САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Елена Родионова

Свой среди своих

Каждый режиссер мечтает войти в историю, но удается это единицам. Никита Михалков один из этих редких счастливчиков. 21 октября ему исполнилось восемьдесят лет

«Сергеич» создает на площадке такую атмосферу, что коллектив становится как одна большая семья.
 Фото: РИА Новости

НАЗЫВАЛ СЕБЯ ПОДКИДЫШЕМ

Кажется, он родился с золотой ложкой во рту: в роду сплошь дворяне, советская элита и знаменитые художники. Да и у самого, и внешность, и манеры, и бархатный голос – аристократ, иначе не скажешь. Но в такой родословной есть и обратная сторона.

«Меня долгое время тяготила ответственность, что я из семьи тех самых Михалковых, где в роду были Кончаловский, Суриков. Что к нам в гости запросто захаживают великие, - поделился Никита Сергеевич в своей книге-автобиографии.

- Однажды Святослав Рихтер всю ночь играл для родителей на рояле, а я из-за этого проспал в школу. Тяготило меня все это настолько, что однажды я признался учительнице: «Я на самом деле подкидыш. Меня в развалинах нашли».

Мальчик был настолько убедителен, что учительница поверила, вот ведь актер!

- Как трудно, наверное, растить чужого ребенка, - посочувствовала учительница, вызвав маму в школу.

«Как же меня потом за это выпороли дома…», - вспоминает Михалков.

Родители дали сыновьям самое главное - свободу выбора и иммунитет к окружающему миру. Никаких душещипательных историй, как что-то запрещали или помогали и направляли, все немного прозаичнее. Делай что хочешь, за последствия ответишь.

- Ни-ког‑да отец не «принимал участия» во мне в плане карьеры, жизненных удобств или просто направления по жизни, - вспоминал Михалков. Ни в том, чтобы меня «поступать» в институт, ни в том, чтобы освобождать от армии… Никогда!

ДОКАЗАЛ, ЧТО УМЕЕТ

Вся его жизнь – словно кадры из кинофильма, каждый логично вытекает из предыдущего.

Вот он подросток. В школе учится так себе, особенно тяжела математика. В старших классах даже перешел в вечернюю школу.

- По математике мне достаточно было тройки, главное — скорее закончить школу и стать артистом! – признавался Никита Сергеевич. - Даже выбора никакого не существовало. Я с детства был приговорен к этому по собственному желанию.

Окончательно он понял это в тринадцать лет, когда занимался в театральной студии при Театре имени Станиславского и снялся в массовке фильма «Солнце светит всем», о слепом учителе, потерявшем зрение на фронте. Получил две секунды экранного времени, его фамилии даже в титрах нет. Но магия кино затянула.

В восемьнадцать снялся в «Я шагаю по Москве» и проснулся знаменитым. На съемках случился небольшой конфликт: Никита потребовал гонорар больше, чем ему причиталось, так старший брат Андрей подучил. Рисковал, что заменят на другого артиста, но все-таки выбил повышенную ставку.

В 21 год был отчислен из театрального училища за то, нарушил запрет на съемки, и перешел во ВГИК на режиссуру.

В 27 наткнулся на заметку о пропавшем золоте большевиков и задумал со сценаристом Володарским свой первый полный метр, тот самый «Свой среди чужих, чужой среди своих».

- Фильм коммерческий, но интересный, - одобрила сценарно-редакционная коллегия. Но пришлось сначала послужить на флоте на Дальнем Востоке.

В 28, временно вернувшись, приступил наконец к съемкам и вскоре проснулся уже известным режиссером.

- В этой картине мы как бы доказывали, что все умеем, - вспоминал Михалков. - Она поэтому так перенасыщена всякими трюками, пластическими поворотами. Это был единственный раз в жизни, когда я писал роль для себя.

Вот так все у него и завертелось, и пошло-поехало. Все на бегу. Даже с женой Татьяной расписался прямо во время работы. Натурные съемки для фильма «Свой среди чужих» проходили в окрестностях Баку и Грозного. В чеченском ЗАГСе и провели церемонию. Регистрацию едва не сорвала мышь, которая в панике выскочила прямо под ноги. Невеста запрыгнула на стул, так, склонившись, и расписалась в документе.

Это был второй и последний брак Никиты Сергеевича. Первый, с Анастасией Вертинской, времен учебы в Щукинском училище, распался, оба были слишком похожи, слишком одержимы работой, а два амбициозных человека в одной семье многовато. Сын Степан от этого брака попробовал себя в кино, но стал предпринимателем.

Зато с длинноногой блондинкой манекенщицей, любимицей Вячеслава Зайцева, похожей внешне на британскую супермодель Твигги, все сложилось удачно. Больше полувека вместе.

Недаром говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит хорошая жена, а крепкий тыл помогает в карьере.

Свой среди своих
Его подкупающую улыбку знают во всем мире.
 Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru

ОПЫТ

НАУЧИЛСЯ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

 Всю жизнь в работе. Иногда спит по четыре часа

«Дворянское гнездо», «Красная палатка», «Раба любви», «Сибириада», «Родня», «Вокзал для двоих», «Полеты во сне и наяву», «Жестокий романс», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Статский советник», «Мне не больно», «Жмурки», «12»… Главное – не останавливаться.

Этому его научил польский режиссер Ежи Кавалерович, которому понравился «Свой среди чужих, чужой среди своих».

- Сразу начинай новую картину, - дал совет Кавалерович.  - После того как я снял успешный фильм «Поезд», я потерял 20 лет жизни. Я брал сценарий — один, второй — и откладывал, боясь снять хуже. Надо уметь сжигать мосты, чтобы начать делать что-то новое.

Михалков принял совет серьезно. С тех пор то снимается в картинах других режиссеров, то сам снимает, все вперемешку. Спит иногда по четыре часа. Трудоголик? Перфекционист? Все вместе. 

Для актера ведь что важно? Чтобы зритель ему поверил.  

- Когда к тебе подходит бригадир осветителей и говорит: «Блин, Сергеич, вот это кино!», то это важнее любых абсолютно статей кинокритиков, киноведов. Это мнение изнутри. Когда люди шесть лет снимают одну картину... и не хотят заканчивать съемки, потому что они не хотят, чтобы кончилась эта атмосфера, — это и есть критерий того, что вы делаете большое кино по-настоящему.

В ОДНОЙ СВЯЗКЕ

ДОВОДИТ СЦЕНУ ДО КОНЦА

Коллектив терпит его деспотизм, потому что он — ради результата

- Он крайне авторитарный, безусловный лидер, - рассказывал Александр Адабашьян. - В общении это, конечно, доставляет неудобства. Ну а на площадке должен быть один гений. И у Никиты это всегда режиссер. И не уходил у него никогда никто с площадки, потому что все всегда знают, к кому и почему они идут. И все рвутся с ним работать.

Одни и те же люди работают с Михалковым годами. Когда вместе творишь, проникаешься магией, а без нее никак. Иногда режиссеру приходится быть деспотом, но все терпят, знают: результат того стоит. Большое кино требует и больших жертв.

Днепропетровск. Съемки «Родни». Сцена на вокзале. Пятьсот человек массовки. Финальный эпизод. Нонне Мордюковой не удается сказать фразу «Эх ты!» так, как нужно режиссеру. Один дубль, второй… Пятнадцатый… 27-й… Расстроенная актриса уходит с площадки. Режиссер кричит в микрофон: «Нонна, вернись!».  Опять объясняет:

- Я тебя оскорбляю, ты рыдаешь... Это ужасно. Меня люди ненавидят, и ты меня ненавидишь.

Оператору Павлу Лебешеву велел включить камеру незаметно, чтобы не сбить актрису с настроя.

На 28-ом дубле прозвучало заветное: «Снято!»

- Сволочь! Я и до этого так же говорила! – в сердцах высказалась Мордюкова.

- Девяносто, сто процентов людей не отличили бы этот дубль, который вошел в картину, от предыдущих, - соглашается Михалков. - Понять, что в этот раз было именно так, как надо, мог только я. Кино — это живая вещь. Кино мстит невероятно, если ты не выложился. Два или три раза в жизни я не доводил сцену до конца. Никто этого не замечал, но я каждый раз опускал глаза на этом моменте.

Когда в нижегородской области снимали «Утомленные солнцем», по сюжету – жара, а лето, как нарочно, холодное, у артистов пар шел изо рта. И что придумал режиссер? Заставил актеров выпить ледяную воду. Пар идти перестал, но многие потом заболели.

В этой картине снималась и семилетняя дочь режиссера Надя. В перерыве ее обогревали в пуховике, а во время съемки она раздетой бежала купаться. Лето же!

Другая сцена проходила в бане, вот там была жара так жара. А съемки – несколько часов. Девочка продержалась до самого конца, боялась сказать папе, что ей нехорошо, а потом упала в обморок.

Из-за аномального холода облетели листья на деревьях, подумали, что осень наступила. И вся съемочная группа рисовали листочки, вырезала и приклеивала скотчем к веткам. «Знойное» лето удалось. И оно того стоило: эта лента в 1995 году получила   «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке». 

Свой среди своих
Ради правды жизни в кадре на съемках не жалел даже собственную дочь
 Фото: Николай ГНИСЮК/РИА Новости

РАДИ ОДНОГО КАДРА

КИНО – ЖИЗНЬ

Он не может снимать любой подвернувшийся под руку сценарий, потому что процесс работы режиссера требует долгого «прорастания» в материал. И обязательное условие – получать удовольствие от работы

- Снимать кино — это настолько сложный и тяжелый процесс, что если при этом еще и не получать удовольствия, то нет смысла этим делом заниматься, - говорит Михалков. Для меня кино — моя жизнь.  

Сниматься у него хотели многие известные артисты. Готовы были даже на несколько секунд в фильме. Олегу Басилашвили в фильме «Несколько дней из жизни Обломова» досталось полминуты без слов, Валентину Гафт в «Утомленных солнцем» - 20 секунд, а Людмиле Гурченко в «Обломове» - три секунды.

У Михалкова мечтал сняться Сергей Маковецкий. И вот режиссер затеял снимать «12», ремейк ленты американского режиссера Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Намеченный на одну из ролей Олег Меньшиков отказался: узнал, что нужно выбрить лысину на голове.

- Тут я и позвонил Маковецкому, - вспоминал Михалков. - Спрашиваю: «Ты в Бога веруешь? В церковь ходишь?» «Да», - отвечает. «Так вот, - говорю, - Он услышал твои молитвы». 

И роль удалась, и фильм, перенесенный на русскую почву,  получился, что бывает не так часто в случае с ремейками.

Он всю жизнь слышит в свой адрес как критику, так и хвалы: «гений», «шедевр» и тому подобное. Но живет по поговорке: собаки лают, а караван идет.

Что касается собственной гениальности, то на такие вопросы ответ один:

- Нет у меня отношения гениальности к своим работам. Когда смотрю старые фильмы, не верится, что я это снял.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  2. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%
  3. Владимир Путин назвал приумножение российского народа главной задачей страны
  4. В Президентской библиотеке откроется выставка к 26-летию Союзного государства
  5. Дмитрий Песков назвал условия для восстановления отношений РФ и США и прокомментировал переговоры по Украине
  6. Вячеслав Володин: Безопасность не может строиться за счет других государств
  7. Симферопольская телебашня засияет в цветах флагов России и Беларуси в честь годовщины Союзного государства
  8. Президент Алжира преподнёс Александру Лукашенко клинок и традиционный бурнус
  9. Игорь Сергеенко: Мир и безопасность — главные ценности для всех людей
  10. Парламентская ассамблея ОДКБ приняла модельный закон о противодействии терроризму
  11. Эйсмонт объяснила, почему Лукашенко посетил Оман с сыновьями
  12. В Москве сегодня пройдет заседание Парламентской Ассамблеи ОДКБ
  13. Литва рассматривает возможность прекращения автобусного сообщения с Беларусью
  14. Владимир Путин назвал «Бессмертный полк» уникальным явлением для России и мира
  15. Владимир Путин на этой неделе встретится с героями Отечества и проведет Совет по нацпроектам

Парламентское Собрание

Соседи: Голосование с тройным контролем

Депутаты Парламентского Собрания стали наблюдателями на парламентских выборах в Киргизии

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также