваются

Идет передел мира - однополярная система уходит в прошлое. Но мы знаем, как остудить горячие головы на Западе

Общество

Пять мифов о войне

Многие десятилетия наши недруги пытаются принизить значение Великой Победы, духовного и ратного подвига народов СССР. Вот лишь несколько исторических небылиц, которые до сих пор активно внедряют в коллективное сознание

Культура

Выставка Бялыницкого-Бирули проходит в Москве

Она приурочена к 150-летию со дня рождения белорусско-российского художника. Картины вывесили в Галерее искусств Зураба Церетели

Туризм

Пять причин побывать в Историческом музее

В этом году ему исполнилось 150 лет. По случаю юбилея из закрытых фондов достали редкие экспонаты, которые доступны для посетителей только до конца мая

Союзное государство

Закон и порядок

Союзные программы необходимо согласовывать не больше полугода

Экономика: интеграция

БЕЛАЗОМ по санкциям

Легендарные самосвалы привезли на выставку в Москву



Культура

Выставка Бялыницкого-Бирули проходит в Москве

Она приурочена к 150-летию со дня рождения белорусско-российского художника. Картины вывесили в Галерее искусств Зураба Церетели

Туризм

Пять причин побывать в Историческом музее

В этом году ему исполнилось 150 лет. По случаю юбилея из закрытых фондов достали редкие экспонаты, которые доступны для посетителей только до конца мая

Спорт

«Красная машина» против зубров 

Сборные РФ и РБ выдали огненный финал на турнире в Питере

Спорт

Не дразните буйвола

Российский боксер Дмитрий Бивол сенсационно победил мексиканца Сауля Канело Альвареса и защитил титул чемпиона мира в полутяжелом весе по версии WBA Super.
Этот эпохальный супер-бой, собравший у телеэкранов почти миллиардную аудиторию, проходил в Лас-Вегасе на забитой до отказа двадцатитысячной арене

Звезды

Ушел в край магнолий

Его называли «татарским соловьем» и «советским Паваротти». Харизматичный, красивый, обходительный, добрый, Ренат Ибрагимов мечтал дожить до ста пятидесяти лет, но судьба отмерила всего 74

Общество

Пять мифов о войне

Многие десятилетия наши недруги пытаются принизить значение Великой Победы, духовного и ратного подвига народов СССР. Вот лишь несколько исторических небылиц, которые до сих пор активно внедряют в коллективное сознание

Общество

Красная звезда как символ изменений

Жена космонавта Юлия Новицкая о смене логотипа Роскосмоса

Общество

Вандализм по-рижски

Памятник Советским воинам-освободителям в столице Латвии 9 Мая превратился в место сражения за правду

Общество

Пусть помнит мир спасенный

9 Мая наши страны отмечали 77-ю годовщину Великой Победы

Общество

Невеликие комбиНАТОры

Финляндия и Швеция могут горько пожалеть о своем решении присоединиться к Североатлантическому Альянсу