САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

У каждого свое кино

Настоящими триумфаторами в этом году стали дебютанты – 6 работ из 14 конкурсных лент, три из них отмечены призами. И это тот признак, по которому можно определить, что российское кино действительно находится на подъеме.

Настоящими триумфаторами в этом году стали дебютанты – 6 работ из 14 конкурсных лент, три из них отмечены призами. И это тот признак, по которому можно определить, что российское кино действительно находится на подъеме. Cтатистика подтверждает: из более чем 200 млн рублей, заработанных прокатом в первом квартале, большая часть, по сравнению с зарубежными блокбастерами, приходится на российские картины. Характерно, что по работам дебютантов, отмеченным призами жюри, можно судить о тенденциях, набирающих силу в российском кинематографе. Гран-при фестиваля получил фильм «Шультес» Бакура Бакурадзе (призер «Короткого метра» на прошлогоднем «Кинотавре», участник «Двухнедельника режиссеров» в Канне-2008). Фильм снят в манере медитативного кино, которое очень любят на Западе. Шультес – известный спортсмен, призер международных соревнований, после автокатастрофы теряет память и становится законченным аутистом. Единственные контакты с миром ему приносит новая «работа» – вора-карманника из «бригады». Герой не способен испытывать никаких эмоций, и камера бесстрастно фиксирует застылость его поз, абсолютную отрешенность в моменты общения с больной матерью, братом, другом-врачом. И это погружение в мир человека, покорно тянущего груз своей жизни в сером городе (абсолютно неузнаваемая Москва), где к нему одинаково равнодушны и каменные здания, и люди, оказывается интереснейшим из путешествий. Мы не привыкли к такому кино. Но именно оно воспитывает душу, рождает массу ассоциаций и реальное желание помочь ближнему.
Лучший дебют – фильм «Нирвана» Игоря Волошина рассказывает о жизни и любви наркоманов Питера. В противовес «Шультесу» история снята в театральной, почти карнавальной манере. Персонажи – панки и киберготы – обряжены в фантастические костюмы из ярких тканей, меха и перьев, носят прически-пирамиды и ресницы, закрывающие пол-лица, им к лицу венецианские маски. Они пришли блеснуть на карнавале своей короткой жизни, а возможно, дать всем сигнал SOS, потому что за блестящей мишурой бьется несколько раненных любовью сердец, терзаемых жуткой ревностью и жаждой мести. Заканчивается все плохо – в нирване нет места жизни. Но достоинство картины в том, что, используя «оперение», режиссер не живописует нирвану, а хочет дать зрителям шанс не дать кому-то умереть молодым.
Ну а «Новая земля» Александра Мельника с бюджетом 12 млн рублей и вовсе успешный коммерческий проект, сделавший ставку на международный прокат (диплом жюри продюсеру Роману Борисевичу). История в жанре антиутопии знакомит с проектом, по которому смертников поселяют среди льдов, обрекая на борьбу за выживание. Ну они и выживают, практикуя каннибализм. Любителям кровавых потасовок, с учетом того, что в них участвуют Константин Лавроненко («Возвращение», «Изгнание») и Томми Листер («Пятый элемент»), будет отрада, а пейзажи Шпицбергена очаруют всех (лучший оператор Илья Демин). На международный прокат, нет сомнения, рассчитывает и лента Оксаны Бычковой «Плюс один», все знают ее первую работу – фильм «Питер FM». В ее новой картине иностранец-кукольник приезжает в Россию проводить семинары для участников уличных шоу. Ему не нравятся неулыбчивые люди на улицах Москвы, и он много чего успевает сделать со своими учениками, готовя грандиозные представления. Но главная его победа, конечно, в другом – герою удается разрушить кокон, которым окутала себя Маша, переводчица, работающая с ним. Фильм «Плюс один» – о любви, о необходимости быть открытым миру и, несмотря ни на что, не терять веры в людей. Англичанин Джетро Скиннер получил приз за лучшую мужскую роль. Но (негласно), конечно же, заработал и приз зрительских симпатий у сочинцев, я наблюдала его проходы к Зимнему театру – это было как продолжение уличного шоу из его фильма.
О дебютах можно говорить бесконечно – в рейтинге критиков победила лента 24-летней Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» ( программа «Летняя эйфория»), удостоенная специального упоминания в Канне-2008. Это жесткое высказывание режиссера о проблеме отцов и детей. И это только на первый взгляд кажется, что происходящее с девятиклассницами на школьной дискотеке не касается нас, относительно благополучных людей. Нет, колокол звонит по каждому из нас, и 15-летняя Катя кричит-вопиет с экрана не только своим маме-папе. Каждому, кто имеет детей.
В конкурс короткометражных картин в этом году брали только игровые ленты, и борьба за призы шла нешуточная. Неслучайно на подведении итогов этот конкурс сравнили с «биржей труда», именно так чувствуют себя на фестивале самые молодые его участники. Дебютанты наравне с мастерами принимают участие в питчинге – конкурсе проектов, куда приходят кто в поиске средств для картины, кто – в качестве дистрибьюторов для ее продвижения, кто просто заявить миру о себе и своей весьма спорной идее.
От «стариков» в конкурсе участвовали Александр Прошкин с картиной «Живи и помни» по мотивам повести Валентина Распутина и Алексей Учитель с экранизацией рассказа Владимира Маканина «Кавказский пленный». Приз «За лучшую режиссуру» достался Прошкину, и зритель наверняка согласится с этим мнением жюри. Эта серьезная, глубокая лента заряжена тональностью повести Распутина, достоверно передает настроение военной деревни, а главное – доносит до нас те нравственные муки, которые переживает Настёна (замечательная работа актрисы Дарьи Мороз. Чего не скажешь о Михаиле Евланове, исполнителе роли дезертира Андрея, актер декоративен во всем – от манеры игры до внешнего облика «с бородой из пакли»).
Временной разрыв – повесть написана в 1974 году, конечно, привносит в фильм свои интонации. Если 30 лет назад снимать кино поехали бы непременно в Забайкалье, то сегодня режиссера устраивает «деревня вообще», неслучайно на пресс-конференции Александр Прошкин говорил о том, что своим фильмом хотел бы привлечь внимание всех к гибнущей русской деревне. Мотив, читающийся совсем в других произведениях писателя…
Особо хотелось бы сказать о фильме «Дикое поле» Михаила Калатозишвили (призы – кинокритики «Белый слон» и лучшему композитору Алексею Айги), поставившего точку в многолетних мытарствах замечательного сценария Петра Луцика и Алексея Саморядова (лучшие сценаристы посмертно). Глубоко нравственная история о том, что всегда находится человек, который «отвечает за все». Что примечательно, во все времена. В фильме это молодой врач Митя, который живет на заброшенном хуторе, посреди огромной степи, со всей округи к нему привозят людей с различными травмами. И он спасает их. А они спасают его – от предательства любимой, от глупости начальства, от ножа бродяги, а главное, от себя самого, не имеющего права на слабость. Образ молодого сильного мужика, доброго и надежного, по которому истосковалось российское кино, создает Олег Долин, который вполне мог бы разделить приз за лучшую мужскую роль с англичанином Скиннером.
Вот такое кино смотрели на «Кинотавре», и постоянные его участники отметили, что фестиваль избавился от налета тусовочности, наметив для себя правильные перспективы развития. А они заключаются в том, чтобы работать «на будущее российского кино», как сказал на закрытии генпродюсер фестиваля Игорь Толстунов.
Кроме всего прочего, ХIХ «Кинотавр» отличался атмосферой. Чего стоило кино под открытым небом. Сочинцы и туристы рассаживались на стульях желто-черного цвета (привет «Билайну»!) перед театром и смотрели два фильма подряд. Сотни молодых людей заполнили площадь, когда шел фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя». Кому не хватило мест, плотным кольцом стояли окрест и в полной тишине смотрели кино о своих ровесниках из 70-х. Где-то в полусотне метров шумело море, темная ночь нависала над городом, и это был один из тех самых моментов, благодаря которым и рождаются афоризмы о «самом народном из искусств».
Сочинцы любят фестиваль и всегда ждут его. Стоит понаблюдать, с каким энтузиазмом приветствуют они деятелей кино, идущих по морской звездной дорожке к Зимнему театру. Или почитать самые смешные ответы в газете «Кинотаврdaily» в рубрике «Глаз народа»: «Какое самое «звездное» место на «Кинотавре»? – «Небо» (Дмитрий Голых, автомеханик); «С кем из кинозвезд вы хотели бы познакомиться?» – «С нашим президентом Димой Медведевым» (Валерий Борщ, предприниматель); «Что такое артхаус?» – «Дом, где художники живут» (Павловская Ольга Викторовна, учитель начальных классов).
Официальным напитком фестиваля был Martini. Звездным гостям, едва поднявшимся после «дорожки» по крутым ступенькам театра, вручались сувенирные бутылочки с соломинкой. Да и на приемах коктейли из белого, розового, красного мартини пользовались большим успехом. На закрытии перед гостями выступил Леонид Агутин (в другие дни это были Александр Розенбаум, Глюкоза, Алена Свиридова и др.).
Одной из самых популярных фигур на фестивале была Валерия Гай Германика. Ходила всюду с собачкой в розовом кафтанчике на поводке. Даже на сцену – представлять свой фильм – вышла с ней. Конкуренцию Валерии мог составить разве что человек-собака Олег Кулик. Фильм Евгения Митты «Олег Кулик. Вызов и провокация» был также показан в программе «Летняя эйфория».
На фестивале состоялся теннисный турнир «Кубок «Кинотавра-2008», а также футбольный матч между сборными Сочи и фестиваля «Кинотавр». Устраивалось много элитных вечеринок, например ELLE ROCKABILLY BALL или «HELLO и ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП представляют»: «У каждого свое кино», но все они проходили при закрытых дверях, и попасть на них было сложно даже представителям глянцевых изданий.
Зато каждый участник фестиваля мог купить красный клоунский нос и поучаствовать в акции программы «Доброе сердце», собирающей средства для лечения детей, больных пороком сердца. Или (особенно это касалось знаменитостей) приложить свои ладони в краске к белому листу – этими абстрактными рисунками потом украшали майки и продавали их на аукционах. Все участницы фестиваля могли протестировать кожу в салоне AVON (официальная косметика фестиваля) и получить набор косметических средств, подходящих именно им.
На закрытии был показан фильм Мартина Скорсезе «Да будет свет» (США/Великобритания) – о легендарной группе «Роллинг Стоунз». И это действительно были два часа света. Мик Джаггер получил свой запал не иначе как от Высших сил, такая энергия била с экрана!.. За образцы на «Кинотавре» держат хорошее кино.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. 9-балльный шторм ожидается в Москве и Центральной России
  2. Володин: Всем странам нужен закон об иноагентах
  3. ФСБ изъяла 612 sim-боксов, применявшихся для незаконной регистрации аккаунтов и кошельков
  4. ФАС призвала крупные торговые сдержать рост цен на яйца в Пасху
  5. В России предложили ввести статью за преследование людей
  6. 17 июля с украинских телеканалов полностью уберут русский язык
  7. Фанаты «Зенита» растянули баннер, посвященный жертвам «Крокуса»
  8. Центробанк ЕС осудил идею США передать российские активы ВСУ
  9. ВСУ попытались атаковать Ростовскую, Воронежскую и Белгородскую области
  10. Погибший немецкий миллиардер неожиданно «воскрес» в Москве с любовницей
  11. Путин: Не надо так о людях. Не смешно
  12. В России возродят Партию любителей пива
  13. Путин поблагодарил губернаторов регионов, пострадавших от паводка
  14. Путин заявил, что каждый день получает информацию о ситуации с паводками
  15. Электрички из Смоленска в Витебскую область могут начать курсировать уже этим летом

Парламентское Собрание

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Суд с душком

Татьяна Вахромеева

Процесс над Трампом – явная попытка устранить политического оппонента

Тарелкины пельмени

Юлия Новицкая

Космонавтам на орбите очень не хватает свежих фруктов и овощей

Победа - для героев, а не для жлобов

Олег Зинченко

Мирные переговоры враг должен выстрадать, ну или заслужить

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также