САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

У каждого свое кино

Настоящими триумфаторами в этом году стали дебютанты – 6 работ из 14 конкурсных лент, три из них отмечены призами. И это тот признак, по которому можно определить, что российское кино действительно находится на подъеме.

Настоящими триумфаторами в этом году стали дебютанты – 6 работ из 14 конкурсных лент, три из них отмечены призами. И это тот признак, по которому можно определить, что российское кино действительно находится на подъеме. Cтатистика подтверждает: из более чем 200 млн рублей, заработанных прокатом в первом квартале, большая часть, по сравнению с зарубежными блокбастерами, приходится на российские картины. Характерно, что по работам дебютантов, отмеченным призами жюри, можно судить о тенденциях, набирающих силу в российском кинематографе. Гран-при фестиваля получил фильм «Шультес» Бакура Бакурадзе (призер «Короткого метра» на прошлогоднем «Кинотавре», участник «Двухнедельника режиссеров» в Канне-2008). Фильм снят в манере медитативного кино, которое очень любят на Западе. Шультес – известный спортсмен, призер международных соревнований, после автокатастрофы теряет память и становится законченным аутистом. Единственные контакты с миром ему приносит новая «работа» – вора-карманника из «бригады». Герой не способен испытывать никаких эмоций, и камера бесстрастно фиксирует застылость его поз, абсолютную отрешенность в моменты общения с больной матерью, братом, другом-врачом. И это погружение в мир человека, покорно тянущего груз своей жизни в сером городе (абсолютно неузнаваемая Москва), где к нему одинаково равнодушны и каменные здания, и люди, оказывается интереснейшим из путешествий. Мы не привыкли к такому кино. Но именно оно воспитывает душу, рождает массу ассоциаций и реальное желание помочь ближнему.
Лучший дебют – фильм «Нирвана» Игоря Волошина рассказывает о жизни и любви наркоманов Питера. В противовес «Шультесу» история снята в театральной, почти карнавальной манере. Персонажи – панки и киберготы – обряжены в фантастические костюмы из ярких тканей, меха и перьев, носят прически-пирамиды и ресницы, закрывающие пол-лица, им к лицу венецианские маски. Они пришли блеснуть на карнавале своей короткой жизни, а возможно, дать всем сигнал SOS, потому что за блестящей мишурой бьется несколько раненных любовью сердец, терзаемых жуткой ревностью и жаждой мести. Заканчивается все плохо – в нирване нет места жизни. Но достоинство картины в том, что, используя «оперение», режиссер не живописует нирвану, а хочет дать зрителям шанс не дать кому-то умереть молодым.
Ну а «Новая земля» Александра Мельника с бюджетом 12 млн рублей и вовсе успешный коммерческий проект, сделавший ставку на международный прокат (диплом жюри продюсеру Роману Борисевичу). История в жанре антиутопии знакомит с проектом, по которому смертников поселяют среди льдов, обрекая на борьбу за выживание. Ну они и выживают, практикуя каннибализм. Любителям кровавых потасовок, с учетом того, что в них участвуют Константин Лавроненко («Возвращение», «Изгнание») и Томми Листер («Пятый элемент»), будет отрада, а пейзажи Шпицбергена очаруют всех (лучший оператор Илья Демин). На международный прокат, нет сомнения, рассчитывает и лента Оксаны Бычковой «Плюс один», все знают ее первую работу – фильм «Питер FM». В ее новой картине иностранец-кукольник приезжает в Россию проводить семинары для участников уличных шоу. Ему не нравятся неулыбчивые люди на улицах Москвы, и он много чего успевает сделать со своими учениками, готовя грандиозные представления. Но главная его победа, конечно, в другом – герою удается разрушить кокон, которым окутала себя Маша, переводчица, работающая с ним. Фильм «Плюс один» – о любви, о необходимости быть открытым миру и, несмотря ни на что, не терять веры в людей. Англичанин Джетро Скиннер получил приз за лучшую мужскую роль. Но (негласно), конечно же, заработал и приз зрительских симпатий у сочинцев, я наблюдала его проходы к Зимнему театру – это было как продолжение уличного шоу из его фильма.
О дебютах можно говорить бесконечно – в рейтинге критиков победила лента 24-летней Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» ( программа «Летняя эйфория»), удостоенная специального упоминания в Канне-2008. Это жесткое высказывание режиссера о проблеме отцов и детей. И это только на первый взгляд кажется, что происходящее с девятиклассницами на школьной дискотеке не касается нас, относительно благополучных людей. Нет, колокол звонит по каждому из нас, и 15-летняя Катя кричит-вопиет с экрана не только своим маме-папе. Каждому, кто имеет детей.
В конкурс короткометражных картин в этом году брали только игровые ленты, и борьба за призы шла нешуточная. Неслучайно на подведении итогов этот конкурс сравнили с «биржей труда», именно так чувствуют себя на фестивале самые молодые его участники. Дебютанты наравне с мастерами принимают участие в питчинге – конкурсе проектов, куда приходят кто в поиске средств для картины, кто – в качестве дистрибьюторов для ее продвижения, кто просто заявить миру о себе и своей весьма спорной идее.
От «стариков» в конкурсе участвовали Александр Прошкин с картиной «Живи и помни» по мотивам повести Валентина Распутина и Алексей Учитель с экранизацией рассказа Владимира Маканина «Кавказский пленный». Приз «За лучшую режиссуру» достался Прошкину, и зритель наверняка согласится с этим мнением жюри. Эта серьезная, глубокая лента заряжена тональностью повести Распутина, достоверно передает настроение военной деревни, а главное – доносит до нас те нравственные муки, которые переживает Настёна (замечательная работа актрисы Дарьи Мороз. Чего не скажешь о Михаиле Евланове, исполнителе роли дезертира Андрея, актер декоративен во всем – от манеры игры до внешнего облика «с бородой из пакли»).
Временной разрыв – повесть написана в 1974 году, конечно, привносит в фильм свои интонации. Если 30 лет назад снимать кино поехали бы непременно в Забайкалье, то сегодня режиссера устраивает «деревня вообще», неслучайно на пресс-конференции Александр Прошкин говорил о том, что своим фильмом хотел бы привлечь внимание всех к гибнущей русской деревне. Мотив, читающийся совсем в других произведениях писателя…
Особо хотелось бы сказать о фильме «Дикое поле» Михаила Калатозишвили (призы – кинокритики «Белый слон» и лучшему композитору Алексею Айги), поставившего точку в многолетних мытарствах замечательного сценария Петра Луцика и Алексея Саморядова (лучшие сценаристы посмертно). Глубоко нравственная история о том, что всегда находится человек, который «отвечает за все». Что примечательно, во все времена. В фильме это молодой врач Митя, который живет на заброшенном хуторе, посреди огромной степи, со всей округи к нему привозят людей с различными травмами. И он спасает их. А они спасают его – от предательства любимой, от глупости начальства, от ножа бродяги, а главное, от себя самого, не имеющего права на слабость. Образ молодого сильного мужика, доброго и надежного, по которому истосковалось российское кино, создает Олег Долин, который вполне мог бы разделить приз за лучшую мужскую роль с англичанином Скиннером.
Вот такое кино смотрели на «Кинотавре», и постоянные его участники отметили, что фестиваль избавился от налета тусовочности, наметив для себя правильные перспективы развития. А они заключаются в том, чтобы работать «на будущее российского кино», как сказал на закрытии генпродюсер фестиваля Игорь Толстунов.
Кроме всего прочего, ХIХ «Кинотавр» отличался атмосферой. Чего стоило кино под открытым небом. Сочинцы и туристы рассаживались на стульях желто-черного цвета (привет «Билайну»!) перед театром и смотрели два фильма подряд. Сотни молодых людей заполнили площадь, когда шел фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя». Кому не хватило мест, плотным кольцом стояли окрест и в полной тишине смотрели кино о своих ровесниках из 70-х. Где-то в полусотне метров шумело море, темная ночь нависала над городом, и это был один из тех самых моментов, благодаря которым и рождаются афоризмы о «самом народном из искусств».
Сочинцы любят фестиваль и всегда ждут его. Стоит понаблюдать, с каким энтузиазмом приветствуют они деятелей кино, идущих по морской звездной дорожке к Зимнему театру. Или почитать самые смешные ответы в газете «Кинотаврdaily» в рубрике «Глаз народа»: «Какое самое «звездное» место на «Кинотавре»? – «Небо» (Дмитрий Голых, автомеханик); «С кем из кинозвезд вы хотели бы познакомиться?» – «С нашим президентом Димой Медведевым» (Валерий Борщ, предприниматель); «Что такое артхаус?» – «Дом, где художники живут» (Павловская Ольга Викторовна, учитель начальных классов).
Официальным напитком фестиваля был Martini. Звездным гостям, едва поднявшимся после «дорожки» по крутым ступенькам театра, вручались сувенирные бутылочки с соломинкой. Да и на приемах коктейли из белого, розового, красного мартини пользовались большим успехом. На закрытии перед гостями выступил Леонид Агутин (в другие дни это были Александр Розенбаум, Глюкоза, Алена Свиридова и др.).
Одной из самых популярных фигур на фестивале была Валерия Гай Германика. Ходила всюду с собачкой в розовом кафтанчике на поводке. Даже на сцену – представлять свой фильм – вышла с ней. Конкуренцию Валерии мог составить разве что человек-собака Олег Кулик. Фильм Евгения Митты «Олег Кулик. Вызов и провокация» был также показан в программе «Летняя эйфория».
На фестивале состоялся теннисный турнир «Кубок «Кинотавра-2008», а также футбольный матч между сборными Сочи и фестиваля «Кинотавр». Устраивалось много элитных вечеринок, например ELLE ROCKABILLY BALL или «HELLO и ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП представляют»: «У каждого свое кино», но все они проходили при закрытых дверях, и попасть на них было сложно даже представителям глянцевых изданий.
Зато каждый участник фестиваля мог купить красный клоунский нос и поучаствовать в акции программы «Доброе сердце», собирающей средства для лечения детей, больных пороком сердца. Или (особенно это касалось знаменитостей) приложить свои ладони в краске к белому листу – этими абстрактными рисунками потом украшали майки и продавали их на аукционах. Все участницы фестиваля могли протестировать кожу в салоне AVON (официальная косметика фестиваля) и получить набор косметических средств, подходящих именно им.
На закрытии был показан фильм Мартина Скорсезе «Да будет свет» (США/Великобритания) – о легендарной группе «Роллинг Стоунз». И это действительно были два часа света. Мик Джаггер получил свой запал не иначе как от Высших сил, такая энергия била с экрана!.. За образцы на «Кинотавре» держат хорошее кино.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также