САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга Храбрых

Юрий Ряшенцев: Людмила Гурченко сказала: Глаза мои надо снимать, а он снимает их ноги

Известный поэт-песенник рассказал, что его связывает с Беларусью, о песне для Михаила Боярского и работе с Людмилой Гурченко

Юрий Евгеньевич Ряшенцев — советский и российский поэт, прозаик и сценарист, автор стихов к песням для театра и кино, мастер мюзикла, переводчик, лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы
 Фото: автора

Однажды поэт Евгений Евтушенко написал в своей статье, что Юрий Ряшенцев воскресил мушкетерский дух. И действительно, после выхода фильма «Три мушкетера» песня на его стихи «Пора, пора, порадуемся на своем веку» звучала из каждого окна.

Но сам Юрий Евгеньевич признавался, что не находил в кинокартине того шампанского, которое должно сопутствовать экранизации произведения.

Распространял вокруг себя ауру жизнелюбия

Однако он сравнивал себя с мушкетером, когда в послевоенные годы вместе с друзьями сражался со шпаной с Усачевского рынка. Хулиганы, конечно, играли роли гвардейцев кардинала. Юрий Евгеньевич – вообще, из того типа людей, кто воспринимает происходящее как увлекательную игру. Характерная черта настоящих оптимистов!

Неслучайно вышеупомянутый Евгений Евтушенко писал про коллегу по поэтическому цеху, что он распространяет вокруг себя ауру жизнелюбия. В этом убедилась и корреспондент «Союзного Вече», побывавшая на творческом вечере Юрия Ряшенцева в клубе Чтения поэзии Переделкино. А пригласил его поэт, прозаик и журналист Максим Жуков, выступивший модератором встречи.

На вечере Юрия Ряшенцева сопровождала его супруга – либреттист, многолетний соавтор своего мужа – Галина Полиди, которая, к слову, на 29 лет моложе его. Однако поэт старается соответствовать своей жене и коллеге.

В свои 94 года Юрий Евгеньевич бодр, подтянут и стильно одет – в розовую рубашку и модные кроссовки. И выглядит, как минимум, на десять лет моложе.

Желающих напитаться этим духом жизнелюбия было так много, что поначалу собравшиеся в библиотеке Дома творчества зрители, когда обнаружилась нехватка посадочных мест – переместились в Актовый зал. Юрий Евгеньевич удерживал внимание публики на протяжении двух часов: читал свои стихи и вспоминал случаи, связанные со спектаклями и кинофильмами, в которых он принимал участие.

(Пользуясь случаем и помощью Максима Жукова, автор этих строк поинтересовалась у поэта, что его связывает с Беларусью. Оказалось, что в Синеокой в издательстве «Ковчег» вышла его книга «Когда мне было лет семнадцать». Также здесь вместе со своим другом, поэтом-песенником Юлием Кимом он побывал на бардовской рыбалке). 

Как Георгий Товстоногов «увел» спектакль у Марка Розовского

Начался вечер с воспоминаний Юрия Евгеньевича о его работе над спектаклями «Бедная Лиза» и «История лошади» по рассказу Льва Толстого «Холстомер». 

Кстати, Юрий Ряшенцев однажды рассказывал, как последний был целиком создан Марком Розовским, а Георгий Товстоногов его «увел». Поначалу «История лошади» ставилась в Малом зале питерского БДТ. Потом Ряшенцева и Розовского позвал к себе Товстоногов и объявил, что худсовет решил перенести спектакль на Большую сцену.

Через некоторое время Марка Розовского снова пригласили в кабинет к Георгию Товстоногову, и заведующая литчастью объявила, что ленинградский горком категорически против фамилии Розовский в качестве создателя спектакля.

Правда Марка Григорьевича заверили, что его имя – как автора инсценировки – останется на афише спектакля. 

Поначалу режиссер возразил, что не согласится на сопостановку. Но ему ответили, что речь не идет о сопостановке, нужно спасать спектакль, поэтому Георгий Александрович готов подписать его своей фамилией.

Начались гастроли спектакля в Москве. Помощница Товстоногова попросила Юрия Ряшенцева и Марка Розовского выйти с ними на сцену. И это означало, что они согласились «отдать» спектакль, что, в конце концов, они и сделали. Однако Юрий Евгеньевич впоследствии говорил, что они все-равно хорошо относятся к Георгию Товстоногову. Несмотря на случившийся, так сказать, инцидент. 

Кстати, фильм «Три мушкетера» тоже вышел из шинели одноименного спектакля. Об этом и не только рассказал сам Юрий Ряшенцев. А «Союзное Вече» записало его самые яркие рассказы.  

О фильме и спектакле «Три мушкетера»

- Фильм «Три мушкетера» мы делали наряду со спектаклем. Одноименная постановка шла в театре Юного зрителя. Д Артаньяна там играл замечательный актер Володя Качан.

Мы очень любили этот спектакль, а вот фильм нам не понравился. И я даже понимаю, с чем это связано. Дело в том, что спектакль «Три мушкетера» был иронический. Ну что русский автор будет притворяться, что знает Францию и Париж… А надо притворяться, потому что если ты играешь Францию, должна быть какая-то французская подпорка.

Все эти «Мерси-боку» и прочие прибамбасы, которые там использовались, мне нравились.  Казалось, что в этом есть какое-то оправдание того, что мы делаем.

Как вы помните, в фильме звучит песня «Есть в графском парке черный пруд». Мне было интересно написать это произведение, потому что это был пример темной старой  французской баллады. 

 О песне «Ланфрен-Ланфра» в фильме «Гардемарины, вперед»

 - После невероятного успеха «Трех мушкетеров» решили делать похожий фильм – «Гардемарины, вперед».

Эта песня написана как реклама этой картины. И причем по просьбе Михаила Боярского.

Однажды ко мне пришел актер и сказал, что ему нужна песня, «с которой я умру». Ну я и написал «предсмертную» композицию опять-таки в традициях старинных французских песен. 

 Меня многие спрашивают, что такое «Ланфрен-ланфра». Но мы же не спрашиваем, например, что значит «Ай люли - люли». Это необъяснимо.

О работе с Людмилой Гурченко

- С Людмилой Гурченко мы работали над фильмом «Рецепт ее молодости». В период производства картины несколько раз ссорились.

Однажды снималась сцена с огромным количеством длинноногих девушек, танцующих канкан под руководством Гинзбурга (Евгений Гинзбург – режиссер ленты – прим. ред).

В этот момент ко мне подошла Люся и с возмущением в голосе говорит: «Глаза мои надо снимать, а он снимает их ноги. Скажи ему». Я посоветовал Людмиле Марковне разобраться с Гинзбургом самой. Люся обиделась, а я подумал, что ничего страшного, еще помиримся.

На следующий день приезжаю на съемку. Навстречу выходит Людмила Марковна в белом боа - роскошна, невероятно хороша собой. Здороваюсь с актрисой, на что она мне сквозь зубы отвечает: «Здрасьте». Прошел мимо, и между нами воцарился период охлаждения отношений.

После этого Юрий Ряшенцев рассказал, как однажды практически вся съемочная группа поехала  к Людмиле Марковне домой. Актриса жила в квартире в Гороховском  переулке. Она попросила внести в картину некоторые правки и хотела пообщаться с киношниками.

Юрий Евгеньевич вспоминал, как уже дома актриса попросила своего мужа саккомпанировать какую-то музыку, а потом стала под нее танцевать. При этом вся группа сидела подавленная, поскольку тексты уже написаны, а теперь все придется переделывать. Тем не менее, работа над фильмом благополучно завершилась.

А самым запоминающимся для Юрия Ряшенцева стал финальный аккорд съемок.

- У нас остались завершающие номера, где Людмила Марковна в свой последний выход к публике должна спеть героям отповедь. В них принимал участие Симфонический оркестр кинематографии, - продолжил Юрий Ряшенцев.

- И вдруг она говорит: «Я придумала, что буду петь не в своей музыке, а каждому герою – в его музыке». Я ответил, что это замечательная придумка, но на ее воплощение нужно две-три репетиции. Да и следует поменять текст. Однако Люся настояла на своем: «Нет, сделаем все сейчас, вот здесь».

Я попросил помощника режиссера запереть меня в комнате и дать карандаш с бумагой. Пока Люся пела, я писал текст. А в финале Людмила Гурченко сказала: «Браво, Ряшенцев!».

Вот таким оказался самый большой эксперимент в моей жизни. Мы помирились. Музыканты из оркестра кинематографии застучали смычками в знак одобрения.   

Завершился вечер посвящением виновнику торжества стихотворения поэта Игоря Волгина, которое прочел Максим Жуков. А еще Юрию Ряшенцеву подарила цветы маленькая дочка Игоря Леонидовича.  

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  2. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%
  3. Владимир Путин назвал приумножение российского народа главной задачей страны
  4. В Президентской библиотеке откроется выставка к 26-летию Союзного государства
  5. Дмитрий Песков назвал условия для восстановления отношений РФ и США и прокомментировал переговоры по Украине
  6. Вячеслав Володин: Безопасность не может строиться за счет других государств
  7. Симферопольская телебашня засияет в цветах флагов России и Беларуси в честь годовщины Союзного государства
  8. Президент Алжира преподнёс Александру Лукашенко клинок и традиционный бурнус
  9. Игорь Сергеенко: Мир и безопасность — главные ценности для всех людей
  10. Парламентская ассамблея ОДКБ приняла модельный закон о противодействии терроризму
  11. Эйсмонт объяснила, почему Лукашенко посетил Оман с сыновьями
  12. В Москве сегодня пройдет заседание Парламентской Ассамблеи ОДКБ
  13. Литва рассматривает возможность прекращения автобусного сообщения с Беларусью
  14. Владимир Путин назвал «Бессмертный полк» уникальным явлением для России и мира
  15. Владимир Путин на этой неделе встретится с героями Отечества и проведет Совет по нацпроектам

Парламентское Собрание

Соседи: Голосование с тройным контролем

Депутаты Парламентского Собрания стали наблюдателями на парламентских выборах в Киргизии

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также