САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Терзая ген творца

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

На белорусской сцене постмодернистские постановки Барковского идут и по сей день. В них, как теперь и в Смоленске, мастер отступает от хрестоматийных сюжетов, потому как его интересует не история как таковая, а то, как она влияет на человеческие характеры.
– В Смоленске я поставил уже три спектакля – «Муж для поэтессы», «Поздняя любовь» и «Вишневый сад». Казалось бы, можно уже познакомиться с труппой, с театром. Не тут-то было. Все как в первый раз. Все очень сложно. Театру сейчас вообще очень сложно. Такой огромный информационный вал, такая свобода выбора! Очень легко забыть о воспитании чувств и мыслей, – говорит Виталий Барковский. – Знаете, кто является для меня подлинным современным художником? Тот, кто в первую очередь постигает уже накопленный культурный опыт – в театре это наследие Станиславского, Гротовского, Мейерхольда, Кантора – и идет дальше.
В Минске и Витебске режиссер бывает часто. Здесь живут его близкие и друзья. А в первые дни марта Виталий Барковский сделал подарок минским театралам – привез смоленский коллектив со спектаклями «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Грех» и «Benvenuto, Отелло!» в Минск. Артисты выступили на сцене Белорусского музыкального театра. Что же изменилось в эстетике Барковского, а что осталось прежним? Ответ на этот вопрос у каждого зрителя свой.
Гастроли состоялись обменные: в эти же дни труппа Белорусского музыкального театра показывает смоленским театралам «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Юнону» и «Авось» А. Рыбникова, «Летучую мышь» И. Штрауса, «Однажды в Чикаго» Дж. Кандера, Дж. Стайна, Г. Миллера и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе/Р. Щедрина, дивертисмент из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. В Смоленске белорусские постановки давно не в диковинку. Здесь давно играют пьесы Алексея Дударева и Елены Поповой. К слову, именно с Еленой Барковский завоевал множество Гран-при.
– Конечно, белорусская и российская театральные школы дают свой опыт, дополняют друг друга, – сравнивает национальные школы режиссер. – Но после этого все равно надо куда-то ехать и учиться. Терзать свой ген творца.
Как стать еще более интересным? Что сделать, чтобы зритель почувствовал красоту в тихом слове? Казалось бы, за свой долгий творческий путь Виталий Барковский уже должен был найти ответ на эти вопросы. Но нет. Мастер по-прежнему в поиске.
– Чтобы быть интересным, необязательно рвать на себе рубашку. Заставьте ребенка плакать на сцене – и в зале тоже заплачут. Это чистая техника. Но далеко не все хорошие спектакли, как и не все великие музыкальные произведения, эмоциональны. Есть еще и невидимая партитура чувств, о которой говорил Эфрос. Есть тончайшие тихие уголки души, где эти ноты едва слышны. Как у Альфреда Шнитке в симфониях, где скрипка борется с оркестром минут двадцать: оркестр ее подавляет, но она все равно пробивается, а в финале, в конце концов, остается только ее звучание.
В коллективе Смоленского театра 33 актера и 130 человек обслуживающего персонала. Барковский считает, что это много. В свое время, когда он был артистом (а денег было не особо много), он не считал зазорным  красить декорации. Точно так же сегодня он не считает зазорным искать к  каждому актеру свой подход, чтобы помочь ему раскрыться.
– Театр, при всех актерских амбициях и благородных задачах, это еще и фабрика. Фабрика по выпуску «продукции» – со своим планом и своими проблемами. Мы вынуждены преследовать не только художественные, но и вполне приземленные цели: чтобы у нас не пустовал зрительный зал. Никуда от этого не денешься. И есть два выхода из этой ситуации. Первый – стремиться удивлять зрителя новой идеей, новыми поворотами сюжета, интересной игрой актеров. Или хотя бы, как тактично говорил мой учитель Анатолий Эфрос: «Надо подкрасить воду. В подкрашенной воде мертвое кажется сказочным». Это когда светом, оформлением, костюмами скрывают недостатки плохой игры или драматургии, – говорит Барковский. – Наш театр старается следовать по первому пути. А актерство, на мой взгляд, вообще замечательная профессия. В актеры, убежден, идут люди, которые хотят удовлетворить свой эгоизм. Ведь сегодня они выходят на сцену, словно на подиум, и смотрят на вас сверху вниз. Заметьте, в древнем театре было по-другому: тогда сцена находилась в нише. Такое вот завоевание нового времени.

Екатерина ГАБЫШЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Виктор Пинский: Комиссия по сохранению исторической памяти при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России поможет противостоять неонацизму
  2. Олег Гайдукевич: Участие белорусов в выборах в России - серьезный шаг в союзной интеграции, заявили в Минске
  3. В Союзном государстве начала действовать система ОСАГО
  4. В Союзном государстве разработали поправки к регламенту комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
  5. Губернатор Владимирской области представил Владимиру Путину доклад о развитии промышленности и транспорта в регионе
  6. В Госдуму внесли законопроект о лишении гражданства за отказ от воинского учета после натурализации
  7. Студент БГУ победил в конкурсе эссе на фестивале «Дни Достоевского в Оптиной пустыни»
  8. Студенты академии управления получили награды на Х Международном кинофестивале «Грани следствия»
  9. Пограничники Беларуси приняли участие в «Марше Победы»
  10. Александр Лукашенко выразил соболезнования президенту Ирака в связи с пожаром
  11. В Беларуси фестиваль хлеба «Бацькава булка» пройдет 16 августа
  12. Дополнительные рейсы «Ласточек» появятся между Минском и Москвой
  13. ВС РФ за неделю нанесли пять групповых ударов
  14. Александр Лукашенко напомнил, что государство для проведения успешной уборочной кампании сделало все возможное
  15. К уходу с рынка России пора готовиться WhatsApp*

Парламентское Собрание

Терпенье и труд от проблем всех спасут

Достойная оплата, безопасные и комфортные условия работы, дополнительные гарантии — такие требования в Союзном государстве предъявляют ко всем предприятиям и организациям

Политика

Лукьянов: Трамп дал России 50 дней — как ответит Путин и почему Европа в панике

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов комментирует ультиматум Дональда Трампа о 50 днях, якобы данных России на пересмотр позиции. Эксперт анализирует скрытые цели США, возможную реакцию Москвы, влияние давления на Китай, Индию и БРИКС, а также объясняет, почему Европа оказалась сбита с толку. Разговор о геополитике, стратегиях и том, кто действительно держит ситуацию под контролем

МНЕНИЯ

Укрощение «Малыша»

Андрей Удальцов

Трумэн хотел напугать Сталина ядерной дубиной, но тот только рассмеялся

Мясные штурмы 2.0?

Олег Зинченко

Теперь уже Трамп толкает украинцев на заклание

Любопытная Варвара останется с носом, но без денег

Кристина Воробьёва

Госдума готовит россиянам новый повод задуматься, прежде чем искать что-то в интернете 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также