САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Дмитрий Воробьев

Маршрут перестроен

В Москве подписали соглашение о перевалке белорусских нефтегрузов в российских гаванях. Ответ на санкции Вильнюса и Риги подготовили в кратчайшие сроки

ТРИ ГОДА. ДАЛЕЕ БЕССРОЧНО

Свершилось. Нефтепродукты, произведенные в Синеокой, меняют прописку.

- Мы подписали историческое соглашение. Оно будет действовать три года, но имеет, по сути, неограниченное действие, потому что предусматривает пролонгацию, - отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

В документе прописаны объемы перевалки в 9,8 миллиона тонн до 2023 года. Из белорусских Барбаров в ленинградские Автово и Лужскую будут возить белорусский мазут, газойль, бензин. Из Новополоцка - масло и газойль. В этом году планируется поставить 1,4 миллиона тонн мазута и 1,2 миллиона тонн бензина.

До порта в Усть-Луге нефтепродукты доедут по железной дороге. Подвижной состав - российский. Кстати, с 2016 года РЖД предоставляет сябрам 50-процентную скидку на доставку в порты северо-запада.

- Мы шли во всем навстречу друг другу. Могу сказать, что цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов ниже, чем в прибалтийских портах. Россия пошла на существенные скидки, - уточнил Виталий Савельев.

Контракты между странами заключены по схеме take-or-pay. То есть, если в порт поступит товара меньше, чем было согласовано, то заплатить все равно придется за весь объем. На период действия соглашения тарифы повышаться больше, чем на размер инфляции не будут.

- Я рад, что нам удалось договориться. В дальнейшей перспективе мы готовы обсуждать с нашими коллегами вопросы перевалки калийных удобрений, лесных грузов, машиностроительного комплекса, но нужно это проработать детально с точки зрения мощностей, портовой инфраструктуры, - строит планы на будущее министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко.

Маршрут перестроен

ПОТЕРЯЛИ - ПЛАЧУТ

Литовские власти отреагировали вполне ожидаемо. Министр транспорта Марюс Скуодис уже заявил, что Минск в экспортном переезде руководствовался только политическими соображениями:

- Соглашение не несет выгоды Беларуси, Литве и России.

Вильнюсу уж точно - потери бюджета оценивают в три миллиарда долларов. Ни местная железная дорога, ни порт на февраль не получали заказов от Беларуси. А ведь раньше оттуда поставляли треть, или 14 миллионов тонн различных грузов.

Сдавая, грубо говоря, в аренду морские порты, Латвия и Литва зарабатывали десять миллиардов долларов. К слову, Россия еще шесть лет назад начала отказываться от перевалки нефтепродуктов в Прибалтике. Если в 2015 году там отправляли девять миллионов тонн, то через год - уже пять. В 2019-м Россия еще на двенадцать процентов снизила присутствие своих нефтегрузов в Латвии, Литве и Эстонии.

Что в РФ, что в РБ меры связаны с санкциями. Президент Беларуси Александр Лукашенко предрек, что запреты выйдут Прибалтике боком:

- Вот мы и посмотрим, как они будут жить. Тридцать процентов литовского бюджета формировали наши грузопотоки.

МНЕНИЯ

Сергей МИТИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Мощности порта в Усть-Луге фантастические - больше ста миллионов тонн в год. Решения такого рода только укрепляют эффективность экономик России и Беларуси. Совершенно очевидно, что мы должны ориентироваться на рынки друг друга. Сейчас идет увеличение портовых мощностей на Черном море, Дальнем Востоке, и это дает возможность нам рассчитывать на белорусские грузы, а белорусам - на российскую инфраструктуру.

Традиционно экономика республики ориентирована на наш рынок - мы это видим по поставкам техники, молочной, мясной продукции и многого другого. Я могу только приветствовать желание белорусской стороны построить совместный с Россией морской порт.

Олег ГАЙДУКЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:

- Соглашение показывает, кто в современном мире является суверенным государством, а кто нет. Наши прибалтийские коллеги постоянно переживают за суверенитет Беларуси, но когда дело коснулось санкций, которые невыгодны Латвии и Литве, руководители республик не смогли принять верных решений, и ударили сами по себе. Им же выгодно даже покупать нашу электроэнергию с БелАЭС, хотя бы цены на свет для населения стали бы нормальными. Но они не могут этого сделать, поскольку дано указание из Брюсселя и США. Если говорить об экономической выгоде или невыгоде для Беларуси, то она считается не только суммами контрактов. Здесь все тесно связано с надежностью партнеров, а с учетом нынешнего противостояния и незаконных санкций в отношении республики мы не можем исключить, что в какой-то момент наши грузы не арестуют. Где гарантия? Нет ее! Пример: ситуация вокруг санатория «Беларусь» в Литве, счета арестованы, работа остановлена, выкинули на улицу людей и незаконным образом забрали белорусский актив. То же самое может произойти и с грузами.

При этом Беларусь - честный партнер, работающий по международному праву, мы не разрываем уже существующие контракты, мы не заключаем новые. Еще один момент - мы не должны молчать и нужно отвечать на санкции. Я убежден, что принятое решение о перевалке грузов в России направлено на усиление экономического суверенитета. Тем более санкции будут расти, Европе выгодно списать свои проблемы на внешний фактор, противостояние. В конечном итоге их же порты и останутся ни с чем, раз мы говорим конкретно на эту тему. Да, можем и с Россией спорить в каких-то моментах, но никогда друг друга не предадим.

Маршрут перестроен

ПЛАНЫ

ОКАЖУТ УСЛУГИ В УСТЬ-ЛУГЕ?

Россия и Беларусь ведут речь о совместном морском терминале.

- Россия - главный партнер Беларуси в топливно-энергетической сфере. Между нами продолжается активный диалог о создании единых энергетических рынков. Обсуждается участие белорусской стороны в строительстве нового морского порта для перевалки нефтепродуктов на Балтике. Открывается возможность для дальнейшего роста грузооборота России и повышается привлекательность российской инфраструктуры, - уверен вице-премьер Александр Новак.

Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко еще в сентябре обсуждали эту тему. Белорусский лидер готов вложить в проект кредитные деньги, оставшиеся от строительства БелАЭС. Рассматриваются два варианта Усть-Луга и Калининград.

- Я предложил Владимиру Путину финансовое решение: все, что сэкономим на атомной станции, вложим в порт, в строительство терминала. Он загорелся этим вопросом, - говорил Александр Лукашенко.

ФОТО: Усть-Луга.рф

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Посол проинспектировал школу в Суздале, о строительстве которой договорились Лукашенко и Авдеев
  2. В Беларуси установлены льготы по НДС при ввозе оборудования, не имеющего аналогов в стране
  3. Александр Лукашенко подписал указ о порядке перевода госорганов на работу в военное время
  4. Мошенники научились подделывать видеокружки с лицом владельца аккаунта в Telegram
  5. Колония, где отбывает наказание Михаил Ефремов, удовлетворила ходатайство о его освобождении по УДО
  6. На Украине назвали улицу в честь военного преступника и соучастника Холокоста Петра Дяченко
  7. Состоялась встреча Вячеслава Володина с Ерланом Кошановым
  8. Голикова: Четыре из пяти нацпроектов будут запущены в следующем году
  9. Василий Пискарев: чем ближе в России выборы Президента, тем сильнее нарастает организованная Западом кампания по их дискредитации
  10. В Госдуме призвали ввести сбор для мигрантов
  11. Лукашенко анонсировал предстоящую встречу с президентом Казахстана
  12. Медведев: Украина — это, безусловно, Россия
  13. В Москве на ВДНХ завтра стартуют Дни Гродненской области
  14. Владимир Путин провел рабочую встречу с Сергеем Собяниным
  15. Песков: РФ надеется узнать результаты проверки после публикации разговора офицеров ФРГ

Политика

Владимир Путин: Без сильной России прочный миропорядок невозможен

Президент РФ озвучил Послание - стратегический документ, ставящий задачи на шесть лет вперед

МНЕНИЯ

Некрасивое поведение

Анатолий Заусайлов

Украинка устроила скандал на конкурсе «Мисс Европа -2024», оставшись недовольной победой российской участницы

Немцы хотят взорвать Крымский мост

Михаил Васильев

Обнародована запись разговора высокопоставленных офицеров бундесвера. Ответим?

Деньги не пахнут

Павел Родионов

Немцы дурят Украину как рыночные кидалы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также