САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Едем в Беларусь без страха

С конца апреля должна заработать союзная автостраховка: она одобрена президентами, страховщики определились с тарифами

Оформление ОСАГО в СГ становится комфортным.
Фото: Фотобанк Лори

ЦЕНЫ ПОД КОНТРОЛЕМ

В Минске состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, речь на котором шла о реализации модельного законодательного акта о союзном ОСАГО, которое должно заработать в конце апреля. Председатель Комиссии ПС Виктор Пинский рассказал о преимуществах новой опции для автовладельцев.

Едем в Беларусь без страха
Фото: Иван Иванов

- Как вы оцениваете запуск системы страхования Союзного государства?

- Система страхования, в первую очередь, нацелена на удобство автовладельцев, регулярно путешествующих между Россией и Беларусью. Им и предстоит на практике оценить работу договора страхования Союзного государства. А с точки зрения законодательства: это первый пример реализации модельного законодательного акта, актуального для двух стран.

- Выставленные страховщиками тарифы по союзной «автогражданке» – насколько они, на ваш взгляд, оправданы? Не высока ли ставка для «легковушек», начинающаяся с 3,5 тысяч рублей? Ведь это почти половина средней стоимости ОСАГО в России в 2024-м году.

- Минимальная базовая ставка страхового тарифа составит 3,4 тысячи рублей. Но эта сумма не включается в полисы ОСАГО автоматически. Дополнительная опция приобретается только по желанию автовладельца. Так что сравнивать эти тарифы с показателями средней стоимости по всему портфелю ОСАГО не вполне корректно. Пользоваться этой опцией будут в основном те, кто постоянно передвигается на автомобиле по территории Беларуси. Добавлю: с высокой долей вероятности страховщики будут снижать для таких полисов часть, приходящуюся на риски в России, применять минимальные ставки в рамках имеющегося для этого широкого тарифного коридора. В целом же, тарифы за счет электронных продаж и урегулирования посредством АИС (автоматизированной информационной системы – прим. «СВ») в два раза ниже, чем сравнимые тарифы по «Синей карте».

- Будут ли парламентарии и дальше мониторить ситуацию, отслеживать цены на союзное ОСАГО?

- Да, вопрос ценника будет находится на контроле. Чтобы понять, насколько инструмент оказался востребован и полезен для автовладельцев, нужно будет в принципе оценить статистику и динамику его использования. Речь идет не только о стоимости, но и о количестве оформленных договоров, а также инцидентов, когда граждане были вынуждены получать выплаты. Будем комплексно оценивать, как работает система и дорабатывать ее по мере необходимости с учетом практики использования гражданами и мнения участников рынка.

Едем в Беларусь без страха

ПУТАНИЦЫ НЕ БУДЕТ

- На кого, в первую очередь, рассчитана «автогражданка» СГ? Ведь те, кто раз в год ездит в Беларусь, наверное, по старинке воспользуются «Синей картой».

- «Договор страхования Союзного государства» в первую очередь ориентирован на тех, кто регулярно ездит в Беларусь. Например, на перевозчиков. «Синяя карта» («наследие «Зеленой карты») как страховой продукт продолжит оформляться и останется наиболее актуальной для разовых поездок физических лиц.

- Наличие одновременно союзного ОСАГО и «Синей карты» не вызовет путаницы у водителей?

- Главное отличие «Договора страхования Союзного государства» от «Синей карты» в том, что срок его действия – один год с минимальным периодом использования три месяца. А у «Синей карты» - минимальный срок действия 15 дней. Так что путаницы не будет. Автовладелец легко посчитает экономику и решит, что ему выгоднее - годовой полис расширения для постоянных поездок или «синяя карта» для двух-трех поездок в год. Два продукта ориентированы на принципиально разные целевые категории водителей. Поэтому и разная тарификация.

- Что это за девять страховых компаний в России, которые получили право оформлять союзное ОСАГО? Почему именно они?

- Это те же страховщики, которые ранее имели право оформлять «Зеленые карты», теперь оформляют «Синие».

По своему статусу «Договор страхования Союзного государства» – это международная история. Право заключать такие договоры по российскому законодательству об ОСАГО имеют страховщики, включенные в перечень «сертифицированных» для операций в рамках международных систем. При ДТП потерпевшему в Беларуси будет гарантированно выплачивать сначала белорусская сторона и только потом выставляться счет на оплату российскому страховщику. Главный принцип здесь – «не навреди» потерпевшему. Есть и другая специфика.

- Важный вопрос, который волнует автомобилистов: если у них уже оформлен национальный страховой полис на 2025 год, - возможно ли докупить в любой момент «союзное ОСАГО»? Или, если они, например, на майские праздники соберутся поехать в Беларусь: в Брестскую крепость или Хатынь, - то им придется покупать «Синюю карту»?

- Заключить «Договор страхования Союзного государства» напрямую в дополнение к уже действующему договору ОСАГО невозможно. Это новый единый электронный продукт и по закону у договора расширения срок страхования должен совпадать с основным полисом. У белорусских коллег, по сути, так же союзный договор – это отдельный вид ОСАГО. Но в целом безотносительно потребности в конкретной поездке на праздники, перейти при необходимости в любой момент на расширенный договор с обычного не составит проблем: через расторжение действующего договора с возвратом премии по нему пропорционально не истекшему сроку страхования и заключение нового. А для разовой поездки всегда можно приобрести «Синюю карту».

ВЫГОДА: ПЯТЬ ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ

Минимальный срок действия полиса для поездки в Беларусь снизят в три раза

- Сейчас при поездках в Беларусь минимальный срок ОСАГО составляет пятнадцать дней. Будет ли он снижен до пяти дней по аналогии с Россией и когда?

- Да, этот вопрос уже решен. Минимальный срок обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств при въезде в Беларусь снижен до пяти дней. Такой минимальный срок страхования возможен при заключении договора пограничного страхования с 23 апреля 2025 года.

 
Едем в Беларусь без страха
 Минимальный срок действия полиса для поездки в Беларусь снизят в три раза. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru

КАК ЭТО БЫЛО: ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Возможность создания «союзного» ОСАГО начали обсуждать в 2021-м году

Инициаторами стали депутаты Парламентского Собрания.

В 2023-м году на 64-й сессии ПС депутаты приняли первый модельный законодательный акт «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства».

В ноябре прошлого года закон о создании единой системы «автогражданки» в СГ подписал Президент России Владимир Путин, а марте этого года – Президент Беларуси Александр Лукашенко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей СИВЕЦ, заместитель председателя Комиссии ПС по законодательству и Регламенту:

Едем в Беларусь без страха
Фото: БелТА

- Мы имплементировали положения модельного закона в национальные законодательства, создали общую правовую базу. Унифицируются подходы, связанные со сроком страхования.

Первый этап реализации модельного закона завершен. Второй этап посвящен вопросам, связанным с профессиональными страховщиками. Пока страховка будет осуществляться только в электронном виде. Создается общая база данных. Идет утверждение соответствующих локальных документов, касающихся регламентных процедур: например, возмещение в случае ДТП. На комиссии вместе с профессиональными страховщиками, представителями министерств-регуляторов подвели предварительные итоги работы. Важно, что для удобства граждан при пересечении границы не нужно будет заключать дополнительную страховку от национального страховщика - это можно делать в комфортной обстановке на территории той страны, где зарегистрировано авто.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минобороны Беларуси: Цели для комплекса «Орешник» Минск будет определять сам
  2. Вячеслав Володин: Вызовы Запада должны сплотить депутатов и сделать работу Госдумы эффективнее
  3. Александр Лукашенко: Странам, ответственным за геноцид белорусского народа, должен быть предъявлен счёт
  4. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  5. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  6. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  7. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  8. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы
  9. Беларусь и Россия определили приоритеты сотрудничества в рыбном хозяйстве на 2026 год
  10. Вифлеемский огонь из Минска отправится в предрождественское путешествие по храмам России
  11. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит ужесточение штрафов за навязывание платных услуг потребителям
  12. Россия и Беларусь перекрыли канал ввоза особо крупных партий гашиша из ЕС
  13. Дмитрий Песков об убийстве генерал-лейтенанта Сарварова: Спецслужбы сделают всё необходимое
  14. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  15. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также