САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга Храбрых

Александр Вулых: Очень иронично смотрю на наш шоу-бизнес, чаще всего с сарказмом

Известный поэт-песенник рассказал «СВ» о привидениях в театре Эстрады, футболе и связях с Беларусью

Дипломанты «Песни года-2019» Александр Вулых и Леонид Агутин
Фото: kpmedia.ru

«СИЛЫ ЕЩЕ ПРИ МНЕ»

Кажется, что в Александре Вулыхе живут два человека. Один из них – тонкий лирик, автор знаменитых песен «Белый пепел» и «Лодочка», другой – хулиганский поэт, который игнорирует любые запреты.

Его песни о любви стали визитной карточкой Александра Маршала, Игоря Саруханова и других наших артистов. А ирония в стихах, по словам поэта, это не средство самовыражения, а, скорее, форма защиты.

- Александр, в феврале вы отметили день рождения под девизом «69 лучше, чем 96». Как вы относитесь к своему возрасту и теми результатами, которых достигли к этому дню?  

- Время – это единственная субстанция, которую невозможно ни купить, ни продать. Жизнь проходит сама по себе и можно воспринимать только то время, в котором ты находишься. Поэтому сетовать на то, что когда-то было или будет лучше, бессмысленно.

Если оглядываться на прошлые годы, то, что мне суждено было сделать, я уже сделал. Я занимаюсь своим любимым делом и выполняю его лучше других, стараюсь быть лучше. Иначе это не имеет смысла.

Поэтому я доволен тем положением и той ситуацией, в которой нахожусь и не сетую, и не ропщу на судьбу, что мне чего-то не хватает, и хорошо было бы сбросить лет 15-20, чтобы оказаться в том времени и что-то поменять в своей жизни.   

Силы еще при мне, есть определенный простор – оперативный, творческий, который нужно использовать, пока еще существует такая возможность.

- Когда вам было 60, вы сказали : «Мы пишем, чтобы найти сочувствующих». Сейчас ваша позиция не поменялась? 

- Безусловно, а иначе какой смысл заниматься тем, чем занимаешься? Мы ищем родственные души и сердца, и понимание. А это значит, что и свою аудиторию.

Потому что если аудитория откликается, ей близко то, о чем ты пишешь. И это вызывает эмоции, а поскольку, на мой взгляд, мы живем только ради них, то значит, ты занимаешься своим делом не напрасно.

ТАКОЙ РАЗНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

- Как вы представляете своего читателя?

- Я вижу этого человека на своих концертах. Слава Богу, у меня есть возможность выступать, концертировать, отзываться на приглашения. Это интеллигентный читатель, зритель, имеющий определенный интеллектуальный багаж.

Он может быть и молодым, и среднего, и солидного возраста, подготовленный, понимающий юмор, второй план текстов, с которыми я выступаю.  

Хотя люди, которые приходят на мои концерты, - разных социальных групп.

Александр Вулых: Очень иронично смотрю на наш шоу-бизнес, чаще всего с сарказмом
Поэт и музыкант всегда найдут, о чём поговорить. Александр Вулых и Игорь Бутман
Фото: Кирилл ЗЫКОВ/Агентство городских новостей "Москва"

«ФУТБОЛ – ОТДЕЛЬНАЯ СТРОКА В МОЕЙ ЖИЗНИ»

- У вас есть ироничный стих «Енот Нафаня» о полоскуне, предсказывающем результаты матчей на чемпионате мира по футболу. А сами как относитесь к этой игре?

- Футбол – это вообще отдельная строка в моей жизни. Я был футбольным болельщиком, у меня много друзей, знакомых среди футбольного мира. Я разбираюсь в этой игре. Помню, когда я начал активно болеть, интересоваться, да и сам я играл до последнего времени.

Но после того, как на одной тренировочной игре мне сломали нос, я стал более осторожно окунаться в эту атмосферу. Я считаю, что футбол - это мальчишество, то, что делает нас детьми.

Конечно, сейчас во мне нет прежнего азарта и эмоционального всплеска, сейчас ты оцениваешь все больше умозрительно. Как писал Юлий Ким: «Вы оцените красоту игры». Это те эмоции, к которым мы имеем доступ.

Я до сих пор хожу на стадионы и смотрю за игрой. А еще болею персонально за тех людей, с которыми дружу и которых хорошо знаю.

ПРИВИДЕНИЯ ИЗ ТЕАТРА ЭСТРАДЫ

- Вернемся к теме зрительского интереса. Можете, пожалуйста, рассказать какой-то необычный случай, связанный с выступлением в зрительном зале?

- Помню, как в 2013 году я устроил вечер в театре Эстрады.  Мне говорили: «Аккуратнее». Там живут тени-привидения великих: Райкина, Брунова, ты туда так просто не зайдешь. Не откроешь ногой дверь со словами: «Встречайте меня».

И у меня там случилась одна история. Я вышел читать свое произведение, которое знаю наизусть. Разбуди меня во сне в любом состоянии, и я прочитаю его с любого места.   

Но когда я вышел на сцену театра Эстрады, на первой же строчке у меня будто стерло все файлы. А текст у меня в портфеле, портфель – в гримерке, а ключ от гримерки – у человека, который ест в буфете. А у меня напрочь все отшибло.

- И как же вы выкрутились?

- Когда я вышел, был полный зал. Я подошел к авансцене, посмотрел в зал и спросил: «Кто-нибудь помнит, как дальше?».

И мне тут же передали из зала ноутбук. А мне достаточно было увидеть предыдущую строчку, чтобы потом все вспомнить. Вот такие бывают случаи.

Потому что в этих зданиях живет история, память. И ушедшие не дают тебе права так просто выходить на сцену, имеющую свою историю. Проникнись уважением к тем, кто были до тебя.

«ИРОНИЧНО СМОТРЮ НА МИР»

- Когда читаешь ваши стихи, кажется, что вы очень ироничный, даже циничный человек. Насколько вы разделяете для себя свой поэтический и реальный образ?

- Я, наверное, один из немногих поэтов-иронистов, работающих в этом жанре. Это все органично со мной!

Я не становлюсь в позу - мол, вышел на сцену и начинаю изображать из себя кого-то. Я такой, какой я есть.

Вербальное отображение самих стихов – это и есть отображение моего внутреннего мира и внутреннего состояния. Я иронично смотрю на мир, хотя бывают разные состояния, настроения. Не до юмора и шуток!

Хотя говорят, что самые грустные люди – это профессиональные юмористы. Быть профессиональным шутником очень сложно. Поэтому я не профессиональный юморист, а ироничный человек.

Я во всем пытаюсь найти какую-то позитивную сторону, а позитив у нас только в улыбке и смехе. Смех и улыбка – это самые дорогие эмоции, которые невозможно вызвать искусственно.

Смех не подложишь, как его подкладывают в ситкомах, когда ты стоишь, и публика смотрит на тебя непонимающе.

- А на наш шоу-бизнес вы также смотрите с иронией? Тем более вы имеете к нему самое непосредственное отношение…

- Я очень иронично смотрю на наш шоу-бизнес, чаще всего с сарказмом, этакой горькой иронией. Я очень хорошо знаю эту сферу, из чего она состоит.

Но главное на моих выступлениях – это лица людей. Если они сидят и непонимающе на тебя смотрят, то я думаю: «Ну, подожди, подожди, а вот так» - продолжают смотреть. Однако в какой-то момент на этих лицах что-то дрогнет, и уже появляется улыбка, а потом и смех, и хохот.

Самое дорогое, что ты видишь – это как лица светлеют, особенно в современное время. Сделать так, чтобы люди смеялись – это, наверное, самая ценная и труднодобываемая эмоция, потому что заставить заплакать легко, это не составляет труда.

А ирония – это не только форма самовыражения, но и, если хотите, защиты. Это оружие!

ТИНЕЙДЖЕРКИ РЫДАЛИ ПОД ПЕСНЮ, НО НЕ ВЕШАЛИСЬ

- Что вы ощущаете, когда ваши песни постепенно исчезают из эфира, как, например, это было с композицией для группы «Тату» «Зачем я»?

- Какие-то песни – да, они уходят в историю, а другие продолжают звучать. У меня есть произведения, которые становятся культовыми и звучат всю жизнь. Например, Саруханов всегда будет петь «Лодочка, плыви», а Маршал – «Белый пепел». Я ими горжусь.

Песню для «Тату» я написал, когда на вашем месте сидели Ваня Шаповалов и Александр Войтинский. Они пришли и сказали: «Нам нужна песня о любви для девочек из группы «Непоседы», но о той, от которой хочется повеситься». Это был 1999 год.

Сначала не получалось, а потом написал. Эта композиция стала культовой. Тинейджерки под нее рыдали, но, я надеюсь, не вешались. Не было таких случаев!

Но вот это сочетание чистого, светлого чувства и жесткого сюжета тогда сыграло свою роль. А сейчас все было бы под запретом!

У этой песни своя история. Бывает, ты их отпускаешь, и ты не знаешь, станет ли она хитом или нет, через сколько лет она может выстрелить, может произойти рестарт.

«РОМАН – ЭТО ФЕЙЕРВЕРК ЭМОЦИЙ»

- Вы дружили с Романом Трахтенбергом, которого не стало 15 лет назад. А насколько его медийный образ отличался от настоящего?

- Роман понимал, что надо эпатировать, и он делал это. Он был прекрасный рассказчик и шоумен. И с тех пор, как Роман ушел, нет никого, кто мог бы с ним сравниться по его уровню, масштабу личности и энергетики.  

Кто ходил на его выступления в 1990-х и начале 2000-х? Те люди, для которых был востребован подобный юмор. Эти анекдоты и инвективная лексика, на которой Роман разговаривал, общался на ней, воспринимались очень охотно!

А в жизни, в быту мы собирались вместе, проводили вечера и выпивали. И когда Роман открывался, становилось понятно, сколько у него болевых точек: и любовь, и личная жизнь, и внутренний мир. Он был очень ранимым, эмоционально реагировал, когда что-то задевало его. Роман – человек необычайно яркий, фейерверк эмоций. Достаточно посмотреть записи с его номерами.

- Я постоянно слушала его вечернее шоу на радио «Маяк» «Трахты-барахты», которое он вел в паре с Еленой Батиновой.

- Роман называл меня румынским поэтом. (Один из номеров мюзикла «12 стульев», автором либретто и всех текстов которого был Александр Вулых, был написан им на румынском языке на спор с продюсером мюзикла Александром Цекало — Ред.). И по пятницам я высылал ему новое стихотворение, которое он и озвучивал в эфире.

В его последний вечер я сказал: «Все, больше не могу, я поехал». Но он попросил: «Подожди» и принес в комнату шкатулку. Я спросил, что там, а Роман ответил: «Домой придешь - посмотришь» и добавил: «Понимаешь, есть летчики сбитые, а ты еще не взлетевший. И гонорары у тебя должны быть космические, а тебе уже прогулы на кладбище ставят. А я молодой еще, держись со мной. Все у тебя будет хорошо».

Потом мы попрощались, я уехал от него ночью 21 ноября.

Я пришел домой, открыл шкатулку, а там серебряная подкова с надписью «На счастье». Я думал, почему он подарил мне эту вещь. Вроде не Новый год, 21 ноября, праздников нет. Этой же ночью я позвонил Роману, а он сказал: «Я еще не ложился». Я продолжил: «Я тебе там написал стихотворение, прочитай». Он согласился: «Хорошо, хорошо, пошли мне его по факсу».

Вечером 21 ноября Роман был в эфире. А я переживал, потому что он плохо себя чувствовал ночью, не спал.  

А потом мне позвонил один из наших товарищей и сказал: «Рома умер». Я спросил: «Ты что напился до такого состояния?», а он повесил трубку. А эта подковка осталась у меня на счастье с его пожеланием.

Его очень не хватает… Еще у нас есть друг Андрей Алексин, чьи песни он очень любил. Например, песня «Пусть миром правит любовь».

Александр Вулых: Очень иронично смотрю на наш шоу-бизнес, чаще всего с сарказмом
Хорошему поэту нужна одна победа!
Фото: kpmedia.ru

ПРИВЕЗ НА «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР» ОТАРА КУШАНАШВИЛИ

- Связывает ли вас что-то с Беларусью?

- В середине 1990-х я был на «Славянском базаре», привез туда тогда еще начинающего журналиста Отара Кушанашвили. А второй раз я снова привез молодого артиста Андрея Баринова  и сделал для него программу. Он пародировал всех наших артистов.

Он исполнял те песни с белорусской тематикой, которые я сделал. Как сейчас помню – Билан пел про белорусские продукты. Это было очень смешно и здорово. Андрей сразу стал любимцем публики, а его выступление показывали по белорусскому телевидению.

Но ни разу я не приезжал туда с выступлениями, хотя заслуженный артист Беларуси Руслан Алехно, с которым мы дружим,  обещал познакомить меня с белорусской публикой и организовать выступление.   

- Над чем вы работаете сейчас?

- Сейчас с Игорем Зубковым пишем мюзикл «Аленький цветочек» для Чувашской филармонии. Премьера должна быть уже осенью! 

Также будем проводить Есенинский конкурс, как и в прошлом году с Пушкиным. Молодежь проявляет к нему интерес. Самые достойные выходят у нас в финал. В общем, и мюзикл, и песни, и другие дела! 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  2. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%
  3. Владимир Путин назвал приумножение российского народа главной задачей страны
  4. В Президентской библиотеке откроется выставка к 26-летию Союзного государства
  5. Дмитрий Песков назвал условия для восстановления отношений РФ и США и прокомментировал переговоры по Украине
  6. Вячеслав Володин: Безопасность не может строиться за счет других государств
  7. Симферопольская телебашня засияет в цветах флагов России и Беларуси в честь годовщины Союзного государства
  8. Президент Алжира преподнёс Александру Лукашенко клинок и традиционный бурнус
  9. Игорь Сергеенко: Мир и безопасность — главные ценности для всех людей
  10. Парламентская ассамблея ОДКБ приняла модельный закон о противодействии терроризму
  11. Эйсмонт объяснила, почему Лукашенко посетил Оман с сыновьями
  12. В Москве сегодня пройдет заседание Парламентской Ассамблеи ОДКБ
  13. Литва рассматривает возможность прекращения автобусного сообщения с Беларусью
  14. Владимир Путин назвал «Бессмертный полк» уникальным явлением для России и мира
  15. Владимир Путин на этой неделе встретится с героями Отечества и проведет Совет по нацпроектам

Парламентское Собрание

Соседи: Голосование с тройным контролем

Депутаты Парламентского Собрания стали наблюдателями на парламентских выборах в Киргизии

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также