САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Классики сменили прописку

Некоторым русским художникам XIX – начала ХХ века в Беларуси оформили «двойное гражданство» В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка, вполне «дежурная» по названию, но весьма необычная по содержанию. Экспозиция «Художники Беларуси XIX – первой половины ХХ века» представляет творчество мастеров изобразительного искусства, родившихся в Беларуси, но получивших профессиональное образование в Петербурге и Москве. Да и впоследствии их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства XIX – начала ХХ столетия.

Некоторым русским художникам XIX – начала ХХ века в Беларуси оформили «двойное гражданство»

В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка, вполне «дежурная» по названию, но весьма необычная по содержанию. Экспозиция «Художники Беларуси XIX – первой половины ХХ века» представляет творчество мастеров изобразительного искусства, родившихся в Беларуси, но получивших профессиональное образование в Петербурге и Москве. Да и впоследствии их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства XIX – начала ХХ столетия. Правда, один из таких белорусов, Фердинанд Рущиц, «воспитанник» русской художественной школы, между тем сетовал, что петербургские коллеги по кисти и мольберту за своего его не принимают. И это при том, что уроженец Богданова (ныне Воложинский район Минской области) считался одним из лучших учеников Архипа Куинджи и сто лет назад наравне с Рерихом был заметной персоной в российской художественной богеме…
Так же, как в работах других прославленных последователей Куинджи, у белоруса прослеживается универсальная модерность, энергичность. Но в то же время в его произведениях заметен некий отход от общей линии творчества товарищей. Аркадий Рылов «списывал» это на происхождение Фердинанда из католической семьи – дескать, другое воспитание. Однако, несмотря на тонкие грани отличий, в историю искусства Рущиц вошел как воспитанник русской школы живописи, его творения помещаются в музейных залах русского искусства. И таких, как он, художников из Беларуси в XIX веке в Санкт-Петербурге и Москве жило и творило немало.
В Национальном художественном музее Беларуси решили расставить точки над і в вопросе о принадлежности русских классиков белорусского происхождения. Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела, проводит по новой экспозиции: «В первом зале представлены произведения художников XIX века – Юзефа Олешкевича, Ивана Хруцкого, Андрея Хруцкого, Сергея Зорянко, Аполлинария Горавского, Ипполита Горавского, Феликса Ходоровича, Федора Ясновского. Второй и третий залы посвящены творчеству знаменитых художников-пейзажистов начала ХХ столетия – Станислава Жуковского, Витольда Бялыницкого-Бирули, Фердинанда Рущица. До 1992 года единичные работы этих мастеров экспонировались в зале русского искусства, затем для белорусов, воспитанников высших художественных школ Питера и Москвы, выделили небольшой уголок, где классики пребывали до 2006 года. Но потом на три года они пропали из виду: в то время как современные художники и древние мастера «получили» просторные залы в открывшемся новом корпусе музея, «стариков» из девятнадцатого века на время отправили в запасники на покой».
Но, к счастью, ненадолго… Все это время шел поиск концепции показа работ российских классиков белорусского происхождения. Это оказалось непростой задачей. Если, например, мастер пейзажа Бялыницкий-Бируля был признан заслуженным художником в советские годы и в музее теперь хранится около четырехсот его работ, то от Фердинанда Рущица осталась всего одна картина – «У костела». Большинство творений Рущица экспонируется даже не в России, а в Литве и Польше: художник был тесно связан с этими странами, живя в Вильно – Вильнюсе. Жуковский в собрании музея представлен менее чем полусотней работ, Горавский – восемнадцатью, Хруцкий – двадцатью четырьмя. Елена Шапошникова добавляет: «У Хруцкого еще был брат Андрей, а у Горавского – брат Ипполит, и они также рисовали. И в нашей галерее находится по одной их работе тоже».
То есть музейные работники, которые долго ломали голову, как соблюсти паритет между художниками, в конце концов решили дать возможность «выставиться» всем. Любопытно и то, что белорусско-русские мастера заняли бывший «зал славы» на первом этаже музея. Это помещение было закрыто для выставок с 1978 года! И только недавно здесь начали вновь проводить вернисажи, причем в этом году на престижной площадке открылось сразу два совместных белорусско-российских проекта: персональная выставка работ космонавта Алексея Леонова и «Палитра памяти» – экспозиция, посвященная 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Валентина Войцехович, заведующая отделом современного белорусского искусства, считает, что экспозиция работ художников XIX века для публики стала еще одним «открытием неизвестной Беларуси»: «До сих пор в массовом сознании творчество Хруцкого, Бялыницкого-Бирули и Рущица не воспринималось как одно направление в культуре, этих художников все время «разбрасывали» по разных странам: кого-то считали более русским, кого-то белорусским, а Рущица еще и польским. И если минские знатоки живописи знали о том, что эти мастера – белорусы по происхождению, то московские специалисты вообще не учитывали этот факт».
Мир искусства интернационален и с помощью образов, создаваемых художниками, способен связывать страны через произведения художников весьма прочными нитями. А то, что в белорусской и русской живописи уже в XIX веке, как оказалось, работали одни и те же классики, – эта новость может стать еще одним поводом для сближения наших народов и продолжения поиска общих традиций.
Ну а для посетителей выставки приготовлен еще один приятный сюрприз: сотый и тысячный гость новой экспозиции получит подарок от Национального художественного музея.

Виктор КОРБУТ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Вызовы Запада должны сплотить депутатов и сделать работу Госдумы эффективнее
  2. Александр Лукашенко: Странам, ответственным за геноцид белорусского народа, должен быть предъявлен счёт
  3. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  4. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  5. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  6. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  7. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы
  8. Беларусь и Россия определили приоритеты сотрудничества в рыбном хозяйстве на 2026 год
  9. Вифлеемский огонь из Минска отправится в предрождественское путешествие по храмам России
  10. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит ужесточение штрафов за навязывание платных услуг потребителям
  11. Россия и Беларусь перекрыли канал ввоза особо крупных партий гашиша из ЕС
  12. Дмитрий Песков об убийстве генерал-лейтенанта Сарварова: Спецслужбы сделают всё необходимое
  13. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  14. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года
  15. Турчин и Мишустин по телефону обсудили совместные проекты Беларуси и России

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также