САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Геннадий ОВСЯННИКОВ: В театре – как в жизни

Трагическое и комическое уживаются рядом Настроение у Геннадия Овсянникова, народного артиста СССР и Беларуси, лауреата Госпремии Республики Беларусь и специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства, награжденного орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью Франциска Скорины и серебряной медалью имени А. Попова, накануне 75-летия было хорошее. Театр имени Янки Купалы только что вернулся из Москвы, где в рамках Чеховской недели показал спектакль «Свадьба». За исполнение роли генерала Ревунова-Караулова московские критики назвали актера «нетитулованным народным артистом России».

Трагическое и комическое уживаются рядом

Настроение у Геннадия Овсянникова, народного артиста СССР и Беларуси, лауреата Госпремии Республики Беларусь и специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства, награжденного орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью Франциска Скорины и серебряной медалью имени А. Попова, накануне 75-летия было хорошее. Театр имени Янки Купалы только что вернулся из Москвы, где в рамках Чеховской недели показал спектакль «Свадьба». За исполнение роли генерала Ревунова-Караулова московские критики назвали актера «нетитулованным народным артистом России». В Национальном академическом театре имени Янки Купалы он служит уже 53 года.

– Геннадий Степанович, что такое для вас национальный театр?
– Место, где можно творить «жизнь человеческого духа» – это мысль Алексея Дмитриевича Попова. Смысл существования национального искусства – в сохранении души народа. А белорусский характер – это всегда добро, терпение и надежда. В пьесах современных авторов действия нет, до смысла докопаться трудно, герои какие-то «недопеченные». Если же в пьесе есть характеры, судьбы и близкие нам проблемы, то мне все равно – на русском или белорусском языке написана пьеса. Национальную драматургию для меня олицетворяют Купала, Крапива, Макаёнок, Дударев.
– Вы пришли в купаловский театр, когда были живы еще «отцы-основатели», классики. Сохраняют ли сейчас здесь традиции?
– Когда мы вшестером с одного курса пришли в театр, на сцене его играли Глеб Павлович Глебов, Борис Владимирович Платонов, Владимир Иосифович Владомирский, Леонид Григорьевич Рахленко. Это был самый ансамблевый театр в стране. Со временем менялись художественные руководители, каждый вносил что-то свое, но основная заповедь – относись трепетно к своему делу – остается прежней. Сейчас все политизированы. Место театра заняло телевидение, радиотеатр вообще перестал существовать.
– Когда началась война, вам было 6 лет. А на сцене и на экране вы проживаете войну так, как будто были в самой гуще событий. Терешка Колобок из «Трибунала» Макаёнка, как и Пилипенко в фильме «Долгие версты войны» по Быкову, стали ролями вашей судьбы.
– Когда вижу в театре и кино неправду о войне, меня коробит. Я многое видел «живьем», пережил голод и холод. В 1943 году, когда нас освободили, пошел в школу. Снарядов вокруг, патронов, всякого оружия было навалом. Представляете: идет урок, в классе тишина, учительница что-то рассказывает, и вдруг – бух!.. Кто-то из ребят во взрывателе ковырялся. Прямо на уроке у него все пальцы снесло. А еще помню, набирали мы порох. Особенно любили находить орудийный – на длинном основании. Его подбросишь, зажжешь спичку, и он летит, как ракета. Один парнишка полную запазуху загрузил. И такая «ракета» стоила ему жизни. Меня после войны долго в лес не пускали.
– Андрей Макаёнок, во всех пьесах которого вы играли, говорил, что вы умеете найти в драматургии то, о чем автор и не думал. Так, совершенно по-другому вы увидели образ Терешки. Скажите, а вас можно переубедить?
– Когда-то я отказывался у режиссера Валерия Раевского играть Бобчинского в «Ревизоре». Но он убедил меня, что играть можно из-за одной только фразы «как поедете в Петербург, скажите всем там… что живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский». Это же трагедия. Как и в жизни, комическое и трагическое всегда рядом. И у Чехова в «Свадьбе» написана трагедия.
– Учительница из школы, где вы учились, рассказывала о вашем нелегком детстве…
– Да, я очень рано потерял родителей. С трех лет меня воспитывала тетя Марфа, учительница математики. Рос среди учителей, главной радостью были книги. Тогда у нас не было ни радио, ни мультиков.
– После седьмого класса вы поступили в Могилевский машиностроительный техникум, спустя год забрали документы и поехали в Ригу – в мореходку. Проучились полгода и поняли, что муштра не для вас, вернулись в Белыничи доучиваться в школе.
– Наша школа славилась драмкружком, который вела учительница немецкого языка Мария Николаевна Гедда. Она первая и сказала про меня: «Вот живой Хлестаков». По ее благословению в 1953 году я поступил в театрально-художественный институт в Минске. Руководителем курса у нас был Константин Николаевич Санников, выпускник Первой белорусской студии в Москве.
– Вы когда-то мечтали сыграть Швейка. Говорят, актеры видят во сне несыгранные роли…
– Нет, во сне не играл. Но вот это состояние мне знакомо – «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь. И может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной».
– Со своей женой Ниной Владимировной Завадской вы вместе уже 30 лет. Раскройте секрет долголетнего супружества.
– Нина по образованию химик, преподает на подготовительном факультете в Белорусском госуниверситете. Она меня абсолютно во всем понимает и иногда мне по-
творствует. Я этим не пользуюсь. Она интеллигентный человек и очень мудра по-женски.
– Говорят, вы прекрасно готовите. Поделитесь любимым рецептом.
– Люблю готовить супы, а рецепты сейчас на каждом телеканале. Вот Борис Бурда интересно рассказывает о том, как Людовик XIV делал гуляш. А про белорусские драники никто не рассказывает. Неужели нельзя найти человека, который сделал бы это заразительно? Существует же книжка «200 блюд из картошки», и значит, 200 дней в году можно есть нашу бульбу и столько же передач снять!..
– Вы всегда приветливы, доброжелательны. Где силы черпаете – в наше-то время?
– Много читаю. Вот на днях захотелось вернуться к «Воспоминаниям» Анастасии Цветаевой. А вчера снял с полки сборник Рыгора Бородулина «Евангелие от мамы», перечитал несколько страниц.
– Знаю, вы любите мемуары. А у самого не появилось желание написать о тех, кто пожимал вам руку, в Беларуси этот жанр слабо развит?
– Если кому-то интересно, мог бы рассказать о своих встречах за столом.
– Тогда почему не откроете на телевидении или на радио передачу «Геннадий Овсянников рассказывает»?
– Не предлагают.
– Не секрет, что с советских времен вы выписываете «Литературную газету». А про журнал «Табаководство» – это легенда?
– Нет, правда. Я выписывал этот журнал из чувства протеста, узнал о нем в каталоге. Раньше всех заставляли на что-то подписываться. Так люди приходили в театр, интересовались, кто у нас занимается табаководством. На всю Беларусь шли три экземпляра: два – на табачные фабрики, один – мне.
– Вы были одним из вдохновителей фестиваля юмора в Автюках. Можете рассказать фирменный анекдот от Овсянникова?
– Объявление «Потерялась очень умная собака. Просьба вернуть». Внизу приписка: «Бобик, если прочитаешь это объявление, быстренько позвони».
– Какой смысл вкладываете в понятие «интеллигентный человек»?
– Образнее, чем Василь Быков, не скажешь: «Человек, который не занимает много места».
– У каждого человека собственное представление о самом себе. Совпадают ли ваш облик и, если позволите, маска?
– Никогда не играю в жизни. И главное для меня – быть, а не казаться. Я должен сам пройти через катарсис, заразить этим партнера и отдать свои эмоции зрителю. Тогда он поверит актеру и из зала вернет свою силу исполнителю.
– Вы постоянно ставите себе высокую планку. Неслучайно зритель уже много лет ходит в театр «на Овсянникова». Как же сердце ваше выдерживает?
– Не всегда выдерживает. В последнее время все чаще прихватывает.
– Ваш недавний триумф – генерал Ревунов в «Свадьбе» Чехова. А с кем из чеховских героев вы себя ассоциируете?
– С Чебутыкиным из «Трех сестер». В нем много самоиронии.
– Если бы была возможность пригласить своих героев на юбилей, кого бы позвали?
– Всех.
– Так их более двухсот наберется.
– Ни от кого не отказываюсь. Ни о чем не жалею. Ничем другим не смог бы заниматься в жизни.

Нелли КРИВОШЕЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также