САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Сезон «Щелкунчика»

Главные из них приготовил киевский хореограф Раду Поклитару, снискавший славу «мастера скандалов в классическом балете». 14 лет назад начинающий хореограф Поклитару привез на конкурс в Витебск свою работу и провалился на первом туре. Озадаченно подошел к мэтру современной хореографии Евгению Панфилову, одному из соучредителей первых фестивалей в городе на Двине, чтобы понять, что не так. И тот открыл глаза – искусство расцветает при феноменальном соединении контрастов. Поэтому, прежде чем поставить всем известную сказку «Щелкунчик», Поклитару перечитал Гофмана и увидел свое либретто для кассового спектакля.

Главные из них приготовил киевский хореограф Раду Поклитару, снискавший славу «мастера скандалов в классическом балете». 14 лет назад начинающий хореограф Поклитару привез на конкурс в Витебск свою работу и провалился на первом туре. Озадаченно подошел к мэтру современной хореографии Евгению Панфилову, одному из соучредителей первых фестивалей в городе на Двине, чтобы понять, что не так. И тот открыл глаза – искусство расцветает при феноменальном соединении контрастов. Поэтому, прежде чем поставить всем известную сказку «Щелкунчик», Поклитару перечитал Гофмана и увидел свое либретто для кассового спектакля.

Магия поклитаровского «Щелкунчика» захватывает с первых тактов. Роскошные костюмы и утонченный артистизм, ошеломительные режиссерские новации дополняют меткие психологические наблюдения. А сколько комизма в сцене, когда серые мыши в белых пачках на пуантах нестройными голосами трогательно распевают вокализ!
Второй спектакль Поклитару («Дождь» на музыку народов мира и И.С. Баха), прошедший в рамках фестивальной программы уже как мастер-класс, еще раз продемонстрировал поклонникам современной Терпсихоры проникновение в теорию невероятности в тандеме со смелым талантом и безупречным художественным вкусом. Своим дерзновением «Киев модерн-балет» расширяет рамки современного искусства и не оставляет никакого шанса для скуки.
Среди мэтров в составе жюри конкурса фестиваля немало именитых постановщиков: от страны-хозяйки – Валентин Елизарьев (он же председатель судейской коллегии), Дитмар Зайфферт (Германия), Cяо Сухуа (Китай), Рене Номмик (Эстония), само собой, Раду Поклитару и Сергей Смирнов из Екатеринбурга. К слову, не единожды лауреат «Золотой маски» Смирнов приготовил свой очередной сюрприз с претензией на сенсацию для гостевой программы фестиваля: премьерный показ танц-спектакля «За краем край», поставленного с коллективом прославленных панфиловцев.
– Я всегда ставлю на конкретного исполнителя, – говорит Сергей. – Мне интересно работать с пермским театром «Балет Евгения Панфилова», потому что любое отвлечение от своей труппы дает возможность посмотреть на себя с другой стороны. Работа с балетом Панфилова – это как новая любовная история.
Смирнов не любит сцен с респектабельным горизонтом и артистами во фраках. Его стихия – местечковые неудачники, маленькие люди в потертых штанах и старых ботинках. Их мир – соитие духовного и материального, щемящая тоска по несбывшейся мечте, ретропрочтение давней истории с грустным финалом. Исключительно уральский, или возьмем шире – русский, современный балет с эксцентричным началом.
«Витебский фестиваль современной хореографии дал начало многим состоявшимся ныне проектам», – считает минский хореограф Дмитрий Залесский, который сам вырос на этом престижном фесте, а теперь с успехом колесит по Европе. И на этот раз сам Залесский и его «D.O.Z.SK.I» удивляли жюри и зрителей своими новыми яркими постановками, настаивая на том, что между хореографами нет «ничего общего» (так и называется его кричащая миниатюра про двух задиристых гусей). Жюри присудило Дмитрию Залесскому самую «дорогую» для хореографов премию международного фестиваля – Премию имени Евгения Панфилова, которая вручается в Витебске с 2002 года.  И это стало признанием белорусской хореографической школы. Теперь Дмитрий мечтает, чтобы у его театра появилось свое помещение.  
А вот Гран-при солистам государственного ансамбля танца Китайской народно-освободительной армии никого не удивило. Китайские танцоры были безупречны и показали высший класс. Их «Осмысление» – известная тема о сокровенном и вечном, и хотя в танце в принципе не было никакого эксперимента, но в отточенном мастерстве прослеживалась основательная подготовка.
Свежим ветром повеяло на фестивальной сцене и с японского острова Садо. Миниатюра, представленная японскими танцовщицами, занявшими второе место в конкурсе, соединила, казалось бы, несоединимое: традиционную культуру Страны восходящего солнца и европейский взгляд на современный женский танец.
– В Витебске мы увидели европейскую культуру с новой для нас стороны, – отметила Мицуэ Вакабаяши. – Нас поразила свобода, с которой вы мыслите.
Новые стили и техники современной хореографии, представленные на международном фестивале, объединившем танцовщиков 13 стран, теперь стали достоянием как европейских, так и восточных хореографов. Разъезжаясь по домам, они снова сказали друг другу: до новой встречи в Витебске!

Светлана ДЕДИНКИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Главное преимущество человека перед ИИ — умение работать в команде
  2. Владимир Путин выступил за расширение доступа к бесплатному образованию и поручил помочь худшим вузам и колледжам
  3. Владимир Путин призвал губернаторов назначить ответственных за кадровую политику в регионах
  4. Владимир Путин: Кадровые вопросы — фундамент развития России и ключ к реализации нацпроектов
  5. Умерла народная артистка России Вера Алентова
  6. Владимир Путин объявил 2026-й Годом единства народов России
  7. Дмитрий Песков: Путин поздравил Трампа с Рождеством телеграммой, телефонный разговор не планируется
  8. Дмитрий Песков: Россия анализирует итоги переговоров в Майами и сверяет позицию США по Украине
  9. ФСБ сообщила о предотвращении серии терактов в Калужской области, подготовленных по заданию спецслужб Украины
  10. Александр Лукашенко поздравил христиан с Рождеством Христовым
  11. Александр Лукашенко станцевал на новогоднем балу во Дворце Независимости и назвал его символом суверенных традиций
  12. Дмитрий Песков: Послание Путина Федеральному собранию в 2025 году не прозвучит
  13. Владимир Путин провел в Кремле предновогоднюю встречу с бизнесом и получил приглашение на съезд РСПП
  14. Владимир Путин направил новогодние послания Ким Чен Ыну и Мадуро, подчеркнув союзничество с КНДР и Венесуэлой
  15. Владимир Путин предложил приравнять украинские и донбасские спортивные звания к российским

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

О неотложном

Равиль Атжанов

В этой сфере метро остаётся последним бастионом 1990-х

Это не европейские лидеры тупые, это мы ещё умные

Олег Зинченко

Пугает, что наша молодёжь идёт по пути всего прогрессивного человечества.

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также