Восстановлены неизвестные ранее произведения Прокофьева
Петербургский композитор Антон Лубченко спустя 83 года восстановил две партитуры Сергея Прокофьева, сгоревшие при пожаре
Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга сыграл шедевры на фестивале имени Станислава Горковенко. Рена Горковенко, вдова дирижера и композитора, давшего имя фестивалю, рассказала «СВ», зачем нужна утраченная классика.
СОКРОВИЩА АРХИВА
Сергей Прокофьев считается одним из самых популярных композиторов в мире. Он сочинял музыку с пяти лет и за всю жизнь, а композитор скончался в 61 год, написал больше 130 произведений. Самые известные - оперы «Война и мир» и «Любовь к трем апельсинам», балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Симфония № 5, написанная в годы Великой Отечественной войны, посвящена, как он сам объяснил, «величию человеческого духа».
Но у него остались нотные записи, которые раньше никто никогда не слышал. Это музыка к фильму «Тоня», так и не вышедшему на экраны, которую Прокофьев сочинил в Алма-Ате во время эвакуации. Короткометражка рассказывает о девушке, работавшей в осажденном городе на телефонной станции. Второе сочинение того же времени - мелодии к исторической ленте «Котовский» о борьбе с немецко-румынскими оккупантами в Бессарабии в Первую мировую.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА
Ноты сгорели во время пожара. Долгое время считалось, что они безвозвратно утрачены.
Но композитор и художественный руководитель фестиваля имени Горковенко Антон Лубченко обнаружил в Российском государственном архиве литературы и искусства рабочие записи к партитуре, расшифровал, и вот, спустя 83 года, эту музыку наконец услышала публика.
- Обожаю Прокофьева, - рассказала Рена Горковенко. - Я часто его играла и аккомпанировала студентам. Прокофьев мне очень близок. Валерий Гергиев тоже всегда говорит, что Прокофьев - его любимый композитор. Антон Лубченко тоже его любит.
Были в восторге и слушатели Капеллы - и неудивительно: обе восстановленные мелодии очень лиричны, сочетают романтизм и традиционную русскую песенность с напряженной драмой, Прокофьев был на такое великий мастер.

ОБЕРТОН УСПЕХА
«КАЩЕЙ» ПРОТИВ ЦАРИЗМА
Между провалом и взлетом - время.
Казалось бы, что может быть неожиданного в классике? А вот Антон Лубченко сумел собрать в одной фестивальной программе то, что когда-то шокировало публику.
Например, Первая симфония Рахманинова, которая провалилась на премьере, и расстроенный автор наложил запрет на исполнение на следующие полвека. Но время пролетело, и сегодня поклонники говорят, что она не уступает другим работам.
Скандал случился и на премьере в 1905 году оперы Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», в ней композитор выступил против царского режима. В защиту автора даже прошли демонстрации.
Непросто складывались отношения с властями в конце жизни и у Сергея Прокофьева, фильм «Тоня» так и не появился на экранах.
- Зачем вообще восстанавливать рукописи? - спросило «СВ» у Рены Горковенко.
- Очень многие композиторы-классики рвали свои рукописи, им не нравилось. Не могут они писать одинаково хорошо. Например, у Бизе только «Кармен» - знаменитая опера. Но если можно восстановить что-то, это нужно сделать. Любопытно же послушать, что это была за музыка. И уже сегодня ее оценить.
СПЛЕТЕНЬЕ ЗВУКОВ
ГЕНИЙ ИЛИ ВАРВАР?
О музыке, которую с первого раза не объять
Прокофьева как только не называли! Одни - солнечным гением и укротителем нот, другие - музыкальным варваром и разрушителем традиций. Он был новатором, а такое не сразу приживается.

- У Прокофьева музыка непростая...
- Я люблю нестандартную живопись и авангардную музыку. У меня есть абстрактная картина на ткани, подарила ее мужу на юбилей и назвала «Мысли дирижера». Что там творится, в голове композитора, невероятно! О Шостаковиче, Прокофьеве, а позже о Шнитке говорили: сумбур вместо музыки. А сейчас - классика.
- Понимают ли ее современные молодые слушатели?
- Конечно, классика - это элитное искусство, в Филармонию и Капеллу ходит подготовленная публика, ценители. Но я хожу на все концерты и вижу, что залы заполнены.
Чтобы приучить к серьезной музыке, нужны смешанные концерты, что всегда делал наш оркестр Горковенко. Станислав Константинович (Горковенко. - Ред.) включал в программу не только самые популярные произведения классиков, но и что-то новое, свежее, малознакомое. Когда в одном концерте исполняется и то и другое, хочешь не хочешь, а человек это услышит. Зерно упадет. В первом отделении - опера, балет, симфония. Второе отделение - оперетта, эстрада. Многожанровость - такая была система, отличительная и уникальная особенность нашего оркестра. Антон со мной согласился. Он попросил
у меня программы концертов оркестра Горковенко и иногда их использует. Если бы Станислав Константинович узнал, что его именем назвали фестиваль, он бы очень удивился и пошутил на эту тему! Никогда не требовал к себе особого внимания. Главное, чтобы люди были довольны, тогда и он радовался.



MAX