САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Выборг-2009: О талантах и бездарностях

Государство должно быть более избирательным в поддержке творцов Фестиваль российского кино, который в 17-й раз прошел в Выборге, называется амбициозно – «Окно в Европу». Да и слоган кинофорума в этом году был как никогда говорящим – «Российское кино – прогноз на завтра». Если отнестись к этому серьезно, то при просмотре испытаешь вовсе не эстетический шок от бесперспективности многих работ, представленных в конкурсе.

Государство должно быть более избирательным в поддержке творцов

Фестиваль российского кино, который в 17-й раз прошел в Выборге, называется амбициозно – «Окно в Европу». Да и слоган кинофорума в этом году был как никогда говорящим – «Российское кино – прогноз на завтра». Если отнестись к этому серьезно, то при просмотре испытаешь вовсе не эстетический шок от бесперспективности многих работ, представленных в конкурсе. Будь я прокатчиком, ни за что бы не согласилась засорять экраны «Окном для наблюдателя» молодого режиссера Галины Мезенцевой – невнятной историей страданий молодого человека, который, помаявшись неизвестно от каких грустных мыслей и событий, вдруг стал писателем. Не поставила бы я в свои залы (даже самый маленький) и картину режиссера старшего поколения Валерия Лонского «Двойная пропажа», где в течение двух часов экранного времени восемь (это посчитано) раз пересказывается сюжет о том, как во время циркового представления неизвестно куда исчез фокусник и дама из зала, вызвавшаяся испытать на себе чудеса традиционного для этого жанра шкафа с превращениями, откуда испаряются люди.
Печально не только то, что у этих новых лент нет никакого прокатного потенциала (режиссеры, снимая их, совершенно не забивали себе голову тем, что в кинозалах сидят зрители – и они тоже люди), но и то, что в полный творческий тупик авторы этих картин забрели при горячей поддержке отечественного бюджета, поделившегося с творцами средствами на съемки. Кстати, более или менее похожих на эти фильмы в программе фестиваля набралось не так уж мало. И вопрос здесь не в качестве отбора. Выборгский кинофорум проходит после «Кинотавра» и Московского международного, которые по понятным причинам более привлекательны для кинематографистов, стремящихся в первую очередь «засветиться» на крупных киномероприятиях. Речь о том, что государству давно пора прекратить спонсировать бездарность, вольно распоряжаясь средствами налогоплательщиков. Пора потребовать у так называемых творцов и их продюсеров не только полного отчета, на что пошли выделенные им государственные средства, но и их возврата.
К счастью, не все было так уж плохо. 17-й фестиваль «Окно в Европу» открыл новый фильм Владимира Хотиненко «Поп», рассказавший о том, в каком сложном положении оказались православные священнослужители, когда фашисты предложили им восстановить храмы на оккупированных территориях и возобновить их работу. В центре этой истории – драма священника, поддержавшего свою паству в страшные годы войны. Эту роль отца Александра мощно и пронзительно сыграл любимый актер Хотиненко – Сергей Маковецкий, явивший зрителям положительного героя нашего времени, которого так не хватает в работах большинства режиссеров. Перед началом съемок проект успел благословить покойный Патриарх Московский Алексий Второй. Уверена, картину ждет огромный успех не только у зрителей, которым в сложное время, переживаемое нами, необходимо опереться на что-то светлое, «Поп» непременно станет лауреатом всех отечественных кинопремий.
Что касается решения жюри фестиваля, которое в этом году возглавлял режиссер Алексей Герман-младший, то оно не стало неожиданным. Главный приз – «Золотую ладью» – получил Андрей Хржановский за картину об Иосифе Бродском «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». У нее необычное художественное решение: мэтр анимации удачно сочетал на экране игровые, документальные и анимационные эпизоды. История родителей поэта (их роли исполнили Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих), которых советские власти так и не выпустили к лишенному гражданства сыну, потрясает. Неслучайно после одного из показов друзья режиссера бросились звонить своим старым родителям и говорить, как они их любят.
Чемпионом по количеству призов стал фильм режиссера Григория Константинопольского «Кошечка». Он получил премию имени основателя Выборгского кинофорума Саввы Кулиша, престижную премию Гильдии киноведов и кинокритиков, а также «Серебряную ладью» за лучшую мужскую роль. Михаил Ефремов, которому предназначался этот приз, сыграл в картине роль женскую – когда-то прекрасной, кружившей головы поклонников, а сегодня старой, все потерявшей в жизни балерины. Сыграл гениально, по-другому не скажешь. Но все-таки в этом есть и большая заслуга постановщика, который все это придумал, ведь в необычном качестве в картине выступили и Виктор Сухоруков, сыгравший грудного младенца, и Александр Стриженов, вспомнивший о том, что по первому образованию он актер, и рассказавший о страданиях и душевной боли «нового русского», которого не любит жена.
Михаил Ефремов блеснул и в фильме «Какраки», который уже приглашен на грядущий Венецианский кинофестиваль. Он очень трогательно рассказал историю циничного чиновника-взяточника, которого неразделенная любовь довела не только до тюрьмы, но и до остановки сердца. Режиссер картины Илья Демичев удостоился приза президента кинофестиваля Армена Медведева.
Каждый раз зрители, посещающие просмотры, голосуют за понравившиеся им фильмы. Так определяется лауреат конкурса «Выборгский счет». В этом году глас народа объявил победителем картину питерской дебютантки Яны Поляруш «Видримасгор, или История моего космоса». Режиссер рассказала о том, как обычное на первый взгляд стекло, вставленное в оконную раму на коммунальной кухне, чудесным образом изменило судьбы соседей по квартире. Кто-то бросил пить и начал петь, поскольку служил в опере, кто-то на старости лет обрел свою вторую половинку, а кто-то не стал дожидаться старости и по уши влюбился в возрасте юном. Словом, каждый поверил в себя, в то, что жизнь прекрасна, и свои стопы направил в светлое будущее. Картина в финале удостоилась овации зрительного зала. А Яна Поляруш на закрытии получила «Золотую ладью» и 10 тысяч долларов.
На сорока сеансах в кинотеатре «Выборг-Палас», где традиционно проходит фестиваль, за пять дней побывало более тридцати тысяч зрителей. По их просьбе картина режиссера Сергея Снежкина по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» была показана дважды. Билеты на первый сеанс разлетелись в минуту. Зрители в Выборге – люди благодарные. Главное, чтобы художники их не обманывали.

Марина ПОРК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Труп беженки и иностранец в бессознательном состоянии обнаружены на границе с Латвией и Польшей
  2. На Украине американцы испытывают психотропные препараты
  3. Путин: мы должны выбирать кадры из тех людей, которые готовы служить России
  4. Свыше 350 млн руб изъято у подозреваемых в РФ и Беларуси, связанных с даркнет-платформой Hydra
  5. Путин: Отмечая этот праздник, мы отдаем дань уважения традициям нашей государственности
  6. Путин: Прошу всех законодателей уделять особое внимание вопросам межнационального согласия, гражданского мира
  7. Владимир Путин выступает на Совете законодателей в Петербурге
  8. Пентагон признал неэффективность поставленного Киеву оружия
  9. Володин: Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности
  10. Володин поднял вопрос низких зарплат воспитателей детских садов
  11. Украинцев смогут уволить с работы, если они умолчат о родственниках в РФ
  12. Володин: Должно быть конкретное министерство, ответственное за вопросы поддержки семей
  13. Украинцы осаждают паспортный центр в Варшаве
  14. Шойгу выразил надежду на скорое вступление Беларуси в ШОС
  15. В Подмосковье спасли из рабства белорусов, которых принуждали к попрошайничеству

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Состоялся второй день заседания ВНС

Глава государства Александр Лукашенко оценил обстановку в мире и ближайших странах

МНЕНИЯ

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также