САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Елена Родионова

Евгений Корняг: Можно сделать спектакль даже из телефонного справочника

Известный белорусский режиссер рассказал «Союзному вече», зачем нужны народные танцы и песни и почему он любит колоть дрова

Евгений Корняг любит белорусский фольклор и работает в соавторстве с пространством.
Фото: puppet-minsk.by


«ТЕАТР – НЕ МУЗЕЙ»

 
- Евгений, вы привозили в Петербург на фестиваль «Балтийский дом» фольклорный спектакль, хотите познакомить петербуржцев с белорусским народным творчеством?
 
- «Пачупки» - уже вторая постановка из этой трилогии, первую мы привозили два года назад - «Шлюб з ветром», то есть «Венчание с ветром». Возможно, через год привезем третью, сейчас ее репетируем, она тоже построена на белорусских народных песнях. Питер меня принимает и все больше затягивает.
 
- Может, уже сразу здесь и ставить?
 
- А мне и предложили, ведем переговоры! Я часто делаю авторские спектакли, где моим соавтором становится пространство, а в «Балтдоме» оно огромное, мне безумно хочется с этим поработать.
 
- Вашим «Пачупкам» зрители аплодировали стоя. Понравился белорусский фольклор!
 
- Мне всегда было печально, когда я видел спектакли по народным произведениям, которые оставляли привкус музея. Сам по себе музей - интересная вещь, но когда театр превращается в музей – это грустно. У нас была цель, во-первых, представить белорусскую культуру, показать, что это безумно богатый слой, и при этом сделать спектакль современным. Екатерина Аверкова, наш композитор и музыкальный руководитель, просматривает все тексты, к счастью, сейчас они все собраны и изданы, огромные антологии нот, песен. Катя иногда совмещает несколько тестов в один, где-то утеряны ноты, и она сочиняет сама. Изучает психологию народной песни, чтобы зрители не лапти пришли смотреть, а поняли, что фольклор перекликается с нами.
 
- Как перекликается?
 
- Наши предки танцевали, чтобы узнать, насколько человек здоров, потому что если ты здоров, значит, у тебя будет хорошее потомство. Во всех народных танцах и песнях был сексуальный подтекст, во всех. А сейчас я вижу, что люди просто красиво прыгают, и все. Не выражают то, что было раньше. И тогда искусство становится чуть-чуть музейным. Становится ремесленничеством, когда из народного танца исчезает секс. Понятно, что часто пытаются срезать эти острые углы, и наша задача – навести мосты с нашими предками. Надо черпать из природы. Птицы, животные танцуют брачные танцы, показывают себя во всей красе, когда самочку завлекают...
 
- Интересная точка зрения!
 
- Это мой взгляд. Мне интересно понять, как жили люди, которые писали эти песни, о чем они думали. Они любили так же, как и мы.

«ЛЮБЛЮ РАСШИФРОВЫВАТЬ ЗНАКИ»


- Визитной карточкой Беларуси считается «Купалинка». А ее положил на музыку в 1921 году советский композитор Владимир Теровский, и она стала настолько популярной, что воспринимается как полностью народная. Когда мы стали делать «Венчание с ветром», хотели показать,  насколько богата белорусская культура, что есть много и других песен.
Кстати, что касается «Почупок», многие думают, что поют в записи, а это живой звук. Двенадцать актеров, двенадцать микрофонов и звукорежиссер, который выстраивает все это.
Мне нравится изучать народное творчество. Нравится расшифровывать старинные знаки. Например, почему завешивают зеркала, когда кто-то умирает…
 
- И почему?
 
- Есть разные версии, то ли,  чтобы покойник не заблудился, то ли чтобы ты его не увидел. Наблюдая за людьми в таких ситуациях, я понял, что зеркала завешивают для того, чтобы живой человек не увидел самого себя. Как только человек видит себя в зеркале, он перестает плакать и не выпускает эту боль, она остается внутри. В Японии на местах, которые облюбовали самоубийцы, вешают зеркала на противоположную сторону, когда человек себя увидит, ему сложнее покончить с собой. Для меня было сильным потрясением в детстве, когда мама ночью стала завешивать все зеркала в доме. А перед этим она была у бабушки в больнице… Я без слов все понял. Или помню, когда мама заболела, я проснулся, и увидел, как бабушка стоит на коленях возле стола и обводилт вокруг ножки стакан с чем-то, и что-то шепчет… И мама выздоровела. Это все народные обряды, то, что нам дано откуда-то.

ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ


- В моей жизни есть три главных женщины – мама, бабушка и сестра.  И все три спектакля – «Венчание с ветром», «Пачупки» и будущий третий посвящены им. После первого же, «Венчания с ветром», решил, что будет трилогия. О свадьбе, рождении и смерти. Это личные истории. Мамин брак – это венчание с ветром. Спектакль о том, как женщины тянут на себе весь мир.
У сестры было заветное желание, она хотела ребенка, и три года назад оно осуществилось. Пачупки – это веревка, которой ногой качают люльку, а руки были свободны, чтобы заниматься делами. А третий посвящен бабушке, и назван по деревне, где она жила – Заболотье. Территория за болотом. В самом названии есть что-то мистическое, потустороннее. Понятно, что в болоте и черти водятся! В Белоруссии таких названий, наверно, штук двадцать, потому что много болот. Помню, как читал пьесу Островского, и там тоже есть Заболотье. Изначально хотел назвать спектакль «Восемь братьев», потому что у моей бабушки  с войны не вернулось восемь братьев.

- Бабушка знала народные песни?

- Нет, она не пела, не танцевала. Меня натолкнуло на мысль о фольклоре спектакль моего учителя, Алексея Анатольевича Лелявского, в нем было несколько народных белорусских народных песен. На меня фольклор подсознательно очень влияет, я и решил сделать спектакль только по этому материалу. Предложил композитору Кате Аверковой, мы с ней когда-то вместе сидели в школе за одной партой. Оказалось, ей это тоже интересно. Стали вместе работать. К счастью, историки уже объездили Беларусь, собрали по деревням все песни, издали.
 
- Замечательно, что вы показываете народную культуру людям.
 
- Это попытка сохранить то, что исчезает. Когда видишь, что умирает деревня за деревней, хочется все зафиксировать, оставить память о наших предках.
 
- В Белоруссии тоже деревни исчезают?
 
- Такое везде происходит, потому что сейчас, когда все компьютеризировано, и не нужна тысяча человек, чтобы вырастить хлеб, профессии меняются. Шутят, что сейчас много блогеров. Да, меняются акценты, приоритеты. Не все уже должны пахать землю. Мне кажется, будут уменьшаться маленькие города и увеличиваться большие. Это процесс развития. Но хочется не забывать о народной культуре, оставить память.
 
- У вас есть воспоминания о деревенском детстве?
 
- Все лето  проводил в деревне у бабушки. Знаю, как собирать грибы, копать землю, сажать картошку, рубить дрова. Я даже помню, что такое бязмен, на котором взвешивают урожай, не знаю, как он называется по-русски.
 
- У нас  тоже есть такое слово – безмен. 
 
- Брали обычную палку, на одном конце подвешена гирька, на другом то, что надо взвесить. И все. Это народные весы.

- Картошку уже не копаете, дрова не колете?   
 
- Я люблю колоть дрова, потому что так работает все тело. Но теперь такие знания мне могут пригодится только на сцене.
 
- А просто погулять по лесу выбираетесь?
 
- В последнее время времени мало, но вообще люблю гулять. Процесс мышления происходит именно когда я гуляю. В Белоруссии очень красивая природа! 

«МЕНЯЮ ПРАВИЛА ИГРЫ»


- Про вас писали, что вы новатор, провокатор, а теперь называют классиком…
 
- Ну да, разное пишут… Я работаю в разных жанрах – пластическом, физическом, драматическом, вокальном, кукольном. В петербургском кукольном театре Karlsson House идет мой спектакль по картине Босха «Сад наслаждений».
 
- Могу себе представить!
 
- Когда я в Питере услышал фразу «Поймите, кукольный театр не только для детей», я улыбался. Мы в Белоруссии уже лет пятнадцать как это знаем. А когда я в поездках называю имя своего учителя Алексея Лелявского, сразу реакция: «Вау!». Кукольный  театр у нас сейчас так популярен, что на взрослые спектакли попасть трудно. Когда появляются билеты на месяц вперед, их раскупают за один день. Вообще у людей сейчас безумный интерес к театру.
 
- Вы мастер на все руки. 
 
- Если один спектакль поставил вот такой, что, и другой делать точно такой же?! С драматургами я не работаю, произведения для театра не беру. Мне нравится самому делать инсценировки. Один из любимейших моментов, когда выбираешь материал и сочиняешь спектакль от начала до конца. Я делаю спектакль для себя всегда. Мне нравится, когда меняются условия игры. Нравится, что все мои спектакли абсолютно разные. В режиссуре не важно ЧТО – важно КАК. Как это сделано. Недаром говорят, что можно поставить и телефонный справочник. 
 
- Вы бы рискнули, поставили?
 
- Очень даже. Мне кажется, это богатая тема. Даже чересчур богатая, и спектакль будет идти часа три-четыре.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также