САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

На приеме у Николая Васильевича

В Киеве завершил работу очередной ГогольFest В последнее воскресенье сентября в Киеве весело и шумно закрылся уже третий по счету ГогольFest – ежегодный международный фестиваль современного искусства. Он снова стал центральным культурным событием в жизни Украины.

В Киеве завершил работу очередной ГогольFest

В последнее воскресенье сентября в Киеве весело и шумно закрылся уже третий по счету ГогольFest – ежегодный международный фестиваль современного искусства. Он снова стал центральным культурным событием в жизни Украины. Творцы из России и Беларуси были достойно представлены среди проектов из 16 стран и вызвали огромный интерес публики. Особый ажиотаж вызвали такие белорусские команды, как кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», этноджаз – группа «Акана», а из российских музыкантов – Инна Желанная, молодая команда с загадочным названием «188910», «НОМ», «Дети Пикассо».

По замыслу его идеолога и главного организатора – театрального режиссера и продюсера Влада Троицкого, фестиваль мультидисциплинарен. В рамках его обширной программы гостям были представлены театральные спектакли, кинопоказы, выставки современного визуального искусства, перформансы, концерты современной академической и электроакустической музыки.
Вообще, ГогольFest – событие нереальное, почти фантастическое для современной Украины. При минимальном финансировании государства (7% фестивального бюджета) большая часть программы демонстрировалась зрителям и слушателям бесплатно, бесплатно проводились и обучающие мастер-классы. Пожалуй, главным вкладом государства в фестиваль стало предоставление площадки для его проведения. Как и ранее, ею стало здание «Арсенала» – старого военного завода, – вот уже третий год перестраиваемое под выставочный комплекс. Таинственная громада на две недели стряхнула с себя вековечную пыль и шум строительных работ, чтобы принять в своих стенах ГогольFest.
Разнообразие фестивальной программы впечатляет: с утра в помещениях «Арсенала» проходили мастер-классы для всех желающих, днем – концерты современной академической музыки, поэтические чтения и презентации новых изданий, а вечером на разных сценах, часто параллельно, шли театральные спектакли, концерты и киносеансы. Во дворе же с утра до ночи под вековыми каштанами под звуки диджейских сетов или африканских барабанов посетители обсуждали увиденное и услышанное. Публика, посещавшая фестиваль, была также пестра, как и программа. Конечно, как всегда, главный зритель – молодежь, но в толпе встречались и достойные дамы с джентльменами, и одетые по финансовым причинам в винтаж старушки, и гламурные персонажи, и старые хиппи. Все смешались в этом кипящем котле направлений, стилей и культур. И, конечно же, под незримым, но всевидящим и пристальным взглядом великого Гоголя.
Идеолог ГогольFest Влад Троицкий, объясняя такое название, всегда подчеркивает, что ни в коей мере не пытается проводить какие-то прямые аллюзии. «Гоголь для меня – совершенно метафизическая личность, неоднозначная, гениальная, которая очень мучительно шла к своему пониманию жизни и искусства. Совмещение взглядов украинского, русского и европейского человека в одном лице. Боль, юмор, сострадание, мистицизм – грани его личности, которые меня завораживают. Я воспринимал бы наш ГогольFest скорее как глобальное «размышление по поводу». Просто поставить «Мертвые души» или «Женитьбу» – это важно, но этого мало. Нужно идти дальше».
Кстати, здание «Арсенала» находится через дорогу от Киево-Печерской лавры, и люди, знающие, насколько религиозным человеком был Гоголь, наверняка усмотрели в таком совпадении не случайность, а промысел самого Гоголя – быть поближе к святому месту. Вечерами музыку на фестивальном дворе на время перебивали лаврские колокола, напоминая всем об этом соседстве. Сам же Троицкий воспользовался возможностью и повторно продемонстрировал на фестивале со своим театром «Дах» спектакль «Смерть Гоголя», который представлял на первом ГогольFest. Спектакль этот необычный, требующий специфических пространственных возможностей и в обычном театральном помещении показать бы его не получилось. А в «Арсенале», который по-прежнему по большей части выглядит как заброшенный то ли завод, то ли замок, с высокими арочными сводами, широкими лестницами и старинными необлицованными кирпичными стенами, – это мистическое действо оказалось уместно. На пространстве, назначенном сценой, было сооружено почти настоящее озеро, перед этим водоемом толстым слоем насыпали черной, жирной земли, немного подсветили гигантские колонны, держащие потолок, в конце повесили огромный металлический макет колокола. Еще до начала спектакля у зрителя уже было ощущение, что сейчас начнется нечто таинственное и доселе невиданное. Спектакль действительно красив и эффектен. Он напоминает загадочный сон, в котором бегает множество одинаковых Гоголей в гипсовых масках, ухающих и ахающих, сидящих за партой и карабкающихся по лестнице вверх. Но человеку, хоть немного знающему биографию великого писателя и его произведения, становится понятно главное – создатели спектакля с помощью ярких метафор повествуют о том, как несчастен был Николай Васильевич, в каких душевных муках работал и жил. И это трогает зрителя до самой глубины души.
Помимо «Смерти Гоголя» Троицкий с актерами «Даха» показал перформанс «Сны заброшенной дороги», сопровождавший концерт основанной им же группы «ДахаБраха». В перформансе были задействованы разные выразительные средства: театральные, современные видеотехнологии, лазерное шоу. Все это вместе превратило его в самодостаточный спектакль со своей драматургией. В конце жизненного цикла, который полностью прошли герои на своей двухэтажной декорации, меняя костюмы и реквизит, они все обрели образ Гоголя. Последним аккордом, кульминацией сего действа стал пульсирующий лазерный портрет Николая Васильевича, повисший прямо в воздухе над головой у завороженной публики. Что имел в виду Троицкий? Что Гоголь – наш медиум, связной между тем и этим миром или что в конце жизни мы все неизбежно обращаемся к богу, как и Николай Васильевич?
В остальном же фестивальные выступления и концерты почти не содержали размышлений на тему творчества и жизни великого писателя, а всевозможными способами развлекали публику. И публика осталась довольна. Хотя были и исключения. В одном из украинских изданий журналистка упрекнула фестиваль в многопрофильности: дескать, «все и сразу» не может быть на одинаково высоком уровне. «Думаю, Гоголь тоже был бы против. Одно дело – ярмарка, другое – фестиваль, претендующий на международный уровень», – ее слова.
А мне все-таки кажется, что Гоголь, прославивший в свое время «Сорочинскую ярмарку», вовсе не был бы против. Кто как не он оценил бы это чудесное, живое, веселое, дающее пищу уму и сердцу действо, заряжающее нас энергией творчества. Будучи многоликим, полифоничным, шумным, меняя языки, маски, ритмы, формы и направления, фестиваль продемонстрировал гостям разнообразие современного искусства. Сколько раз со сценических площадок фестиваля звучало «Спасибо, Киев!». Что вкладывали в эти слова артисты? И благодарность тепло принимающей публике, и признательность организаторам за возможность показать себя, посмотреть других и обменяться с коллегами самым ценным, что есть у художника, – своим пониманием мира и человеческой души.

Елена БОЛДЫРЕВА,
собственный корреспондент «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко вручил спецпремию "Белорусский спортивный Олимп" за 2025 год
  2. Ольга Германова: Нужно уделять больше внимания подвигу тыла, памяти молодых героев и семейным ценностям
  3. Артём Туров: Программы по сохранению исторической памяти будут расширяться и переводиться на десятки языков
  4. Вячеслав Володин: Продажа вейпов и сигарет на остановках будет запрещена по новому закону
  5. В Новополоцке открылся белорусско-российский центр передовых сварочных технологий
  6. Нижегородская область и Беларусь расширяют сотрудничество в технологиях, промышленности и судостроении
  7. Журналисты из недружественных стран смогут задать вопросы Путину на «Итогах года»
  8. Александр Лукашенко: Украина сама уступила Крым России в 2014 году
  9. Беларусь и Россия обсудили развитие совместных проектов в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе
  10. Вифлеемский огонь мира прибудет в Гродно и Минск 18 и 19 декабря
  11. Александр Лукашенко: Уверен, что Путин действительно хочет мира на Украине
  12. Александр Лукашенко считает, что Зеленский не стремится к мирному соглашению по Украине
  13. ПВО РФ отразили ночную атаку: сбито 94 дрона в разных регионах страны
  14. В Москве и Минске пройдет видеомост о сохранении исторической памяти Союзного государства
  15. На границе Беларуси и Украины воссоединились семьи из России и Украины

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также