02 Марта 2021 года / Текст:  Дмитрий Воробьев / К номеру: 9  (949)

Маршрут перестроен

В Москве подписали соглашение о перевалке белорусских нефтегрузов в российских гаванях. Ответ на санкции Вильнюса и Риги подготовили в кратчайшие сроки

Маршрут перестроен

ТРИ ГОДА. ДАЛЕЕ БЕССРОЧНО

Свершилось. Нефтепродукты, произведенные в Синеокой, меняют прописку.

- Мы подписали историческое соглашение. Оно будет действовать три года, но имеет, по сути, неограниченное действие, потому что предусматривает пролонгацию, - отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

В документе прописаны объемы перевалки в 9,8 миллиона тонн до 2023 года. Из белорусских Барбаров в ленинградские Автово и Лужскую будут возить белорусский мазут, газойль, бензин. Из Новополоцка - масло и газойль. В этом году планируется поставить 1,4 миллиона тонн мазута и 1,2 миллиона тонн бензина.

До порта в Усть-Луге нефтепродукты доедут по железной дороге. Подвижной состав - российский. Кстати, с 2016 года РЖД предоставляет сябрам 50-процентную скидку на доставку в порты северо-запада.

- Мы шли во всем навстречу друг другу. Могу сказать, что цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов ниже, чем в прибалтийских портах. Россия пошла на существенные скидки, - уточнил Виталий Савельев.

Контракты между странами заключены по схеме take-or-pay. То есть, если в порт поступит товара меньше, чем было согласовано, то заплатить все равно придется за весь объем. На период действия соглашения тарифы повышаться больше, чем на размер инфляции не будут.

- Я рад, что нам удалось договориться. В дальнейшей перспективе мы готовы обсуждать с нашими коллегами вопросы перевалки калийных удобрений, лесных грузов, машиностроительного комплекса, но нужно это проработать детально с точки зрения мощностей, портовой инфраструктуры, - строит планы на будущее министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко.

Маршрут перестроен

ПОТЕРЯЛИ - ПЛАЧУТ

Литовские власти отреагировали вполне ожидаемо. Министр транспорта Марюс Скуодис уже заявил, что Минск в экспортном переезде руководствовался только политическими соображениями:

- Соглашение не несет выгоды Беларуси, Литве и России.

Вильнюсу уж точно - потери бюджета оценивают в три миллиарда долларов. Ни местная железная дорога, ни порт на февраль не получали заказов от Беларуси. А ведь раньше оттуда поставляли треть, или 14 миллионов тонн различных грузов.

Сдавая, грубо говоря, в аренду морские порты, Латвия и Литва зарабатывали десять миллиардов долларов. К слову, Россия еще шесть лет назад начала отказываться от перевалки нефтепродуктов в Прибалтике. Если в 2015 году там отправляли девять миллионов тонн, то через год - уже пять. В 2019-м Россия еще на двенадцать процентов снизила присутствие своих нефтегрузов в Латвии, Литве и Эстонии.

Что в РФ, что в РБ меры связаны с санкциями. Президент Беларуси Александр Лукашенко предрек, что запреты выйдут Прибалтике боком:

- Вот мы и посмотрим, как они будут жить. Тридцать процентов литовского бюджета формировали наши грузопотоки.

МНЕНИЯ

Сергей МИТИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Мощности порта в Усть-Луге фантастические - больше ста миллионов тонн в год. Решения такого рода только укрепляют эффективность экономик России и Беларуси. Совершенно очевидно, что мы должны ориентироваться на рынки друг друга. Сейчас идет увеличение портовых мощностей на Черном море, Дальнем Востоке, и это дает возможность нам рассчитывать на белорусские грузы, а белорусам - на российскую инфраструктуру.

Традиционно экономика республики ориентирована на наш рынок - мы это видим по поставкам техники, молочной, мясной продукции и многого другого. Я могу только приветствовать желание белорусской стороны построить совместный с Россией морской порт.

Олег ГАЙДУКЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:

- Соглашение показывает, кто в современном мире является суверенным государством, а кто нет. Наши прибалтийские коллеги постоянно переживают за суверенитет Беларуси, но когда дело коснулось санкций, которые невыгодны Латвии и Литве, руководители республик не смогли принять верных решений, и ударили сами по себе. Им же выгодно даже покупать нашу электроэнергию с БелАЭС, хотя бы цены на свет для населения стали бы нормальными. Но они не могут этого сделать, поскольку дано указание из Брюсселя и США. Если говорить об экономической выгоде или невыгоде для Беларуси, то она считается не только суммами контрактов. Здесь все тесно связано с надежностью партнеров, а с учетом нынешнего противостояния и незаконных санкций в отношении республики мы не можем исключить, что в какой-то момент наши грузы не арестуют. Где гарантия? Нет ее! Пример: ситуация вокруг санатория «Беларусь» в Литве, счета арестованы, работа остановлена, выкинули на улицу людей и незаконным образом забрали белорусский актив. То же самое может произойти и с грузами.

При этом Беларусь - честный партнер, работающий по международному праву, мы не разрываем уже существующие контракты, мы не заключаем новые. Еще один момент - мы не должны молчать и нужно отвечать на санкции. Я убежден, что принятое решение о перевалке грузов в России направлено на усиление экономического суверенитета. Тем более санкции будут расти, Европе выгодно списать свои проблемы на внешний фактор, противостояние. В конечном итоге их же порты и останутся ни с чем, раз мы говорим конкретно на эту тему. Да, можем и с Россией спорить в каких-то моментах, но никогда друг друга не предадим.

Маршрут перестроен

ПЛАНЫ

ОКАЖУТ УСЛУГИ В УСТЬ-ЛУГЕ?

Россия и Беларусь ведут речь о совместном морском терминале.

- Россия - главный партнер Беларуси в топливно-энергетической сфере. Между нами продолжается активный диалог о создании единых энергетических рынков. Обсуждается участие белорусской стороны в строительстве нового морского порта для перевалки нефтепродуктов на Балтике. Открывается возможность для дальнейшего роста грузооборота России и повышается привлекательность российской инфраструктуры, - уверен вице-премьер Александр Новак.

Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко еще в сентябре обсуждали эту тему. Белорусский лидер готов вложить в проект кредитные деньги, оставшиеся от строительства БелАЭС. Рассматриваются два варианта Усть-Луга и Калининград.

- Я предложил Владимиру Путину финансовое решение: все, что сэкономим на атомной станции, вложим в порт, в строительство терминала. Он загорелся этим вопросом, - говорил Александр Лукашенко.

ФОТО: Усть-Луга.рф

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Дорога картошка к обеду

Цены на овощи резко взлетели. В чем причина? Не случится ли так, что скоро искать эти продукты придется в отделе дорогих деликатесов, рядом с черной икрой?

Удушающий прием

Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против Беларуси. Они затронули нефтяной сектор, предприятия машиностроения и производства удобрений

От брата к брату

Стоит только оглянуться вокруг - и можно увидеть, сколько нового и полезного появилось в нашей жизни благодаря дружбе России и Беларуси. Причем не только в столицах, но и в отдаленных уголках

И сплав, и вплавь

Какие промышленные проекты объединяют Россию и Беларусь

Подписанному верить

Форум регионов России и Беларуси проходит с 2014 года. За это время на нем заключили десятки контрактов больше чем на два миллиарда долларов. Вспоминаем некоторые из них

Дело на миллиарды долларов

Регионы России и Беларуси уже много лет успешно реализуют проекты в экономической, социальной, культурной сферах. О перспективах и новых направлениях «СВ» рассказали губернаторы и председатели исполкомов

Читайте также

Союзное государство

«Ржевский мемориал» vs «Славянский базар»

Кого выдвинули на соискание премий Союзного государства в области литературы и искусства за 2021-2022 годы? Смотрим и голосуем!

Культура

Афиша Союза. Куда сходить и что посмотреть в Москве и Минске?

В столицах есть развлечения и культурные мероприятия на любой вкус

Туризм

Пять причин отправиться в вишневую столицу Беларуси

Считай, это еще одно название Глубокого. Вишневыми садами город славился издавна. Сочных ягод здесь в изобилии в каждом дворе.

Экономика: интеграция

Дорога картошка к обеду

Цены на овощи резко взлетели. В чем причина? Не случится ли так, что скоро искать эти продукты придется в отделе дорогих деликатесов, рядом с черной икрой?

Общество

Балет в небе

На авиасалоне МАКС-2021 пилотажные группы раскрыли секреты мастерства

Трибуна депутата

Леонид Слуцкий: Здравые политики мира против санкций

Член комиссии ПС по информационной политике, председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам рассказал, что выводит из себя «стратегических друзей» на Западе



Культура

Афиша Союза. Куда сходить и что посмотреть в Москве и Минске?

В столицах есть развлечения и культурные мероприятия на любой вкус

Общество

Балет в небе

На авиасалоне МАКС-2021 пилотажные группы раскрыли секреты мастерства

Спорт

Россия на Олимпиаде. Триллер в победных тонах

Инна Дериглазова, Лариса Коробейникова, Марта Мартьянова и Аделина Загидуллина выиграли «золото» в командной рапире

Политика

Александр Лукашенко: Всегда нужно просчитывать последствия

Президент Беларуси считает, что ретроградами быть нельзя. Но и гнаться безоглядно за сомнительными новациями не стоит. Примеров разрушительных заимствований, увы, немало

Политика

Владимир Путин о глобальном иммунитете: «Своей» или «чужой» пандемии не бывает

Вакцинация от коронавируса и борьба с лесными пожарами стали главными темами совещания президента с правительством

Спорт

79 часов без сна

23-летний Владислав Клундук пробежит за три дня от Витебска до Ногинска, чтобы полугодовалый мальчик мог ходить

Трибуна депутата

Леонид Слуцкий: Здравые политики мира против санкций

Член комиссии ПС по информационной политике, председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам рассказал, что выводит из себя «стратегических друзей» на Западе

Общество

В воздухе — медведи, под водой «Вепрь»

В России прошел самый масштабный парад в истории - 325-ю годовщину ВМФ отметили с размахом. В нем участвовал... Петр I. А также корабли и подлодки с удивительными возможностями и названиями

Общество

Стена разногласия

Волна нелегальной миграции растет, но западные рубежи Союзного государства под надежной защитой

Общество

Через тернии к звездам. Неужели еда в тюбиках вкуснее?

Жена космонавта Олега Новицкого продолжает рассказывать истории о жизни в невесомости