САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Пересматривая Гоголя

На исходе объявленного ЮНЕСКО Года Гоголя в связи с его 200-летним юбилеем Киевский музей русского искусства организовал выставку, посвященную великому писателю. Экспонаты были привезены из музеев Киева – Музея книги и книгопечатания, Музея театрального, музыкального и киноискусства, Национального художественного музея, а также частных коллекций. Широкое привлечение к созданию выставки разных музейных сил позволило показать художественный фон, географическую и этнографическую среду, где формировался и расцветал гоголевский талант – на Украине, в Петербурге и Италии.

На исходе объявленного ЮНЕСКО Года Гоголя в связи с его 200-летним юбилеем Киевский музей русского искусства организовал выставку, посвященную великому писателю. Экспонаты были привезены из музеев Киева – Музея книги и книгопечатания, Музея театрального, музыкального и киноискусства, Национального художественного музея, а также частных коллекций. Широкое привлечение к созданию выставки разных музейных сил позволило показать художественный фон, географическую и этнографическую среду, где формировался и расцветал гоголевский талант – на Украине, в Петербурге и Италии. «Украинскую» часть экспозиции составили картины «Ярмарка в Полтаве» В. Маковского, «Миргород» С. Светлославского, «Украин-ская девушка с Подолья» В. Тропинина, «Вид Подола в Киеве»
В. Штернберга. Представлены портреты блистательных особ российской элиты, земляков Гоголя, которых в детстве ему довелось наблюдать, – губернатора Малороссии князя Николая Репнина и предводителя дворянства Киевской губернии Василия Капниста кисти Владимира Боровиковского. Дополняют экспозицию прижизненные украинские издания писателя. Также весьма ценным экспонатом явился документальный фильм Сергея Гавриленко «Н.В. Гоголь. Истоки» (2002 г.). Фильм погружает в атмосферу гоголевской Украины – теплого, лиричного юга империи, места, где он родился, рос и учился и по которому позже тосковал, живя в столице. Зритель узнает много удивительного, трогательного, курьезного, что рисует Гоголя как живого, не лишенного недостатков и странностей человека, а не только как таинственного гения, к застывшему образу которого мы привыкли.
После просмотра многое в характере зрелого Гоголя становится понятным. Будучи от природы болезненным ребенком, требующим особой заботы, он был еще более изнежен, являясь старшим сыном в семье, прежде потерявшей двух новорожденных детей. И не только телесно был слаб Никоша (так звали его дома), но и душевной конституции мальчик был хрупкой.
В дальнейшем детская заинтересованность Гоголя изобразительным искусством способствовала его гениальным описаниям природы, известным своей образностью. Но и самих живописцев его творчество вдохновляло на создание шедевров. Отдельная тема выставки – Гоголь в иллюстрациях и картинах, навеянных его произведениями. На выставке представлена картина Ильи Репина «Поприщин», ставшая хрестоматийной трактовкой этого героя. Также здесь – этюды Репина к «Запорожцам», литографии Петра Боклевского, графика Дерегуса, знакомые с детства по учебнику литературы иллюстрации Евгения Кибрика к «Тарасу Бульбе» и эскизы костюмов и декораций известного украинского авангардиста Анатолия Петрицкого к гоголевским пьесам. Привлекают внимание известные картины «Игроки» и «Сватовство майора» Павла Федотова, еще при жизни названного «Гоголем русской живописи». Точно неизвестно, написал ли Федотов своих «Игроков», вдохновившись гоголевской комедией, заметим только, что оба они жили тогда в Петербурге, чей быт и нравы подсказали им сюжет не одного произведения.
Петербургский период жизни Николая Васильевича представлен также портретами его друзей и современников, сыгравших в судьбе его важную роль, – А. Пушкина,
В. Жуковского, В. Белинского,
С. Аксакова. Тут же можно увидеть гравюры XIX века В. Патерсена, К. Беггрова, посвященные блестящему, парадному Петербургу, каким его впервые увидел писатель в дни своего приезда в канун 1829 года.
Но столица вскоре во многом разочаровала впечатлительного, склонного к идеализму Гоголя, обернувшись городом чиновничьей бюрократии, несправедливостей и бездуховности. Городом фантасмагорий и мистификаций запечатлел он ее в сборнике «Петербургские повести». Таким же представляют гоголевский Петербург и художники нового времени в своих литографиях по мотивам этого цикла – петербуржец Виктор Вильнер и бывший львовянин Юрий Чарышников. Литогравюры последнего изначально задумывались как иллюстрации к сборнику Гоголя «Петербургские повести» еще в далеком 1979 году, но из-за их сюрреалистичности издательство отказалось от них. И вот только год назад, спустя более 20 лет после окончания работы и после преодоления невероятных трудностей, замысел Юрия Чарышникова воплотился в жизнь. Необыкновенная книга вышла в свет, тут же завоевав две престижные награды: Гран-при V Юбилейного Международного конкурса «Искусство книги» в Москве и Гран-при на Национальном конкурсе «Лучшая книга Украины-2008».
В рамках киевской выставки состоялась ее презентация. Книга действительно уникальна. По замыслу художника, который собственноручно сделал ее макет, она требовала большого формата, особой бумаги, специальной краски, необычной авторской верстки. Длительное время художник предлагал «своего Гоголя» к печати в издательствах Москвы, Парижа и Нью-Йорка, но никто не брался ее воплотить. Пока два года назад художник не обратился в совсем новое киевское издательство «Грани-Т», которое взялось за проект Чарышникова. И вот превращение цикла гравюр в книжный проект закончилось: в книге объединились три столетия: текст – XIX, оформление – XX, типографские материалы и возможности – XXI. Символично, что все это получилось накануне юбилея. Шеф-редактор издательства и художник склонны усматривать в этом гоголевский промысел. На презентации книги присутствовал друг Чарышникова, который сообщил собравшимся, что 25 декабря в московском Театре на Таганке будет представлен спектакль Юрия Любимова «Арабески», посвященный личности Гоголя, в котором «задействована» эта книга.
Как видим, сам Гоголь интересует творцов не меньше, чем его герои. Кстати, своих героев Николай Васильевич часто брал из жизни, бывало, что ими становились его близкие друзья. Например, гениальный живописец Александр Иванов, с которым Гоголь сблизился, находясь в Риме, стал прототипом созданного писателем во второй редакции повести «Портрет» образа живописца-аскета. Работа Иванова «Голова мужчины. Этюд головы «дрожащего» к картине «Явление Христа народу» представлена в «итальянской» части выставки. Здесь также полотна, запечатлевшие типажи и местности, которые в свое время вызывали восхищение писателя: «Вид Рима с горы Monte Maria» Н. Чернецова, «Портрет итальянки» Н. Ге, полотна Т. Неффа, В. Штернберга.
В пору повышенного внимания к личности писателя по всему миру, в том числе в России и Украине, было проведено множество мероприятий, воздающих дань гению Гоголя. Киевская выставка стала частью этого парада. Что-то было сделано для «отчетов», все той же бюрократической машины, что-то – с полным вовлечением мысли и чувства. Как бы там ни было, а лично меня юбилейные акции заставили заново прочитать «Тараса Бульбу», подзабытого уже со школы, и биографию Гоголя, написанную еще в 1979 году известным исследователем его жизни и творчества – Игорем Золотусским, переизданную в 2009 году в третий раз в серии «Жизнь замечательных людей». И хоть это не так уж много в сравнении со всеми работами Гоголя и о Гоголе, все-таки я успела сделать для себя два открытия. Во-первых, выяснить, что героическая поэма в прозе без школьных купюр намного острее, а во-вторых, узнать, что цитата Гоголя, взятая эпиграфом ко всей выставке: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно» – приведена неточно и неточность эта существенно меняет ее смысл. В таком виде кажется, что Гоголь сам стремился предстать загадкой, упиваясь мыслью, что никто его не разгадает. Но на самом деле цитата звучит иначе: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Это отрывок из письма 18-летнего ученика гимназии Николая Гоголя-Яновского к матери, в котором он рассказывает ей о собственной переменчивости и разнообразии впечатлений, производимых на окружающих. Вроде бы поменяли только время – прошлое на будущее, а получилось – наблюдение выдали за «пророчество». Теперь, к концу юбилейного года, зная Гоголя лучше, предположу, что он был бы не рад такой небрежности, ибо был большим перфекционистом во всем, что касалось слов. В любом случае, чтобы не попасть в сети чужих прочтений Гоголя, советую взять в руки оригинал и узнать прямую речь великого писателя.

Елена БОЛДЫРЕВА,
собственный корреспондент «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также