САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Классы для будущих мастеров

Музыканты – это всегда община В Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П.И. Чайковского проходят традиционные мастер-классы «Союзное государство – молодым талантам ХХI века».

Музыканты – это всегда община

В Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П.И. Чайковского проходят традиционные мастер-классы «Союзное государство – молодым талантам ХХI века». В них участвуют юные музыканты и живописцы от 10 до 18 лет, которые учатся в специализированных школах России и Беларуси. Это ребята из Казани, Калуги, Перми, Тольятти, Минска и других регионов Союзного государства. С юными музыкантами занимаются: по классу фортепиано – заслуженные работники культуры Нина Макарова и Тамара Колосс (ЦМШ), скрипки – Татьяна Полозова (ЦМШ), Александр Ревич (МГК им. Чайковского), флейты – заслуженный артист РФ Александр Голышев и лауреат международных конкурсов Валентин Зверев (МГК), кларнета – заслуженный артист РФ Евгений Петров (МГК), валторны – заслуженный артист РФ, солист Симфонического оркестра им. Е.Ф. Светланова Леонид Вознесенский (МГК), ударных инструментов – профессор МГК, худрук ансамбля ударных инструментов Марк Пекарский.
Мастер-классы по живописи, рисунку и композиции ведет народный художник РФ, академик, профессор Московского промышленно-художественного университета им. С. Строганова Валерий Малолетков.
По итогам мастер-классов по традиции пройдут отчетные концерты в концертных залах ЦМШ, будет организована художественная выставка.
Мероприятие организовано Международным центром фестивалей (РФ) и Белорусским университетом культуры и искусств (Беларусь) за счет средств Постоянного Комитета Союзного государства, заказчиками выступают Министерство культуры РФ и Министерство Республики Беларусь.
Отметим, что у этого начинания Постоянного Комитета Союзного государства уже есть колоссальный результат – из мастер-класссов возник Белорусско-российский юношеский симфонический оркестр. В конце апреля музыканты побывали на гастролях в Германии и Беларуси. Мы спросили дирижера оркестра, директора Центральной музыкальной школы при Консерватории, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств России А.Н. Якупова, как появился оркестр.
– Политики, обсуждая идею объединения двух государств, просчитывают сотни параметров – как отнесутся к этому на Западе и Востоке, во сколько обойдется объединение, кто проиграет-выиграет, считают властные полномочия, и это естественно, – сказал Александр Николаевич. – У музыкантов, и вообще у людей, интеграционные процессы происходят гораздо быстрее. У русских, как и у белорусов, одни вожди – Иоганн Себастьян Бах и Петр Ильич Чайковский. Кроме того, у нас единая основа исполнительского искусства – учились у одних учителей. Ну и все мы прекрасно осознаем, что музыканты – это община, и поэтому предпочитаем объединяться, независимо от того, где живем – на Украине, в Беларуси или в России. И как знать, возможно, наш пример позволит и политикам быстрее пойти навстречу друг другу.
Наш оркестр возник в результате акций, которые проводились под эгидой Союзного государства. Музыканты России и Беларуси собирались в Москве начиная с 2006 года. Не только музицировали, но и обменивались культурными программами. За мастер-классы мы безмерно благодарны белорусскому и российскому правительству, и прежде всего, конечно, Постоянному Комитету Союзного государства.
Оркестр создавался на базе двух музыкальных школ – нашей и Музыкального колледжа-лицея при Минской консерватории. Мы сделали первую программу, и она имела оглушительный успех. Об оркестре заговорили в Беларуси и в Москве, всех пленило творчество молодых. Представьте, перед вами сидят 15-16-летние ребята, а играют, как профессионалы. Пробные концерты состоялись у нас на рубеже 2007-2008 годов, а наш дебют состоялся на День единения.
Поскольку оркестр находится на территории двух государств, партии пересылаем по электронной почте. Мы в Минск – российские сочинения, белорусы – нам, соответственно, свои. Каждый оркестрант у себя дома разучивает свою партию и сдает ее руководителю. При разучивании партий музыканты выполняют единые требования к штрихам, динамике, темпу, я свою половину оркестра собираю на репетиции раз 50 в году. А сводные репетиции проводим в Москве, перед концертом. В этом году мы тоже выступали 2 апреля, на День единения.
Мы играем классические сочинения XVIII-XIX веков – Моцарта, Чайковского, Глинки, сочинения других эпох. В этом году впервые играем современных российских и белорусских авторов. В прошлом ноябре сыграли огромную симфонию Романа Леденева «Русь зеленая и белоснежная» – среди современных русских композиторов эта фигура, конечно, знаковая. А в апреле исполнили 29-ю симфонию московского композитора Мераба Гагнидзе, кроме того, играем и сочинения современного белорусского классика Евгения Глебова. Исполнение музыки современных композиторов для нас своего рода познание нового мышления эпохи XX-XXI веков.
Хотя всякое деление композиторов весьма условно. Вот скажите, пожалуйста, кто по национальности Михаил Иванович Глинка?! Великий русский композитор – скажут в России. А белорусы считают его своим – родился в селе Новоспасском Ельнинского района Смоленской губернии, на самой границе между Россией и Белоруссией. А уж фамилия-то совсем не русская! Но зачем говорить об этом, Глинка – основоположник классической славянской музыки, да, он родился там, где русский и белорусский этносы, как сказали бы теперь, интегрируются. Да разве есть в них принципиальные отличия?!. Так что мы, конечно, играем Глинку! И Увертюру к опере «Руслан и Людмила», и «Камаринскую», и «Арагонскую хоту»...
– Существует ли понятие «белорусская школа музыки»? В России есть московская и питерская школы. И правда ли, что после войны поднимать музыкальное искусство белорусам помогали ленинградцы?
– Национальная школа – такое понятие, конечно, есть. Белоруссия по сравнению с Россией ближе к Европе, и влияние европейской культуры на культуру этой страны всегда было более мощным. А в нашей педагогике, несмотря на то, что западноевропейский репертуар доминирует, всегда была установка на сохранение самобытных черт русской культуры. Посмотрите на Урал и Сибирь – там перемешаны этносы и культуры десятков народов, и как это влияет на темперамент музыканта, на выбор репертуара, на музыкальное мышление. А культура народа, аккумулируя многие черты, стили, рождает нечто новое. То же самое у белорусов.
– Представители каких национальностей у вас в оркестре?
– Специфика в том, что в составе оркестра из 90 человек музыканты самых разных народов: до 35 процентов белорусов, среди них те, кто приехал учиться в нашу школу, до 50 – россиян, в это число входят и украинцы, живущие здесь. Есть ребята из Прибалтики, также много корейцев, китайцев, японцев, есть музыканты из Мексики и Бразилии.
– Можно ли как-то повлиять на музыкальные пристрастия молодежи, которая по большей части далека от симфонической музыки?
– Классическая музыка не может быть доступна всем без исключения. Чтобы понимать ее, нужно обладать определенным интеллектом. А ребенка к восприятию классики нужно готовить с детства. Родители, к сожалению, этого не понимают, и всего 6 процентов детей в нашей стране учатся в музыкальных школах. А хотелось бы, чтобы учились все. На Западе, например, кроме уроков музыки, каждая школа имеет свой оркестр, и все дети играют на каких-либо инструментах. Каждый ребенок должен владеть каким-либо музыкальным инструментом, а у нас, главным образом, учат музыке на уроках пения, иногда могут привлечь к пению в хоре или ансамбле. Тем самым не хочу сказать, что на Западе культура выше, это общечеловеческая проблема. И если в обществе поставят цель – научить детей понимать классическую музыку, думаю, такую задачу решить можно.
Не все, разумеется, должны стать музыкантами, но молодым нужно разъяснять, что искусство может развивать тебя, а может, просто доставлять удовольствие. Когда люди слушают эстрадную музыку, они в этот момент ловят кайф – от ритма, грохота инструментов, жестких тембров – и получают гормон радости. Как от шоколада, но попробуйте есть его день, второй, третий – золотуху заработаете. А вот слушая классику, никогда не заболеете, да еще интеллектуальное развитие получите.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко вручил спецпремию "Белорусский спортивный Олимп" за 2025 год
  2. Ольга Германова: Нужно уделять больше внимания подвигу тыла, памяти молодых героев и семейным ценностям
  3. Артём Туров: Программы по сохранению исторической памяти будут расширяться и переводиться на десятки языков
  4. Вячеслав Володин: Продажа вейпов и сигарет на остановках будет запрещена по новому закону
  5. В Новополоцке открылся белорусско-российский центр передовых сварочных технологий
  6. Нижегородская область и Беларусь расширяют сотрудничество в технологиях, промышленности и судостроении
  7. Журналисты из недружественных стран смогут задать вопросы Путину на «Итогах года»
  8. Александр Лукашенко: Украина сама уступила Крым России в 2014 году
  9. Беларусь и Россия обсудили развитие совместных проектов в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе
  10. Вифлеемский огонь мира прибудет в Гродно и Минск 18 и 19 декабря
  11. Александр Лукашенко: Уверен, что Путин действительно хочет мира на Украине
  12. Александр Лукашенко считает, что Зеленский не стремится к мирному соглашению по Украине
  13. ПВО РФ отразили ночную атаку: сбито 94 дрона в разных регионах страны
  14. В Москве и Минске пройдет видеомост о сохранении исторической памяти Союзного государства
  15. На границе Беларуси и Украины воссоединились семьи из России и Украины

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также