САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

О чем говорят мужчины…

На VIII Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера» был показан фильм дебютантки Анны Матисон «Сатисфакция» по сценарию Евгения Гришковца. И он получил награду «МК».

На VIII Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера» был показан фильм дебютантки Анны Матисон «Сатисфакция» по сценарию Евгения Гришковца. И он получил награду «МК».

Премьера «Сатисфакции» состоялась на «Кинотавре-2010» в конкурсной программе. Для Евгения Гришковца, известного прозаика, драматурга, режиссера и актера, лауреата многочисленных премий, это была двойная премьера. Он выступил не только в роли сценариста, но и сыграл свою первую главную роль в кино. Кинозрители знают Гришковца по небольшим ролям в «Прогулке» у Алексея Учителя, в картинах «В круге первом» Глеба Панфилова и «Не хлебом единым» Станислава Говорухина. «Сатисфакция» – его полнометражный дебют.
За пару недель до премьеры «человек-оркестр» написал в своем блоге в ЖЖ: «Я показывал фильм своим друзьям и приятелям в разных городах еще с техническим звуком, погрешностями и рабочей грязью – не мог удержаться. Работа над фильмом закончилась в августе 2009 года, и я получал огромное удовольствие от показов, выслушивая самые разные мнения, которые, к моей радости и удовольствию, были связаны не с качеством фильма, а скорее с поступками и поведением героев. Жду 9 июня с приятным волнением. Я впервые буду представлять фильм, в котором принял участие как соавтор сценария и исполнитель главной роли. То есть я снова дебютант…» Это не первая совместная работа Гришковца со студенткой Анной Матисон, спектакль по их пьесе «Дом» идет в «Школе современной пьесы».
– Евгений Валерьевич, вы могли бы словами определить, что за человек ваш герой – провинциальный олигарх?
–  Что сказать о нем – таких, как он, много. Живет себе, что-то строит, соблюдает  какие-то правила жизни. У него нет семьи, он не воспитывает своих детей. И вот с ним происходит ЭТО. Его друг совершает предательство, замешана женщина, и он вызывает его на дуэль. И выбирает необычное оружие – алкоголь. Пить должны до победного. Причем пить по особым правилам, смешивая напитки все более крепкие. Следить за героями будут секунданты. Проиграет тот, кто первый «отключится». Заранее составлен и список тем для беседы – помнит ли, как заработал первые деньги, что думает о дружбе, какую систему воспитания детей считает самой правильной, знает ли, что такое одиночество. На кону – миллион долларов, и женщина останется с тем, кто одержит верх.
Собственно,  ради чего он устраивает это мероприятие? Чтобы успокоиться, это же ясно, он жаждет сатисфакции и заранее уверен в победе. Поэтому идет на эту «дуэль». Конечно, он не предполагал, какая переоценка ценностей произойдет с ним в процессе этого разговора. Это персонаж из 90-х годов, они  не меняются, просто набирают вес, я хорошо знаю, как выглядят эти люди в нашем времени. У этого человека будет возможность попытаться жить дальше после того, что произошло.
– А вы оправдываете или осуждаете вашего героя?
– Я не собирался углубляться в его внутренний мир. Мне не хотелось слишком его выворачивать наружу. Потому что я его не люблю, как не люблю все поколение 1965-1969 года рождения, к которому принадлежу сам. Это поколение многое в своей жизни пропустило, отношения с женщинами и детьми в том числе. Так я понимаю вообще время, в котором мы живем. И я хорошо знаю конкретного человека, стоящего за моим персонажем, – и не люблю его. Я прекрасно знаю все достоинства и недостатки нашего фильма. Но я люблю нашу картину и рад тому, что у нас получилось.  
– Где проходили съемки картины?
– В Иркутске, город помогал нам в работе. Все чувствовали такую радость и гордость за Иркутск. Всех волновало, поймут ли они, что это Иркутск, когда увидят кино. И это неудивительно, аура художественной атмосферы пронизывает Иркутск. И сама история в фильме провинциальная. Это ироничная и жизненная картина без надрывных женских криков, гробов и кровопролития.
– У вас в фильме на крупном плане «играет» столько алкоголя – как эта проблема решалась?
–  В кадре был только настоящий алкоголь, потому что сразу видно, что льется – вода или водка. Но мы не пили! По крайней мере, во время съемок. Экономили. Наш фильм хоть и малобюджетный, но все же не за три копейки снятый. Я посчитал, что он нам обошелся как 17 секунд фильма «Аватар». Конечно, хотелось бы с помощью проката вернуть вложенные деньги.  
– Вы сказали, что съемки в кино вызывают у вас чуть ли не восторг…
– Именно так, это же очень интересно. Сниматься в кино – мечта любого человека. С детства.
– Лично у вас как это происходит?
– Это всегда связано с внутренним ростом. Я снимался обычно в эпизодах, и желание сниматься в кино все время крепло, хотелось понять, чего я хочу, чего не хочу, поэтому я по большей части почти всегда отказывался сниматься.
– Удивительно, признаваясь в такой любви к кино, вы утверждаете, что ничего не смогли  бы сделать как сценарист и  режиссер. Для человека пишущего и в литературе состоявшегося немножко странное признание.
– Просто я понял, насколько велика, глобальна разница между написанием литературной пьесы и сценария. Вот осознал и понял – не способен, не могу, не умею.
– Хорошие актеры редко бывают хорошими литераторами, у вас это получилось. За счет чего, как  вы думаете?
– Профессиональные актеры редко имеют хорошее образование, оно у них практически отсутствует. А у меня хорошее образование, я изначально литератор. Просто мне еще повезло, что у меня что-то получается в кадре. К тому же актеры и не должны писать книжек, это им просто кажется, что писать легко. Ну ни у кого из актеров не получилось писать литературу, может, только у Юрского, но здесь тот самый случай, когда перед нами больше, чем актер.  
– Можно узнать, почему именно после написания романа «Асфальт» вы почувствовали, что стали настоящим писателем? Что произошло? Сравнительно с другими вашими вещами в чем этот роман был иной?
– Я понял, что написал большое полифоническое произведение и у меня многое из задуманного удалось. Это было не спонтанное писание, а продуманная профессиональная работа. После этого я стал думать, что я писатель.
– Тогда же вы заявили о том, что для вас перестали существовать авторитеты.  А можно узнать, кого вы так называли?
– Своих педагогов университетских. Среди литераторов у меня нет авторитетов, есть любимые писатели.
– Вы говорите, что ваши герои – не автобиографические личности, но в это плохо верится, когда читаешь роман. Очень многое говорит об обратном.
– Если я описываю какую-то профессию, всегда очень подробно узнаю все про своего героя.  К примеру, если у меня герой делает дорожную разметку, я еду на фабрику, узнаю, сколько это стоит, сколько времени существует этот бизнес и каким образом можно в нем продвигаться вперед.  
– А какие рассказы вы называете автобиографическими?
– Такие, где героем произведения являюсь я, хотя в любом случае есть герой произведения, но я описываю свои жизненные ситуации и конкретных людей.
– В романах и повестях у вас обязательно присутствует образ родного города…
– Это всегда город Кемерово, большой промышленный трудовой город, в котором живет много людей.
– Вас называют «человеком-оркестром», не поделитесь опытом – как  рождаются личности такого рода?
– Не знаю. Мне сложно ответить.
– Все же своим призванием вы, наверное, считаете литературу и театр?
– Да, я не музыкант и не режиссер кино, я литератор и театральный деятель.
– А могли бы рассказать свою историю вхождения в театр, начиная от самодеятельного театра «Ложа»? Как это происходило?
– Нет, это очень длинная история, это 20 лет жизни.
– Вы много гастролируете по Европе, скажите, чего ждет европейский зритель?
– Да ничего не ждет. Это мы ждем чего-то от Европы. Думаю, только безвизового пространства.
– А если сравнить театральные фестивали, европейские зрители сильно отличаются от российских?
–  Настолько сильно, что даже нечего об этом говорить. Они просто глобально отличаются. На фестивалях в Европе все сделано для того, чтобы их посмотрела публика. Там в мае проводится Берлинский фестиваль, так публика раскупает билеты еще до Рождества, а у нас это междусобойчики.  
– Чем запомнится вам минувший сезон?
– В этом сезоне я сделал три больших дела: мы закончили кино, я написал книгу «Америка» и провел больше 80 спектаклей, ездил на гастроли в Европу. Надо отдохнуть.  

Беседу вела Нина КАТАЕВА
Сочи – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин приехал на съезд Российского союза промышленников и предпринимателей
  2. В России появится поезд со спа-вагоном и сауной
  3. Глава КГБ Беларуси: Оппозиция планирует кибератаки на БелАЭС
  4. Госдеп США: Ракеты ATACMS были переданы Украине по прямому указанию Байдена
  5. Лукашенко считает ошибочным вывод стратегического ядерного оружия из Беларуси после распада СССР
  6. Глава ВС Великобритании объяснил, на что будет направлена новая военная помощь Украине
  7. Слуцкий: 25 апреля особый день в жизни каждого из нас – день рождения Владимира Жириновского
  8. Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет мобилизации
  9. Лукашенко: продолжается вербовка радикально настроенных белорусских граждан
  10. Хренин: Глобальное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу»
  11. Лукашенко рассказал о непубличной части Концепции национальной безопасности
  12. В МИД РФ заявили, что Россия ударит по ядерным объектам НАТО в Польше при их появлении
  13. Лукашенко назвал еще одного соперника США
  14. Лукашенко: Запад рассматривает Восточную Европу как потенциальный театр военных действий
  15. Лукашенко раскрыл планы «беглых» и предупредил: разговор с ними будет не длинным

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также