САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Когда классика «сцепляет» народы

«Паганини альта» с удовольствием выступает в Беларуси. Его фестиваль стал настолько популярным, что в восприятии слушателей сравним с концертами классической музыки в австрийском Зальцбурге и швейцарском Вербье. Юбилейный фестиваль народного артиста России Юрия Башмета порадовал ценителей классики созвездием имен – Гидон Кремер, Ростислав Кример, Юстус Франц, Алексей Лобанов, исполнением эстонского ансамбля старинной музыки «Хотрус-Музыкус». Для белорусских слушателей играли камерные ансамбли «Кремер-Балтика» и  «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

«Паганини альта» с удовольствием выступает в Беларуси. Его фестиваль стал настолько популярным, что в восприятии слушателей сравним с концертами классической музыки в австрийском Зальцбурге и швейцарском Вербье. Юбилейный фестиваль народного артиста России Юрия Башмета порадовал ценителей классики созвездием имен – Гидон Кремер, Ростислав Кример, Юстус Франц, Алексей Лобанов, исполнением эстонского ансамбля старинной музыки «Хотрус-Музыкус». Для белорусских слушателей играли камерные ансамбли «Кремер-Балтика» и  «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

– Интересно узнать, как вам удается, представляя классическое направление в музыке,  быть интересным современному слушателю?
– Специально ничего не педалирую, все происходит естественным образом. Меня и самого интересует этот секрет, каким-то образом помогающий мне продлевать мою молодость.
– Вы довольны фестивалем в Минске?
– Ребенка надо не только родить, но и воспитать. Фестивалю уже пятый год, и я рад, что он крепко стоит на ногах. Интерес к нему проявляют многие страны, особенно бывшие республики СССР. Мне приятно осознавать, что классическая музыка столь крепко сцепила наши народы.
– По какому принципу приглашаете артистов для участия в фестивале?
– Очень важен общий взгляд на развитие музыки. Гидон Кремер и Виктор Третьяков, например, по стилю совершенно разные скрипачи. Но тем не менее у них общее отношение к музыке. Кроме того, все участники фестиваля – близкие мне люди, дружба с которыми проверена годами. К примеру, я не осмелился бы пригласить на форум Кремера, зная, какой гонорар предлагают ему в других странах. Мы, музыканты, в каком-то смысле спонсоры фестиваля. Просто мы хотим его делать. Деньги в данном случае для нас не имеют значения.
– Удается ли вам посещать чужие концерты в Москве?
– Недавно подсчитал, сколько дней в году нахожусь в Москве. Оказалось – около 150. И даже если приезжаю в Москву и на сцене играет мой друг, мне трудно выделить время, чтобы посетить его концерт.
– В прошлые годы в фестивале принимали участие белорусские музыканты, а в этом их не было. Означает ли это, что и в будущем их не будет?
– В  рамках фестиваля открылась Молодежная музыкальная академия стран СНГ – уникальный проект, позволяющий молодым талантам получать уроки и мастер-классы у лучших профессоров из Москвы и Лондона, Кельна и Мадрида, а также выступать с ними на одной сцене. Академия имеет квоту – от страны не более четырех представителей. Для Беларуси квота увеличена – так вот, в академии занимается очень талантливая альтистка из Минска, у которой, думаю, большое будущее. И на фестивале у Беларуси может быть приоритет. Главное, чтобы музыканты играли на достойном уровне. Другого критерия нет.
– Исполнение вами некоторых произведений считается вершиной в истории музыкального искусства. Как рождаются идеи столь оригинальных выступлений?
– Иногда они снятся. Так, например, было с концертом Шостаковича «Тринадцатый». Мне приснилось, как его можно переработать для камерного оркестра. Знаете, как бывает: если не вспомнишь сон сразу, никогда не вспомнишь. А тут за чашкой кофе осенило. Я и сам иногда пишу музыку, но композитором себя не считаю. Поэтому обратился за помощью к другу Александру Чайковскому. Через пару дней произведение было готово.
– Ваши выступления часто называют «современным прочтением классики». Что это значит?
– Вспоминаю, как в детстве думал: почему мне было всегда так скучно слушать Пятую симфонию Бетховена? Произведение-то гениальное. Но это «та-да-да-дам – так судьба стучится в дверь», как учили нас, было полнейшей скукотой. Хотелось играть по-другому, оригинально. Открыл партитуру – оказалось, произведение должно играться в два раза быстрее. Попробовал. Даже для меня самого оно зазвучало непривычно и странно. Тем не менее, конечно, кто-то критиковал. Но в основном все были приятно удивлены. На мой взгляд, даже гениальные традиции в музыке имеют свой срок. Задача современного музыканта – так прочесть Бетховена, чтобы казалось, будто классик живет рядом и сочинил это произведение только что.
– Фестиваль в Беларуси, как вы заметили, не приносит большого дохода выступающим артистам. Зачем в таком случае он вам нужен?
– Я получаю удовольствие, видя, как к чуду классической музыки прикасаются новые человеческие сердца, навстречу ему открываются новые людские души. А как приятно после концерта получить от маленькой девочки картину, которую она вышивала около месяца! Подобное у меня бывало только в Беларуси.

Людмила МИНКЕВИЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. «Орешник» заступил на боевое дежурство в Беларуси: Эксперты оценили время подлёта до городов Европы и Украины
  2. Александр Лукашенко о роли Всебелорусского народного собрания: Вы — будущее нашей страны
  3. Александр Лукашенко посоветовал студентам-целевикам не рассчитывать сразу на жильё в Минске
  4. Александр Лукашенко: Ракетный комплекс «Орешник» уже на боевом дежурстве в Беларуси
  5. Александр Лукашенко: Внутренние раздоры могут обрушить Евросоюз как «четвёртый полюс силы»
  6. Александр Лукашенко потребовал за год ликвидировать пробелы в сельском хозяйстве
  7. Александр Лукашенко предложил «БелДЖИ» выпускать не менее 10 тысяч электромобилей и гибридов в год
  8. Александр Лукашенко: Беларусь и Россия успешно реализуют проекты по импортозамещению
  9. Александр Лукашенко о контактах с США: Это переговоры сильного с сильным
  10. Александр Лукашенко: Беларусь вошла в топ-50 самых посещаемых туристами стран
  11. Вифлеемский огонь мира вновь прибыл в Беларусь накануне католического Рождества
  12. Александр Лукашенко: «Я уходящий президент» и не хочу перекладывать проблемы на следующее поколение
  13. Ларри Джонсон: Ближний Восток ждёт новая волна нестабильности, а Россия, Китай и Индия способны повлиять на Израиль
  14. Ларри Джонсон: Россия сумела возродиться после 90-х годов благодаря сильному лидерству Путина
  15. Ларри Джонсон: Новый мировой порядок формируется вокруг БРИКС, лидерами станут Китай и Россия

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

Магия Сафонова

Анатолий Заусайлов

Российский вратарь взял 4 пенальти и помог своей команде выиграть Межконтинентальный кубок по футболу

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также