САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Воспоминания о будущем

31-й Московский международный кинофестиваль – с «русским креном» и суровым пессимизмом Фестиваль близится к завершению. Через три дня будут подведены окончательные итоги конкурсных программ. Победители разберут всех «Георгиев» – призы Московского фестиваля, председатель жюри Павел Лунгин сложит свои полномочия и опять превратится в кинорежиссера, рядового участника будущих киносмотров…

31-й Московский международный кинофестиваль – с «русским креном» и суровым пессимизмом

Фестиваль близится к завершению. Через три дня будут подведены окончательные итоги конкурсных программ. Победители разберут всех «Георгиев» – призы Московского фестиваля, председатель жюри Павел Лунгин сложит свои полномочия и опять превратится в кинорежиссера, рядового участника будущих киносмотров… Итак, что же особенного было в очередном Московском киносмотре, которому в этом году исполнилось ровно 50? Во-первых, на сей раз, в отличие от прошлогоднего, явно просматривался «русский крен». У «наших» – ведущие позиции как в конкурсах, так и во внеконкурсных программах. В основном конкурсе – три фильма российских мэтров: «Палата №6» Карена Шахназарова по рассказу Чехова; «Чудо» Александра Прошкина, в основе которого – реальная история, случившаяся в Самаре в 1956 году и известная как «Стояние Зои»; «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя – выдержанная в стиле «ретро» картина об убийственной силе власти. Можно назвать «нашей» и «Мелодию для шарманки» Киры Муратовой, представляющей Украину, картину «Малая Москва» поляка Вальдемара Кшистека с русскими актерами. И даже чисто израильский по тематике фильм «Муки в огне» представлен выходцами из России – Линой и Славой Чаплин. Во-вторых, совершенно разные по эстетике и жанру 15 из 16 фильмов основного конкурса объединяет одно – пессимизм. Программный директор фестиваля Кирилл Разлогов признался: «Программа вышла мрачной, хотя мы этому и пытались сопротивляться». Впрочем, Каннский фестиваль также удивил обилием депрессивных фильмов.
Из интервью нашему изданию Кирилла Разлогова:
– Наш фестиваль поставлен в жесткие рамки – и временные, и по части отбора картин для конкурса. В мае – Каннский фестиваль, куда стремятся все именитые режиссеры со своими новыми работами. В августе – Венецианский, куда попытаются попасть не успевшие в Канн. Поэтому мы давно уже сделали ставку на дебюты. Получилось, что именно наш фестиваль открыл миру корейское кино, о котором никто ничего не знал.
Мы первыми показали Ким Ки Дука, ставшего самым известным в мире корейским режиссером. …Своеобразное открытие этого фестиваля – американский режиссер Ноа Бушел с фильмом «Пропавший без вести». И еще, на мой взгляд, фильм «Муки в огне» режиссеров из Израиля Лины и Славы Чаплин. Да и в программу «Перспективы» мы включили фильмы, которые многих удивят. Они никак не укладываются в традиционное представление о том, что должно быть показано в конкурсе. Например, «Дама с собачкой» режиссера Юлия Колтуна, представленная Германией, и «Первый отряд» японского режиссера Ёсихару Асино по сценарию наших молодых креативных сценаристов.
Но это – о высоком. А если спуститься на землю, выясняется, что у Московского кинофестиваля масса проблем иного порядка. Например, во всем мире подготовка к следующему фестивалю начинается буквально через день после церемонии награждения. Но Россию, как известно, «аршином общим не измерить…». Введенные Министерством культуры РФ правила на проведение тендера для организаторов фестиваля привели к тому, что практически каждый год меняются команды. Результаты тендера становятся известны за 3-4 месяца до открытия фестиваля. Подготовка идет в спешке. О самом фестивале отечественные СМИ вспоминают в лучшем случае накануне.
И еще на тему резонанса в средствах массовой информации о состоянии отечественного кинематографа. На прошедшем в мае в Липецке 18-м Кинофоруме «Золотой Витязь» состоялся «круглый стол» на тему «Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа». По его результатам был составлен «Манифест кинематографистов», который был даже передан Президенту страны. Но ознакомиться с этим Манифестом, по сути – призывом не только к высшим органам власти, но и ко всем неравнодушным гражданам России, можно лишь в Интернете. Ни один печатный орган не проявил к нему простого интереса. Такое «умалчивание», как выяснилось, не удивило одного из ведущих российских режиссеров – Владимира Хотиненко:
– Причин тому несколько. Определенная категория людей видит в нем (Манифесте) опасность. Начнут критиковать – привлекут внимание. Так что лучший способ – умолчать. Наше общество не едино, и это ни для кого не секрет. Как минимум существуют два лагеря с разными точками зрения и на развитие кино, и на развитие общества. Каждый считает, что прав он. И я, и Бурляев, и Михалков, и все, кто участвовал в обсуждении, считаем, что правы МЫ. Поскольку уверены, что если не начать процесс навстречу деструктивному, который сейчас принял немыслимые масштабы, будет поздно. Но другая часть не считает происходящее деструктивным..
Чтобы стало ясно, о чем речь, приведу несколько положений этого Манифеста:
«…Вот уже без малого двадцать лет, когда по недомыслию, а чаще злокозненно разрушается основа мира русской культуры – вера в духовное начало человека. И в старые времена, бывало, спорили, по какому пути идти России – на Запад или на Восток? Но Россию все-таки любили… Сегодня идет вытеснение традиционной духовно-нравственной сердцевины русского народа и его культуры… «Будьте бесстыдными!» – призывают нас с экрана телевизионные каналы. Основой большинства передач сегодня стали идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от осознания ответственности за своего зрителя… Время пришло. Дальше либо – либо. Вместо «прозападных» образцов массовой культуры на экраны должны выйти картины, показывающие внутренний мир нашего человека, демонстрирующие борьбу характеров, путь к самосовершенствованию, тонкие движения человеческой души…»
Конечно, можно гордиться, что на том же Московском кинофестивале «наши» в лидерах, по меньшей мере, по количеству картин. Но каков их настрой? Какое осмысление действительности они несут? «Экзистенциальный пессимизм как неминуемый результат предпочтения духовного возвышения материальному благополучию».
И с каким чувством выходят из зрительного зала люди, посмотревшие такие фильмы? Конечно же, не с верой в победу духовного над материальным… Да что там!.. Остатки оптимизма оставят в зале даже самые стойкие. Но как изменить ситуацию, не принуждая кинорежиссеров творить «супротив своей души»?
И вот уже прозвучало в том самом Манифесте пугающее многих слово «госзаказ»:
«…Необходимо введение государственного заказа со стопроцентным бюджетным финансированием на производство фильмов, способствующих духовному возрождению, развитию исторической памяти, укреплению созидательного духа, воспитанию воли жить и творить у себя на Родине».
До предела загруженный фестивальными делами его президент, Никита Михалков, недавно переизбранный на посту председателя Союза кинематографистов, нашел время для нашей газеты, чтобы поговорить о том, что для него на сегодняшний момент является самым главным.
О «госзаказе»:
– Почему-то когда продюсер дает деньги на кино, это никого не пугает. А когда государство дает деньги и это совпадает с точкой зрения режиссера, к тому же и сценарий хорош, и ему это близко, но деньги от государства – это должно пугать?.. Я не предлагаю «целево» обеспечивать кинематограф. Государство должно обеспечивать те задачи, которые оно хочет решить.
О деньгах:
– Союз кинематографистов должен иметь определенный фонд из отчислений от «чистого диска» (имеется в виду продажа лицензионных DVD). Для этого Дума должна изменить закон. В этом случае наш Союз будет иметь свой фонд и на студенческое, и на «артхаусное» кино, и на экспериментальное.
О «чистом диске»:
Корр.: – Не мне вам рассказывать, сколько лет идет война с контрафактом. И законы принимали – а каждый второй россиянин по-прежнему покупает дешевый «контрафактный» диск…
Никита Михалков:
– Во всем нужна политическая воля, а не симуляция политической воли. А ведь мы как? Начинаем что-то активно делать, потом возникают препятствия, которые притормаживают нашу резвость, мы душой ослабеваем к этому, теряем интерес – и все теряется по пути…
О главной своей задаче:
– Меня не интересует власть в кинематографе. Меня интересуют реальные поступки и их реальные последствия. Моя задача – создать механизм, который бесперебойно сможет обеспечить людей, которые сейчас брошены. И может осуществлять те проекты, которые сейчас – ПОКА – не могут быть осуществлены. И не за счет спонсоров… Эти проекты – лаборатория, в которой талантливые, одаренные люди могут себя проявить. А это со временем выливается в Киру Муратову, в Отара Иоселиани… Но здесь нужна политическая воля. И я могу сказать ответственно – мне нечего делать в Союзе (кинематографистов), если я не смогу этого добиться.
Корр.: – Сколько лет вам потребуется для создания такого механизма? Такой системы финансирования кинематографа, поддержки ветеранов кино?
Никита Михалков:
– По мнению людей, которые уже заняты его разработкой, потребуется всего год. То есть через год он должен заработать. Что будет в реальности?.. С полной уверенностью могу сказать, что он необходим – раз и что он возможен – два. Но я не могу сказать с полной уверенностью, что политическая воля не остановится на полпути, как многое у нас уже угасало. Здесь нужна помощь Президента, премьера, Государственной Думы, Совета Федерации… Моя задача – все организовать и готовый механизм запустить. И я хочу быть уверен, что никому не в силах будет этот механизм сломать. Главная идея – определиться, наконец, КТО МЫ? Мы согласны с тем, что нам предлагают – телевидение, условия съемок кино? Если мы не хотим этого больше, то хватит шептаться на кухне, хватит выключать телевизор, когда перед ним с нами рядом – наши дети. Мы будем развивать идущую через поколения линию или нет?.. А так вот сидеть на двух стульях и утверждать – «все цветы должны цвести» – нет! Не все цветы должны цвести. Есть среди них и сорняки, и их нужно вырывать.
И что любопытно, пока председатель Союза кинематографистов с единомышленниками выстраивает свой «механизм», чтобы противопоставить всеразрушающей пошлости нечто настоящее, жизнеутверждающее, наши молодые кинематографисты уже двигаются в этом направлении. Пример тому – фильм со знаковым в этой ситуации названием «Первый отряд» конкурсной программы «Перспективы» 31-го Московского международного кинофестиваля. Режиссер фильма, правда, из Японии. Но авторы идеи и сценария – наши, российские: Миша Шприц и Алеша Климов (так даны их имена в титрах). Они же – и продюсеры в компании с японцем Эйко Танака. Съемки этой необычной картины заняли пять лет. Деньги собирали по всему миру, потому фильм и представляют Японии, Россия, Канада.
Эта картина – японское «анимэ», в стилистике которого решен нормальный советский фильм из времен Второй мировой войны. В нем смесь анимационного и игрового кино с псевдохроникой, в которой кто-то увидит забаву, кто-то – сказку, а кто-то усмотрит в битве темных и светлых сил в той войне высшие законы устройства Вселенной. Но главное, что этот фильм, как всякое настоящее произведение искусства, никого не оставит равнодушным. И вот уж где есть масса поводов для национальной гордости! Поскольку главным символом этой картины, этаким «моментом истины» в борьбе сил добра и зла, по замыслу создателей, стал простой русский солдат.

Эвелина ГУРЕЦКАЯ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также