САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

В начале было «Слово»

Наши представления о памятниках древнерусской словесности весьма скудны. Немногие из них дошли до нас, да и те, которые сохранились, по-прежнему вызывают множество споров. Среди них и «Слово о полку Игореве» – один из самых известных и загадочных памятников древней русской словесности.
О своей уникальной концепции прочтения «Слова о полку Игореве» корреспонденту «СВ» рассказал Александр Николаевич Ужанков – доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Литературного института им. А.М. Горького.

Наши представления о памятниках древнерусской словесности весьма скудны. Немногие из них дошли до нас, да и те, которые сохранились, по-прежнему вызывают множество споров. Среди них и «Слово о полку Игореве» – один из самых известных и загадочных памятников древней русской словесности.
О своей уникальной концепции прочтения «Слова о полку Игореве» корреспонденту «СВ» рассказал Александр Николаевич Ужанков – доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Литературного института им. А.М. Горького.

– Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, почему именно «Слово о полку Игореве» привлекло вас как исследователя? В чем уникальность этого произведения? И почему многие исследователи вновь и вновь обращаются к этой теме?
– «Слово о полку Игореве» интересовало ученых прежде всего тем, что считалось чуть ли не единственным светским произведением, дошедшим до нас из Древней Руси.  Бог упомянут в нем всего один раз, при бегстве Игоря из плена: «Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». Некоторые даже полагали, что это позднейшая вставка. Но тогда возникает вопрос: если это произведение светское, почему хранилось и переписывалось в монастыре и каково его предназначение? Древнерусский писатель просто так, по собственному желанию, не брался за перо, тем более что до автора «Слова» о злополучном  походе Игоря Святославича уже дважды писали летописцы.
Я думаю, прав профессор Риккардо  Пиккио, один из старейших медиевистов Западной Европы, который говорил, что если мы вернем  «Слово о полку Игореве» в его естественный религиозный контекст, то преодолеем многовековые предубеждения.
– До сих пор идут споры – является ли «Слово» литературным памятником или же это записанное произведение устного народного творчества? Кто автор? Содержит ли оно ошибки – автора или переписчика?
– Несомненно, это одно из первых литературных творений. Оно написано по законам художественного произведения, а не исторического. Вития (поэт) может нарушать хронологию событий, переставлять их, улавливая смысловую связь, скажем, между явлением природы и историческим событием. Вспомним знаменитый пассаж с солнечным затмением. Первоначально Игорь увидел, что солнце тьмой воинов прикрыло. Здесь есть и прямой смысл – на дружину пала тень, но есть и более глубокий: автор, когда писал «Слово», знал, что практически все древнерусские воины в походе погибли. Тогда тьма – это символ земляной тьмы, в которой скроются их тела. Не внимая затмению, Игорь поехал по «чисту полю», и солнце ему снова «тьмой путь заступаше», то есть как бы удерживало князя от этого безумного похода.
Многие же полагали, что «второе затмение» – это ошибка автора или переписчика, и переставляли местами третий и пятый абзацы «Слова». В результате получалось, что идея похода принадлежала не Игорю, а его брату Всеволоду Святославичу, что не соответствовало истине и в корне искажало авторский замысел.
Поиск имени автора не должен быть самоцелью. Ответы на вопросы – когда, где и кем было написано? – лишь помогают приблизиться к пониманию смысла произведения, но не раскрывают его. Ранее все стремились назвать автора в погоне за сенсацией. Поиск строился на посыле: кто бы мог написать «Слово». При этом даже не всегда учитывалось время написания. Огромное количество людей, особенно непрофессиональных, высказывали свои гипотезы. Ученым приходилось на каждую точку зрения давать аргументированное опровержение.
Сначала необходимо установить время и возможное место создания произведения  и попытаться определить исторический кругозор автора. В «Слове о полку Игореве» упоминается, по крайней мере, пять исторических фактов, которых нет в летописях. Однако автор откуда-то о них узнал. Это исторические детали XI, а не XII века, то есть помнить о них он не мог, да и из рассказов их не узнаешь, значит, брал из каких-то источников. Библиотеки были только в монастырях, следовательно, писал в монастыре. Скорее всего,  в Выдубицком, основанном отцом Владимира Мономаха – Всеволодом Ярославичем. Многие данные указывают на него. Кстати сказать, это предположение я впервые высказываю публично.
– Вы противопоставляете поход Игоря походу Владимира Мономаха 1111 года – почему? Что мы можем увидеть при таком сопоставлении?
– Почти в самом начале «Слова» автор замечает: «Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую».
Возникают вопросы: от какого Владимира и почему с ним сравнивается Игорь Святославич? Если автор сопоставляет двух князей, то можно предположить, что в этом кроется определенный смысл, и тогда нужно найти этого Владимира. На ум приходит Владимир Мономах, поскольку его поход 1111 года тоже начинался с небесного знамения – явления огненного столпа, который в Древней Руси символизировал явление ангела. «Повесть временных лет» по этому поводу замечает, что это ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль собрать русских князей в поход на половцев. То есть он ощутил Божественный промысел и собрал русских князей против совершавших частые набеги на Русь половцев. В том походе он разбил степняков на пограничном рубеже, и они долгое время не беспокоили Русскую землю.
Поход Игоря тоже начинается с небесного предзнаменования – солнечного затмения, только предзнаменования разные. Там – явление ангела, доносящего до князя Божественную волю, а тут – затмение, которое всегда воспринималось как нечто предостерегающее. Поэтому благочестивый поход Владимира Мономаха на оборону Руси можно сравнить с неблагочестивым походом в степь Игоря Святославича. И соответствующие результаты: если там – победа русских, то здесь –  поражение, сопряженное с пленением Игоря. До него никто из русских князей в плен к половцам не попадал.
– Одна из ваших работ, посвященная «Слову», называется «В свете затмения». Какова же роль затмения и как это соотносится с христианской основой произведения?
– Давайте взглянем на затмение солнца, описанное в Ипатьевской летописи, глазами бояр, которых  вопросил Игорь, «возрев на небо»: «Видите ли? Что есть знамение се?» Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: «Княже! Се есть не на добро знамение се».  Игорь пытается подбодрить свою дружину, говорит, что «тайны Божией никто не весть», а  что им Бог сотворит, «или на добро или на наше зло, а то женам видити».
Почему же бояре «поникоша главами»? Они, по-видимому, знали о странных совпадениях. За сто лет, с 1075 по 1175 год, летописи зафиксировали 12 солнечных затмений, которые удивительным образом приходились на годы смерти или гибели 13 князей из черниговского рода князей Ольговичей. Вот тогда и получается, что случившееся 1 (14) мая 1185 года солнечное затмение изначально предвещало что-то недоброе.
– Вы впервые указали на возможную связь  «Слова» с книгой пророка Иеремии. Как вы заметили эту связь и в чем она заключается?
– Еще в конце XIX века
А.И. Соболевский обратил внимание, что солнечное затмение упомянуто в «Слове» в начале похода, а в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, содержащих развернутые рассказы о походе Игоря 1185 года, затмение приходится на восьмой день похода. «Слово» написано уже после создания этих двух летописных статей. Автор полагал, что читатели знают, когда произошло солнечное затмение. Но если он солнечное затмение поместил в начало сочинения, то, видимо, хотел привлечь к нему внимание читателей.
Для древнерусского книжника очень важно, в какой день – праздника или памяти святого – происходит событие, которое  при этом обретает дополнительный христианский смысл. В Ипатьевской летописи указано, что затмение произошло в день памяти пророка Иеремии – 1 мая (по старому стилю). Заглянув в книгу пророка Иеремии, я сразу же получил разгадку: «И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее?(2; 17-18)».
Соответственно в «Слове»: «Хочу бо, – рече, – копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, ...а любо испити шеломомь Дону». Нил такой же символ Египта, как Дон – половецких степей. Иудейский царь Седекия идет с войском на Вавилон в 586 году до Р.Х. и попадает в плен. Князь Игорь идет с дружиной на половцев (по Лаврентьевской летописи в 1186 г.) и  тоже попадает в плен. Получается,  что разница в походах составляет 1600 лет! Древнерусский летописец всегда осмыслял текущие события через призму Священного Писания и давал соответствующую интерпретацию им. Игорь, подталкиваемый гордыней, повторяет нечестивый поход царя Седекии и расплачивается за это пленом.
– Все произведения древнерусской литературы призваны научить чему-то читателя. Чему же учит «Слово»? В чем смысл этого произведения?
– Князь Игорь нарушил одну из заповедей, которыми руководствовались русские князья, – не преступать пределов своей земли. Зачем нужен был этот поход, ведь половцы князю не угрожали? Пошел он ради славы, полагая, что это будет легкий поход, поскольку половцы уже были годом ранее разбиты киевским князем Святославом: «Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ!» «Передняя слава» – та, что была завоевана русскими князьями годом ранее,  «а задняя» – которую они собирались сами завоевать. Однако «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать». Желание славы оборачивается для князя бесславием – пленом. Однако произошедшее с Игорем учит: самое важное, чтобы человек понимал, что милосердие Бога больше его греха. Гордыня побеждается смирением. Если человек покаялся, то получает прощение: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем Вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена...» (Иеремия: 29;11-14). Что, собственно, и происходит с Игорем.
Этим и отличается судьба древнерусского князя от судьбы иудейского царя: как раскаявшийся блудный сын Игорь возвращается к своему Отцу Небесному. И смысл тогда «Слова о полку Игореве» раскрывается в евангельских словах: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об  одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лука: 15;7).
– В одной из своих статей вы рассматриваете время написания «Слова». Когда же, по вашему мнению, оно было создано? И какие основные аргументы в пользу этого?
– Академик А.А. Шахматов, когда датировал агиографические труды преподобного Нестора, исходил из наблюдений, чего автор не знал и о чем не упомянул в своих творениях, и таким образом указывал верхнюю границу их написания. Я несколько расширил эту методику: а что автор знает на момент творения, о чем он упоминает? Любой писатель обязательно проговорится о своем времени. Поэтому я условно выделил «два времени» в «Слове»: время «внутреннее» – это художественное время произведения, за рамки которого не выходит повествование, и время «внешнее», в котором работал автор. Это «внешнее» время нет-нет да и отразится во «внутреннем». Чтобы не утомлять примерами, приведу главные. Автор пишет: «Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую к отню злату столу». «Отчий злат стол» – это Чернигов, а князь бежал в Путивль, а потом в Новгород-Северский. Игорь станет черниговским князем только в 1198 году, стало быть, автор, когда писал «Слово», уже об этом знал. В обращении к Роману Галицкому автор замечает, что половцы «главы своя подклониша» под его «мечи харалужныи».  Как зять византийского императора он помог в обороне Константинополя летом 1200 года и разбил половцев. Следовательно, раньше 1200 года «Слово о полку Игореве» не могло быть написано, но и не позднее декабря 1200 года, поскольку автор писал о «нынешнем Игоре». Как свидетельствует летописная статья 1200 года, в декабре было лунное затмение и в тот год умер Игорь Святославич. Так что можно предположить, что «Слово» было написано между летом  и декабрем 1200 года.

Беседовала
Татьяна ПАНКРАТОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Судебные приставы будут стрелять по должникам
  2. Правительства Беларуси и РФ заключили соглашение о взаимном признании электронной подписи
  3. Германова: Чтобы вырасти в профессионала, работа должна приносить удовольствие
  4. Головченко призвал принять все интеграционные планы с РФ одним пакетом
  5. На производство поездов для ВСМ Москва – Петербург выделят 12 млрд рублей
  6. Российское и белорусское предприятие «Газпрома» могут создать общую газозаправочную сеть
  7. Мишустин: Россия и Беларусь поступательно укрепляют интеграцию
  8. В Минобороны рассказали Беларуси, на что пойдут средства, собранные в ВС в рамках субботника
  9. В Москве на этой неделе может выпасть почти месячная норма осадков
  10. В Москве при обыске в одном из офисов нашли беспилотник «Баба-Яга»
  11. Москва и Минск подпишут договор о совместном производстве легкого самолета
  12. Власти призвали немедленно эвакуироваться жителей правобережной части Кургана
  13. Головченко: Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и России развивается успешно
  14. Мишустин назвал историческим полет Василевской в космос
  15. Путин провел встречу с губернатором Волгоградской области

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Ипотека оформляется, но жилье ближе не становится

Стоимость квадратного метра уходит все дальше от того, что могут себе позволить россияне.

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Сергей Андреев

Жители поселка под Оренбургом спасли свои дома от большой воды. Собственными силами они построили дамбу, которая отгородила улицы от потопа

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также