САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Петр Тодоровский:

«Риорита» – мой самый правдивый фильм» Тема войны неизбывна в фильмах Петра Тодоровского – «Верность», «Солдаты», «Анкор, еще Анкор!», «Военно-полевой роман». И это неудивительно – молодость кинорежиссера начиналась на полях сражений, под музыку канонад и фронтовых песен. Он и оператором-то – первая профессия Тодоровского – решил стать на войне. И мелодия знойного танго «Рио-Рита», нашептывавшего солдатам о мире и любви, была едва ли не самой популярной на войне…

«Риорита» – мой самый правдивый фильм»

Тема войны неизбывна в фильмах Петра Тодоровского – «Верность», «Солдаты», «Анкор, еще Анкор!», «Военно-полевой роман». И это неудивительно – молодость кинорежиссера начиналась на полях сражений, под музыку канонад и фронтовых песен. Он и оператором-то – первая профессия Тодоровского – решил стать на войне. И мелодия знойного танго «Рио-Рита», нашептывавшего солдатам о мире и любви, была едва ли не самой популярной на войне… Новый фильм Петра Тодоровского, премьера которого состоялась на «Кинотавре-2008», называется «Риорита». Это тоже фильм о войне, но стоит он в особом ряду.

– Петр Ефимович, советского солдата – предателя, мародера, насильника – в вашем фильме трудно узнать. Смотреть «Риориту» тяжело и неприятно, что вас подвигло на съемки такой картины?
– К сожалению, у нас хотят забыть все плохое, что было с нами в сталинские времена. А новым поколениям необходимо рассказывать об этом, чтобы они не позволили вернуться к той страшной жизни. К концлагерям и тому беспределу, когда так называемые «тройки» судили людей, расстреливали и ни за что давали по 10-15 лет тюрьмы. Вот если забыть об этом, все обязательно вернется вновь.
– Как родился сценарий? «Риорита» – придуманная история или снята на основе реальных фактов?
– В сценарии «Риориты», конечно, что-то придумано, но многое взято из жизни. Допустим, сцена под сгоревшими железнодорожными вагонами, где Пашка оказывается с девушкой, пришла из моей памяти. Только со мной было по-другому. Мы с командиром полка находились в полуподвальном помещении, у окошка, за которым виднелось открытое пространство. И он спросил: «Видишь железнодорожную насыпь? За ней сгоревшие вагоны, а под ней, в землянке, должен быть комбат. Давай рвани!..» А до насыпи метров 300-400, и день солнечный. Я побежал. Только на насыпь выскочил – начали стрелять снайперы, засвистели десятки пуль, и я нырнул под вагоны. Начался артобстрел, это был такой ужас – не передать, а я первый день на передовой!.. Бесконечные осколки от взрывов, фантасмагория, и я вот так лег на землю и зубами вгрызался в нее… А на экране у меня парень с девушкой под вагоном любовью занимаются, так что по сравнению с реальностью то, что я показал в картине, – детский лепет.
А сцену расстрела в лесу – в фильме солдата расстреляли за то, что он, оказавшись вблизи своего села, тайно сбегал на свидание к жене, – я видел в реальности. Также выстраивали нас в каре, буквой «П», появлялись смершевцы, «тройка»-трибунал, быстро зачитывали приговор, расстреливали, засыпали могилу ветками, оркестр играл марш, и все строем проходили мимо. Показательные расстрелы были 100-процентной правдой, так что здесь у меня почти документ. Конечно, с поправкой на то, что есть герой, командир и т.д.
Сценарий был написан давно, но все время что-то мешало снять картину. Если бы фильм был снят при Ельцине, у него была бы другая судьба. А сейчас все каналы стали государственными, ничего себе позволить не могут. Вот и наша картина лежит без движения на Первом канале, не знаю, какая судьба ее ждет. Но я счастлив, что освободился от этого груза.
– Где вы снимали картину?
– В 15 километрах от Минска, на заброшенном полигоне, не могу назвать даже ни направление, ни военную часть. Я очень доволен работой актеров, белорусских в том числе. Все второстепенные роли в фильме сыграли актеры минских театров, очень даровитые, понимающие и опытные. Благодаря этому работа шла быстро. Картину сняли в общей сложности за два месяца. Работали без выходных, снимали, случалось, по три ночи подряд, а на четвертую отсыпались. Белорусы вначале хотели даже деньги на съемки дать, но передумали.
– Интересно, какое же место займет «Риорита» в ряду военных фильмов?
– Для меня это фильм не о войне, а о людях войны. Всегда интересны люди, их характеры. Вот «Военно-полевой роман» – одна история, «Верность» – из курсантской жизни – другая, но и там, и там главное – это линия любви. И даже «Анкор…» – на тему жизни военного городка – все о том же. Мои персонажи – это люди, которых я хорошо знаю и люблю, а самое главное, я был рядом с ними, в самой гуще, занимался учебой, стрелял, выпивал, я весь оттуда.
– «Рио-Рита» звучит и в «Военно-полевом романе», с чем ассоциируется у вас эта мелодия?
– С войной, конечно, но мы ее слышали и до войны. Мы под нее танцевали в школе, она была у нас в душе, она сопровождала нас много лет. Название «Риорита» мое, а предлагалось – «На память о пережитой страсти», с которым картину точно бы ждал провал в прокате. «Рио-Рита» звучит в кульминационной финальной сцене, когда убивают Сергея, и мы решили так назвать фильм.
– Вы ведь и оператором решили стать на фронте?
– Да, когда впервые увидел военного оператора. Он снимал нас после очень тяжелых боев – мы шли уставшие, некоторые были легко ранены… И я подумал: «Какая замечательная профессия, как это здорово, что через поколения люди смогут увидеть эти события, эти лица! И так себе загадал: «Если останусь жив, попытаюсь окончить операторский факультет».
– А тем не менее изменили этой профессии, в режиссеры ушли!..
– Режиссер – хозяин всего процесса съемок картины. А вышло у меня это почти случайно, я работал с очень хорошим режиссером Марленом Хуциевым, снял с ним два фильма – «Весна на Заречной улице», «Жажда». А в это время на «Мосфильме» залежался сценарий поэта Поженяна. Хорошие режиссеры не брали, а плохим он сам не давал. Но сценарий был куплен, и его надо было реализовывать. И когда появился вгиковец, молодой режиссер Дьяченко, руководство «Мосфильма» решило доверить съемки нам на пару: он – режиссер, а я – сорежиссер и главный оператор. Так мы и снимали этот фильм, где в главной роли директора завода был Женя Евстигнеев, это была его первая большая роль, и он очень хорошо сыграл. Картина получилась довольно удачной, и после этого как-то автоматически мне разрешили быть режиссером. Вместе с Булатом Окуджавой мы написали сценарий «Верности», у этой картины был большой успех на Венецианском фестивале, и потом она получала призы «За лучшую режиссуру» на всевозможных фестивалях.
– Петр Ефимович, бросая взор назад, что вам хотелось каждый раз показать в своих фильмах? До чего вы хотели достучаться в людях?
– Вплоть до последнего фильма главной у меня была тема любви и доброты в человеке. Мы испытываем колоссальный дефицит доброты и доброжелательства, эта проблема до сих пор существует, поэтому для меня было важно показать, как человек подставляет плечо тому, кто споткнулся в жизни или заболел, или еще что-то с ним случилось… Вовремя прийти на помощь – думаю, эта тема и была главной во всех фильмах, которые я снимал. А «Риорита» – более жесткая картина, но она самая правдивая. Если в тех фильмах герои играют в разные игры и любят, то здесь происходит полное обнажение правды жизни, приоткрывается как бы еще одна маленькая страничка прошедшей войны.
– Как появляется музыка в ваших картинах, в какой момент вы ее пишете?
– Это происходит стихийно, потому что я не композитор, я автор музыки. Музыка сочиняется у меня в процессе написания сценария, так было начиная с «Военно-полевого романа». В новой картине присутствует маленькая музыкальная тема, потому что сама картина жесткая, в ней не должно быть много музыки.
– Выступаете ли вы с концертами?
– Иногда. Вместе с Никитиными.
– Какие замыслы зреют в вас после «Риориты»?
– Не хочется снимать ниже уровнем, поэтому ищу материал в себе. Ищу какое-то внутреннее звучание, я называю это «нулевым циклом». В качестве «малого фундамента» всегда беру что-то свое, а потом придумываю историю.
– Вы задумывались когда-нибудь об идее объединения России и Беларуси?
– Думаю, это еще долго будет происходить, непростой процесс. Наверное, нужно провести настоящий референдум, спросить людей, хотят они этого объединения или нет, и уже исходить из этого.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также