САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Евгений Давутов

Федор Лукьянов: Планета ждет, в чью пользу качнутся качели в противостоянии России и Запада

Конфликт на Украине имеет гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд

Раньше нам казалось, что многие конфликты локальны и ничем нам не грозят. Сейчас пришло понимание, что это не так.
Фото: EPA/TASS



Об этом и многом другом - политолог, научный директор и модератор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

ЭЙФОРИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ


- СВО, война на Ближнем Востоке между Израилем и Ливаном - чем эти конфликты отличаются от войн в Ираке, Сирии, Ливии?

- Это пока не настолько драматично. Во-первых, я бы не сказал, что войны, которые были в конце ХХ - начале ХХI века - Балканы и потом Афганистан, Ирак, Ливия, - воспринимались как что-то далекое от нас. Как раз на-оборот. Оказалось, что потенциал противостояния значительно приблизился ко всем. Это можно сравнить с эпохой холодной войны, когда тоже было очень много локальных конфликтов, включая очень крупные, такие как Вьетнам. А также очень много иных, в Африке, в Центральной Америке, в Азии. Вот как раз тогда, поскольку это все было под сенью некой большой конфронтации сверхдержав и она была чрезвычайно опасна, очень хорошо урегулирована и базировалась на взаимном понимании пределов возможностей. Те конфликты не ощущались как нечто, что может перекинуться на нас. А то, что происходило после холодной войны, стали воспринимать как что-то более актуальное для каждого, если говорить о нашей стране в частности.
Что касается сегодняшних конфликтов, здесь двойственно. С одной стороны, да, конечно, - Украина, Палестина. А Ливан все-таки - это ответвление большого противостояния вокруг палестинского вопроса. Между этими двумя конфликтами, каждый из которых очень важен и оказывает большое влияние на мировую ситуацию, есть одна принципиальная разница.

- В чем она заключается?

- Конфликт вокруг Украины - это конфликт между Россией и Западом. Он очень важен для обеих сторон по разным причинам. Россия, будучи с какого-то момента уже не в силах терпеть игнорирование ее интересов безопасности, которые мы пыталась отстоять иными способами на протяжении долгого времени, в конце концов поняла, что кроме как силой это сделать невозможно. Только так можно заставить западных визави по-другому взглянуть на итоги холодной войны, отказаться от эйфорической позиции, что нас не интересует ничье другое мнение, мы делаем так, как считаем нужным. А для Запада это то же самое, только зеркально.
Там отстаивают свое право быть монополией в определении того, как надо рассматривать вопросы безопасности и развития. Для России и для Запада, для США и их союзников это конфликт принципиальный. Но он не является таковым для всего остального мира, который составляет значительное большинство. И с этой точки зрения украинский кризис имеет больше отношения к прошлому международной политики, чем к будущему, потому что мы выясняем отношения, которые недовыяснили в свое время. Для нас очень важно, но это не значит, что весь остальной мир, затаив дыхание, следит за тем, чем это закончится.
Конечно, они ждут. И хотят понять, в чью сторону качнутся качели. Но, по большому счету, любой исход украинской кампании, если это, конечно, не будет ядерная война, кардинально направление развития мира не изменит. Он развивается, понятным образом, в сторону от западной гегемонии к гораздо более сложной, многоуровневой и диверсифицированной системе. Ни успех России, ни, не дай бог, неудача не изменят это. Темпы могут как-то корректироваться, но в принципе тренд остается.

НАБЛЮДАЮТ И ВЫГАДЫВАЮТ


- Что касается Палестины, здесь более интересно, потому что мы видим скорее другую раскладку - это Запад против всех остальных. Причем дело же ведь не в том, к сожалению, что там все болеют душой за палестинцев. Даже президент Эрдоган или арабские руководители стран Залива нельзя сказать чтобы прямо костьми ложились, желая это все прекратить. Они тоже наблюдают и выгадывают свои интересы. Но дело в том, что Запад, поддерживая Израиль, однозначно и безоговорочно, в общем-то, сам отрицает принципы, которые декларировал и продолжает декларировать как обязательные для всех. И это заставляет их совершенно иначе относиться к аргументам, которые они слышат. Раньше этого в такой степени не было. И второе, что, наверное, еще важнее, это то, что этот конфликт прошел внутри западных обществ, чего нет с Украиной. Она или неинтересна, или все-таки Запад более или менее консолидирован в восприятии России как плохой, а Украины - как хорошей.

- Палестинский конфликт отсек истеблишмент от общества. Почему так вышло?

- Потому что в обществе растет возмущение действиями Израиля, а истеблишмент жестко стоит на стороне израильского руководства, испытывая все меньшую радость от этого. И поэтому конфликт в некотором смысле больше повлияет на дальнейшее.

ДОРОГИ РАЗНЫЕ - ЦЕЛЬ ОДНА


Президент Беларуси создал суверенное государство, отвергнув радикальный национализм.


- В этом году исполнилось тридцать лет правлению Александра Лукашенко. В чем сила Президента Беларуси?

- Он благодаря своему политическому таланту и умению пережил смену разных процессов. Насколько я помню, Александр Лукашенко тогда, тридцать лет назад, приходил как кандидат альтернативный, остро оппозиционный, критиковавший тогдашнюю власть, а она была перелицевавшаяся власть советская.
И он уловил одну главную вещь. Была ли она интеллектуально осознана или интуитивно, потому что Лукашенко, конечно, силен политическим чутьем, - не важно. Так или иначе, он уловил то, что не уловили многие другие лидеры новых республик: если встать на колею противопоставления себя России, ничего не получится. В Туркмении еще можно замкнуться. А здесь, учитывая связи, невероятную близость народов, государств, - не вый-дет. Но он ведь с самого начала делал ставку на близкие, тесные отношения с Россией. Именно на отношения, а не слияние с ней.
И мы это видим до сих пор, что РФ и РБ государства чрезвычайно близкие, но разные: и устроены они по-разному, и справляются по-разному. И дело не в том, как Лукашенко повлиял на мир, а в том, что он, избрав изначально определенное направление, не менял его под воздействием влияний извне. Он опытный политик. Мы его видели разным за эти годы. И в отношениях с Россией было, как мы прекрасно помним, всякое. Мы тоже были настроены не всегда одинаково в отношении Беларуси. Но как бы то ни было - мы последовательны в отстаивании национальной самобытности, потому что выкрикивание националистических лозунгов и радикальных требований далеко не всегда лучший путь к укреплению национальной государственности.
Это показала постсоветская история очень явственно во многих странах. Александр Григорьевич в общем-то создал собственное суверенное государство. Его могло бы и не быть, если бы, например, тогда, тридцать с лишним лет назад, возобладала националистическая линия, схожая с теми, что победили в некоторых других странах-соседках.

ЭПОХА БЕЗ ПОРЯДКА


России приходится сдерживать оппонентов, чтобы не допустить катастрофы.


- Можно ли сказать, что мы на пути к ядерной войне?

- Есть риск, связанный с нашими отношениями с Западом. Видим, как взвинчивают риторику. Неприятно и то, что мы вынуждены использовать уже довольно крайние аргументы, и их не вполне воспринимают с той стороны всерьез - это большой риск. Я бы не сказал, что эти конфликты прямо грозят перевернуть мир и взорвать его, в особенности если говорить о Палестине. Посмотрите на те же самые Израиль, Иран, Ливан. Все, что мы наблюдаем, - слова, жесты, символические действия, - свидетельствует, что по большому счету никто не хочет столкновений. Все боятся его результатов, боятся даже не за поражение в прямой войне.
В Израиле крайний внутренний раздрай. У нас есть все основания быть обеспокоенными происходящим.
Но надо понять, что мы вступили в эпоху отсутствия порядка. Параллельно все-таки появляются зачатки техники безопасности. Вот как себя вести, чтобы, сохраняя лицо и свой интерес, не сорваться?

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Очередное заседание СМИД СНГ состоится в апреле в Калининграде
  2. Россия и Беларусь вошли в топ-20 мирового рейтинга по уровню интеллекта
  3. Владимир Путин назвал химическую промышленность одним из ключевых секторов экономики России
  4. В Москве состоялось заседание Совмина Союзного государства: утвержден пакет ключевых решений на 2026 год
  5. Александр Турчин назвал три ключевых направления роста экономики Союзного государства
  6. Какая продукция сможет получить статус «товар Союзного государства»
  7. Заседание Высшего госсовета Союзного государства намечено на конец февраля
  8. Александр Турчин: Союзное государство усиливает интеграцию и должно инвестировать в туризм
  9. Нацбанк представил новый графический знак белорусского рубля
  10. Бразилия хочет нарастить импорт белорусских удобрений и техники
  11. Посол Бразилии рассчитывает на возобновление сотрудничества Embraer с Беларусью
  12. Россия сохранила лидерство на рынке легкого коммерческого транспорта Беларуси
  13. Российские военные сообщили об освобождении Придорожного в Запорожской области
  14. Дмитрий Песков: Россия готова возобновить диалог с Европой, если к этому созреют европейские столицы
  15. Александр Лукашенко заявил о поддержке Лулы да Силвы на выборах в Бразилии

Парламентское Собрание

Геннадий ЛЕПЕШКО: «Конфликт по Украине нужно закончить, а не приостановить»

Союзное государство и структуры, в которые оно входит, направлены не против кого-то, а нацелены только на сотрудничество

Политика

Александр ЛУКАШЕНКО: Наше время пришло

 Размеры государства не так важны, как его технологическая мощь

МНЕНИЯ

Кто на свете всех глупее

Ксения Воробьёва

Россия вошла в число самых умных стран. А что с другими государствами?

Спортсменов России и Беларуси приравняли к рабам

Олег Зинченко

Наши болельщики тоже в разряде угнетённых.

Чертова дюжина в Милане

Анатолий Заусайлов

На Зимней Олимпиаде-2026 выступят 13 россиян. Беларусь представят 7 человек

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также