САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Загадка жизни Юрия Григоровича

Имя Юрия Григоровича навсегда вписано в золотые страницы мировой культуры

С женой, балериной Натальей Бессмертновой
Фото: РИА НОВОСТИ

Вся наша жизнь - балет

Хореограф, балетмейстер, педагог, он был не просто постановщиком, а настоящим архитектором сцены, чьи работы стали символом русской балетной школы. Его жизнь – пример того, как страсть и дисциплина могут изменить мир искусства.

ВЕСЬ В ДЯДЮ

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде, в семье, где искусство было не просто увлечением, а частью жизни. Его отец, Николай Евгеньевич, был скромным служащим, а вот мать, Клавдия Альфредовна (в девичестве Розай), приходилась сестрой Георгию Розаю — знаменитому танцовщику Мариинского театра и участнику легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.

Дядя Юрия, увы, умер за десять лет до рождения мальчика, но его слава и талант словно передались мальчику. Юрий Николаевич часто вспоминал, как в Ленинградском хореографическом училище педагоги сравнивали его с дядей, замечая схожую грацию и энергию.

Маленький Юра буквально жил в мире балета. Его дом был пропитан историями о сцене, а первые шаги в танце он сделал ещё до того, как осознал, что балет станет его судьбой. Когда ему только исполнилось 10 лет, мама отдала мальчика в Ленинградское хореографическое училище. С началом войны юных танцров эвакуировали в Кострому, затем в Молотов (так в те годы называли Пермь). Здесь в 1942 году Юра впервые выступил на сцене Молотовского театра оперы и балета в премьерной постановке балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». В Ленинград юные танцоры вернулись в июне 1944 года.

В 1946-м Юра окончил училище и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), где начал карьеру солиста. Здесь он исполнял характерные и гротесковые партии, такие как Половчанин в «Князе Игоре» или Нурали в «Бахчисарайском фонтане». Но сцена была лишь началом — его душа стремилась не столько танцевать балет, сколько ставить его, создавать.

РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРОВ

Настоящий триумф пришёл к Григоровичу в 1957 году, когда он поставил в Кировском театре балет «Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева. Этот спектакль стал настоящей сенсацией. Григорович не просто пересказал сказ Павла Бажова, но создал хореографическую поэму, где каждый жест был наполнен смыслом. В 1959 году «Каменный цветок», ставший визитной карточкой молодого хореографа, перенесли в Большой театр. Следом в 1961 году появилась «Легенда о любви» на музыку Арифа Меликова — ещё один шедевр, который покорил зрителей глубиной драматургии и новаторским подходом.

«Каменный цветок» Григорович ставил не только в Ленинграде и Москве, но и в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии. Его постановки стали экспортным продуктом советского балета, показав миру, что русская школа способна на невероятные инновации.

«СПАРТАК» КАК ОБРАЗЕЦ

В 1964 году Юрий Григорович стал главным балетмейстером Большого театра. Под его руководством он пережил настоящий расцвет, став мировым эталоном балетного искусства. За 30 лет работы Григорович создал такие шедевры, как «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975) и «Ангара» (1976). Его постановки отличались мощной драматургией, психологической глубиной и невероятной хореографической изобретательностью. Григорович возродил забытые формы классики, но при этом смело экспериментировал, обогащая балет новыми средствами выразительности.

Постановка «Спартака» стала настоящим культурным феноменом. Григорович создал не просто балет, а эпическое полотно, где героизм и трагедия переплетались в каждом движении. Спектакль получил международное признание, а его хореография до сих пор считается одной из самых сложных и выразительных в истории.

Нередко балетмейстер вмешивался в саму драматургию постановки. Так, в 1984 году в «Лебедином озере» Григорович добавил счастливый финал, что вызвало бурные споры. Для одних это было святотатством, для других — смелым переосмыслением классики.

ВЛАСТЬ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ

Но не всё было гладко. Стиль управления Григоровича в Большом театре был явно авторитарным. Его называли «диктатором сцены», и это не было преувеличением. Он требовал абсолютной дисциплины, что приводило к конфликтам с такими звёздами, как Майя Плисецкая и Владимир Васильев.

Наиболее острым стал его конфликт с Марисом Лиепой. Выдающийся танцовщик, исполнял главные роли в постановках Григоровича. Однако их отношения ухудшились из-за творческих разногласий: Лиепа стремился к большей самостоятельности, в том числе как хореограф, что противоречило установкам Григоровича. Кульминацией стало увольнение Мариса Лиепы в 1982 году, когда Григорович, будучи главным балетмейстером, исключил его из труппы, ссылаясь на возраст (46 лет) и «профнепригодность». Лиепа воспринял это как личное оскорбление, что омрачило его последние семь лет жизни.

Для Григоровича в труппе не существо «авторитетов», для него искусство было выше личных амбиций. Он считал, что только жёсткая рука может вывести русский балет на мировой уровень.

ВЕРТИКАЛЬ СТРАСТИ

Личная жизнь Григоровича была не менее драматичной, чем его постановки. Его первой большой любовью стала балерина Алла Шелест, которую за грацию и хрупкость сравнивали с Анной Павловой. Их роман был страстным, но недолговечным.

Позже Григорович женился на Наталье Бессмертновой, приме Большого театра и одной из самых ярких звёзд его постановок. Но даже любимая жена на сцене не была его «любимчиком», и её он не щадил в своей жёсткой системе руководства. Наталья, вместе со всей труппой, тоже постоянно попадала под его жёсткий пресс. При этом она оставалась его личной музой и поддерживала супруга до конца своих дней.

СКОРОСТЬ: ТАНЕЦ ЗА РУЛЁМ

Несмотря на плотный график и жёсткий характер, Григорович находил время для хобби. Он увлекался коллекционированием книг и антиквариата, что отражало его тонкий вкус и любовь к искусству во всех его проявлениях. А ещё он был заядлым автолюбителем и даже участвовал в любительских гонках. Кто бы мог подумать, что человек, создающий утончённые балеты, обожает скорость?


КРАСНОДАРСКИЙ ПЕРИОД

Третья балетная столица  

Конечно, жёсткий руководящий стиль принимали в труппе далеко не все. Многим артистам худрук не нравился, многие таили на него обиды, многие подбивали выступать против него других членов труппы, писали доносы в вышестоящие инстанции. В 1995 году Григорович покинул Большой театр, заявив, что лучше уйти самому, чем стать жертвой интриг. Это был громкий уход: многие видели в нём протест против новых веяний в театре.

Но Григорович не остановился. Он основал собственную труппу «Большой театр — студия Юрия Григоровича» на сцене Краснодарского театра балета. Где поставил почти все свои знаменитые спектакли. Здесь Григорович сотрудничал с замечательным дирижёром Александром Лавренюком. Балетмейстер говорил, что Краснодар стал для него «вторым домом», где он мог работать без давления и столичных интриг.

В 2001 году он вернулся в Большой, а с 2008 года стал его штатным хореографом, продолжая творить до последних дней.

Загадка жизни Юрия Григоровича
Прима Большого театра Светлана Захарова в роли принцессы Авроры в сцене из балета Чайковского "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича
Фото: © РИА Новости / Валерий Мельников

БЕЗСЦЕННЫЙ ОПЫТ

Постановки Григоровича выходили далеко за границы не только родного, но и вообще театра. Он ставил балеты в римском Колизее, на площади Сан-Марко в Венеции и даже на Олимпийских играх 1980 года в Москве!

ВЕК БЕЗ ПАРЫ ЛЕТ

Юрий Григорович был не только хореографом, но и педагогом, возглавлявшим жюри международных балетных конкурсов. Его зоркий взгляд открывал миру новые таланты, а советы становились путеводной звездой для молодых танцовщиков. А ещё он снялся в нескольких документальных фильмах, где делился размышлениями о балете и жизни, показывая, что за суровым фасадом скрывался глубокий и чуткий человек.

Он ушёл из жизни 19 мая 2025 года, не дожив всего два года до столетнего юбилея. Но его наследие продолжает жить. Его спектакли идут на сценах всего мира, а имя стало мировым брендом, одним из символов русского балета. Он не только возродил славу русской школы, но и показал, что балет может быть одновременно классическим и современным, эмоциональным и интеллектуальным.

Юрий Григорович — это не просто имя, а целая эпоха. Его балеты — это истории о любви, борьбе и человеческом духе, рассказанные языком танца. Он был гением и тираном, мечтателем и новатором. И даже после ухода его «Щелкунчик», «Спартак» и «Лебединое озеро» продолжают завораживать зрителей, напоминая, что настоящий талант бессмертен.

И ТАКОЕ БЫЛО: ЩИТ И МЕЧ

Далеко не всегда репетиции новых постановок шли гладко

В 1968 году в Большом театре во время постановки сцены массового боя в балете «Спартак» Григорович решил сам показать, как гладиаторы должны «энергично владеть оружием». Он схватил деревянный реквизитный меч и начал размахивать им с такой страстью, что задел декорацию — огромный щит, который с грохотом рухнул на сцену. Все артисты замерли, ожидая строгого выговора, но Григорович, посмотрев на упавший щит, рассмеялся и сказал: «Вот это я понимаю, настоящая битва! Только щиты не роняйте на премьере!»

ТОП-5

ЗА РУБЕЖОМ

Юрий Григорович работал в главных театрах без малого двух десятков стран

  1. Театр Ла Скала (Милан, Италия)
    "Спартак"
    "Лебединое озеро"
    "Раймонда"
  2. Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон, Великобритания)
    "Лебединое озеро"
    "Спартак"
  3. Венская Государственная опера (Вена, Австрия)
    «Щелкунчик»
    «Лебединое озеро»
    «Спартак»
  4. Опера Гарнье (Париж, Франция)
    "Иван Грозный"
    "Ромео и Джульетта"
  5. Королевский театр (Копенгаген, Дания)
    "Спартак"
    "Лебединое озеро"

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Иркутской области задержали блогершу, оскорблявшую бойцов СВО
  2. Владимир Путин: Наша задача — сформировать новую долгосрочную программу по всему комплексу систем и образцов вооружений
  3. Владимир Путин в День России встретился с участниками программы «Время героев»
  4. Вячеслав Володин: В оценках эффективности вузов важно учитывать востребованность их выпускников
  5. Александр Лукашенко: Беларусь и Китай сделают всё для того, чтобы никакие штормы не могли нарушить наше единство
  6. Вячеслав Володин: Заседание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоится 16 июня в Бресте
  7. Владимир Путин в Кремле в День России вручил награды Героям Труда и лауреатам госпремий
  8. Александр Лукашенко указал на проблему с кадрами в стране
  9. Александр Лукашенко: На международной арене Россия твердо стоит на страже национальных интересов
  10. Депутаты Парламентского собрания обсудят вопросы сохранения и защиты исторической памяти
  11. Вячеслав Володин: Важно сделать все, чтобы дети росли здоровыми
  12. Вячеслав Володин: Школы ветшают, а требования к ним растут
  13. Вячеслав Володин призвал министерства более самокритично относиться к своей работе
  14. Вячеслав Володин: Если регионы с задолженностью направят средства на обновление ЖКХ и другие важные задачи, задолженность будет списана
  15. Вячеслав Володин обратил внимание на необходимость создания единого реестра организаций отдыха и оздоровления детей

Парламентское Собрание

Парламентское собрание: Пошли на чистое дело

Союзные парламентарии оценили, как работает мусорная реформа в России и что может пригодиться Беларуси

Политика

Вячеслав Володин - председателю Бундестага: Вы толкаете Германию и немецкий народ на вооруженный конфликт с Россией

Спикер Государственной Думы Российской Федерации и Председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России преподал немецким парламентариям урок истории и направил в Бундестаг документальные свидетельства преступлений властей Украины против российских мирных жителей.

МНЕНИЯ

Батальон гуманизма

Равиль Атжанов

Украинские власти используют любые уловки, лишь бы не принять тела своих погибших 

Государство на выдуманной истории не построить

Олег Зинченко

Украина превратилась в суррогат, потому что в фундаменте лежат домыслы больного воображения.

Забыли русский

Анатолий Заусайлов

Эстонцы в очередной раз отличились своей русофобией.

Читайте также