САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Колокольчик – динь-динь!..

В одной из радиопередач конца 90-х певица Евгения Смольянинова рассказала о том, как, бросив консерваторию, отправилась на мастер-класс к псковской певице Ольге Сергеевой. Уроженка деревни Перелазы, занимавшаяся сельхозработами, пела так, что сравнить ее было не с кем. Андрей Тарковский определил ее песни как «знак русского». Песню Ольги Сергеевой «Кумушки», а также свадебный плач и имитацию скрипичного наигрыша голосом он процитировал в фильме «Ностальгия». Творчество псковской певицы оказало огромное влияние на многих фольклорных исполнителей, среди них была и Евгения Смольянинова.

В одной из радиопередач конца 90-х певица Евгения Смольянинова рассказала о том, как, бросив консерваторию, отправилась на мастер-класс к псковской певице Ольге Сергеевой. Уроженка деревни Перелазы, занимавшаяся сельхозработами, пела так, что сравнить ее было не с кем. Андрей Тарковский определил ее песни как «знак русского». Песню Ольги Сергеевой «Кумушки», а также свадебный плач и имитацию скрипичного наигрыша голосом он процитировал в фильме «Ностальгия». Творчество псковской певицы оказало огромное влияние на многих фольклорных исполнителей, среди них была и Евгения Смольянинова.
Хрустальный голос певицы, вошедший в сознание слушателей с романсом «В лунном сиянии…», и самобытная манера исполнения навсегда определили ее во вторую категорию певцов, описанных Тургеневым в «Записках охотника».

– Евгения Валерьевна, вы могли бы рассказать, что происходит сейчас с русской народной песней?
– Народная песня развивается, хотя внешне это и не заметно. К примеру, недавно узнала, что Николай Петрович Бурляев собирает фестиваль народного творчества. Значит, интерес к музыкальной народной культуре жив, а я свидетель того, как в свое время интерес этот был подогрет выступлениями ансамбля Дмитрия Покровского и его сподвижниками в Петербурге и других городах. Сейчас, к сожалению, волна эта спала, и, думаю, произошло это из-за того, что народную песню считают образцом языческой культуры. Это в корне не верно. Жаль, что люди, понимающие толк в народной песне, не пропагандируют ее, а занимаются этим как раз те, кто ничего в ней не смыслит, поскольку в одночасье ее нельзя постичь.
Дошедшие до нас народные песни невероятно самобытны. И мало спеть народную песню, ее надо прочувствовать, научиться мыслить ее музыкальными образами, чтобы приблизиться к внутренней слуховой вокальной культуре. Неслучайно у народов, сохранивших национальное пение, крепкие корни. Думаю, современному человеку невозможно научиться петь так красиво.
– У вас необычное произношение некоторых слов. Очевидцы вспоминают, что так говорили только великие князья Романовы в эмиграции. Откуда это у вас, можете пояснить?
– Мне очень нравится говорить «что», а не «што», это дань памяти дорогим мне ушедшим людям, которые говорили так. И когда я так произношу слова, вспоминаю их. Кроме того, язык наш понес большие потери как в смысле словарного запаса, так и интонационных традиций. В старину даже простые уличные торговцы кричали свои зазывалки на определенный мотив. Так передавалась звуковая информация, человек развивал свой слух. У современных людей нет ни малейшего представления о русской песенной интонации. Эта интонация сохранилась разве что в церкви, можно послушать и прочувствовать это, но ведь в быту мало кто будет этим заниматься, поэтому произношение на старорусский лад – это мой сознательный выбор.
Меня упрекали в манерности и оканье, в Вологде по поводу моей манеры произнесения даже легенда есть. А окаю я потому, что считаю – везде «акать» нельзя. Буква «а» красивая, но «о» очень рельефно вычерчивает слово. В пении важна не только мелодия, обязательно надо вычертить слово, чтобы оно вошло человеку в сердце и в нем абсолютно точно отпечатался его смысл.
– Кого вы считаете своими коллегами в русском песенном искусстве?
– Любой человек, проявляющий живой интерес к народной песне, – мой коллега и соратник. Лет 8 тому назад я была в Белгородской области, где по приглашению местного архиепископа выступал деревенский женский ансамбль. Для меня стало большим подарком то, что молодые певицы  пели крестьянскую песню так, как и нужно ее петь, удивительно точно была сохранена внутренняя интонация. В пении молодых, как правило, не хватает выдержанности традиций, они словно играют в народ, становясь манекенами, исторгающими звуки. Но в национальном пении играть «в русского» нельзя – это дурно и безвкусно.
– Ваш сын, выпускник Лицея духовной культуры, пошел по вашим стопам. Расскажите о его успехах.
– Он учится во ВГИКе, на звукорежиссерском факультете, совмещает работу с учебой. Перепробовал разные институты и пока не нашел «своего». Когда в человеке много талантов, они бьются о стенки жизни и хотят вырваться наружу, чтобы расцвести ярким цветом. Думаю, у этого музыканта есть потенциал. Что бы ни было, все слава Богу. Кем будет – не важно, но у него хорошая жизненная школа. В поездках по России он видел и провинциальную жизнь, дышащую отзвуками русского родного воздуха.
– А в каких краях вы побывали?
– Кроме Дальнего Востока, наверное, была везде в России. По провинциям только и езжу. Дальнее направление у меня заканчивается Иркутском. В позапрошлом сезоне дали 58 концертов только в октябре-ноябре. У меня бывают периоды, когда чемоданы не разбираю. И они не выдерживают, представляете? Ломаются!
– У вас существует программа на предстоящие концерты?
– Пока думаю над ней, мне хочется создать программу, в которой было бы идеальное соотношение разных произведений. Наверное, вы заметили, как зрители аплодировали, едва я начинала петь, – так всегда происходит при исполнении любимых песен. И если я не внесу в программу любимые песни, люди все равно будут требовать и мне придется их исполнять, но уже вне программы. А постоянно исполнять одно и то же – скучно. Всегда сравниваю эту ситуацию с коллекцией: новая принимает в себя вещи без разбора, а в ту, которая собирается много времени, хочется добавлять исключительно раритеты. И всегда думаешь: взять эту редкость в коллекцию или нет? Так и с музыкальной программой.
– То есть концертная программа составляется не только тематически?
– Программа всегда строится по настроению, по чувству, потому что она – как калейдоскоп: стоит немного переставить песни местами – и общая картина меняется. Иногда очень хочется петь про эмиграцию – это моя любимая тема. Столько красивых стихов написано, столько боли заключено в художественных образах, что впору делать отдельную программу. Эмигранты – из старых, но не из «первой волны» бывали на моих концертах, а чтобы зал состоял только из них, такого не было. Никаких дивидендов не жду, просто рада, что есть возможность такой встречи.
– А за границу ездите на гастроли?
– Нет, у меня есть ощущение, что это не мое. Александр Сергеевич Пушкин никогда не был за границей. Анастасия Дмитриевна Вяльцева тоже не была и совершенно точно сказала, что туда ездят за славой, а я славу нашла здесь. Правда, был период, когда я сильно болела идеей – выступать перед эмигрантами. Но на все воля Божья, у них остался на губах «вкус родины», а у нас этого нет, к сожалению, и мне думается, что здесь важнее развивать народную песню. И отдыхать для человека важнее на родине, чем на берегу океана. Важно сорвать с ветки яблоко, выросшее на твоей земле, и вонзиться в него зубами, прочувствовать наш морозный воздух, который и ударит тебя, и осветит, и опьянит одновременно, вот тогда ты поймешь, что счастлив. А для другого человека важно вонзиться зубами в банан и почувствовать свой «вкус родины». Когда не чувствуешь этого вкуса, ты словно на чужбине живешь. К сожалению, на сегодняшний день потеря этих координат глобальна.
– Расскажите о цикле песен на стихи казачьего поэта-эмигранта Николая Туроверова…
– Весь цикл состоит из одной песни. Я пыталась найти у него что-то нейтральное, но стихи Туроверова похожи на памфлеты, все с монархическим содержанием. Бывало, допевала песню, а в зале по чьей-то инициативе все вдруг начинали вставать –  патриотический порыв, и было ощущение, что сейчас ворвутся матросы и начнется перестрелка, и я перестала петь эти стихи. Как стереотипно воспринимаем мы людей! Сколько нареканий выслушала я по поводу того, что пою Вертинского: как же – патриотка и  пою Вертинского! И Вертинский, и Туроверов – это такие штампы в головах людей. А я хочу, чтобы человек на моих концертах переживал «состояние детства», мог искренне пролить слезу, не думая, «правильная» она или нет. Поэтому мне очень нравится ездить по провинциям.
В маленьких городах есть люди удивительно образованные, тонко воспринимающие музыку, и много таких, кто совершенно не разбирается в тематике. Как-то по просьбе Валентина Григорьевича Распутина мы выступали в Иркутске, на его родине, а перед этим были в городе Балаганске. На концерт в какой-то сарай с невысокой сценой собрались люди, которые мало что знали. Пианино было без боковой и задней стенок. Была осень, и мы играли песню «Астры осенние». Тончайший романс, который требовал изысканного, необыкновенного восприятия, а люди пришли с семечками.
Но когда я начала петь, никаких семечек не стало, потому что зрители забыли, где они находятся. Слушали открыв рот, не зная, о чем я пела, романс ли, песню ли – сидели, завороженные звуками пианино. А мастерство нашего пианиста Миши таково, что звуки тают под его пальцами. Во время перерыва нам нарвали цветов. И пространство поменялось. Это был уже не город Балаганск, а совершенно другой, волшебный город, в котором жили люди, способные воспринимать то, что в массовом сознании любят представлять чем-то старым и отжившим.
На концертах ко мне часто подходят и говорят, что не надо петь Блока, Набокова или Вертинского. А я думаю, что тем людям, которые сидели в зале Балаганска, было все равно, Блока я пою или Набокова. Для них существовал отзвук прошлого в настоящем. Правду говорят о генетической памяти – кровь отзывается в людях. И поэтому совершенно не важно, где петь, важно петь там, где есть русские люди. Часто пришедшие ко мне на концерт говорят, что я пою как их мама, бабушка или тетя. Конечно, я пою именно так. Вся Россия так пела. И неслучайно Тургенев (светский писатель!) написал своих «Певцов» и так точно там описал разные типы пения. Можно петь красиво, а можно... как Бог на душу положит. Вот и у него так пели… И первым восторгались, а от пения другого у всех замирала душа.

Беседовала
Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также