САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Молитва в красках

Богоматерь Одигитрия. Вторая половина XVIII века. Дерево, темпера. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Богоматерь Одигитрия. Вторая половина XVIII века. Дерево, темпера. Национальный художественный музей Республики Беларусь. В самом деле идея, казалось бы, лежит на поверхности: познакомить зрителей с творчеством иконописцев трех братских народов – корни-то общие и наставник один – Византия. Заглянуть в истоки, сравнить манеру письма – интересных выводов будет уйма. Всему этому можно и главу в учебнике истории посвятить, сызмальства дать детям это знание, а вот только в ХХI веке додумались до такого проекта. Инициаторами стали директора Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь Валентин Родионов и Владимир Прокопцов. Оценив идею, к ним присоединился и директор национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Кролевец.
На пресс-конференции, предшествовавшей открытию вернисажа, прозвучало много мудрых и обнадеживающих слов, были зачитаны приветствия от высших иерархов трех государств. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил уверенность в том, что «наш народ не забыл о вере и традициях и отсчитывает свою историю не с октября 17-го года. Многовековая история показала, что вместе мы можем быть сильными и сплоченными». Митрополит Киевский и всея Украины Владимир подчеркнул, что «икона – это окно в духовный мир, оказывает огромное влияние на людей и способствует их единению в православной вере». А Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх всея Беларуси, подчеркнул, что «иконы свидетельствуют о тягчайших испытаниях, выпавших на долю наших предков, и высочайших взлетах духа, и, осуществив это крупнейшее национальное собрание трех стран, мы предстоим перед их судом».
И вот она, эта «молитва в красках», по чьему-то меткому определению, перед нами. В залах Инженерного корпуса Третьяковки разместилось 80 икон ХIV-ХIХ веков из музейных собраний Москвы, Киева, Минска. А когда-то они попали в музеи из Новгорода, Пскова, Твери, Великого Устюга, Ярославля. Киевщины, Черниговщины, Волыни, Галиции. Окрестностей Минска, Бреста, Витебска, Могилева, Гомеля. Отбирали иконы с изображениями наших общих святых – князей Бориса и Глеба, которые были канонизированы первыми, их отца князя Владимира, крестившего в 988 году Русь, первых монахов Антония и Феодосия Печерских, митрополита Ростовского Димитрия...
Образам из разных иконописных центров присущи разные черты: стремление к мягкости и лиричности образа – ярославской иконе («Никола»), четкая геральдичность композиции, прозрачность, открытость цвета – новгородской («Князь Владимир»), особая острота образов и лики, написанные темными, почти коричневыми красками, – псковской и ни с чем несравнимые, сине-голубые тона – тверской («Успение Богоматери»). Эту икону называют еще «Голубым Успением». По легенде, нашли ее на соборной колокольне Минска, и белорусы заявили, что повесят образ на самом лучшем месте, когда в сентябре выставка приедет в Минск. И – непременная строгость ликов для всех, каноничность фигур.
Выходим в киевский и белорусский залы, и я понимаю, что имелось в виду. Под влиянием западно-европейской живописи, гуманитарных идеалов Ренессанса украинские и белорусские иконописцы переосмысливали традиционные сюжеты, наполняя их психологизмом, вводили в икону пейзаж. Для украинской иконы было характерно народное течение.
Например, иконы «Вхождение в Иерусалим» и «Бегство в Египет» насыщены деталями из окружающей жизни, отличаются народными типажами. Своеобразие украинского стиля и обусловлено сочетанием народной традиции с искусством живописи, пережившей влияние барокко.
Всеобщее внимание на выставке привлекли работы иконописцев лаврской школы – «Спас Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» – на медных позолоченных пластинах середины ХVIII столетия. А также иконка-мощевик «Огненное восхождение пророка Илии» с изображением Ильинской церкви Нежинского монастыря, сгоревшей в 1765 году.
Белорусская иконописная школа сформировалась на рубеже ХVI-ХVII веков, и ее особенность проявилась в тяготении к барочному стилю. В белорусской иконе, как и в киевской, слились типично западные черты с народными. Изображения святых трактуются более жизненно, чем на русских иконах, и напоминают живописные образы. Вот «Рождение Богоматери», середина ХVII века – видим множество сценок, теплых, душевных, семейственных. И тщательно выписанная деталь – красный поясок, которым перепеленывают младенца, оберег от злых сил. Позднее белорусскую икону украшают окладами из дерева или металла или декоративной тканью. Недостаток мастерства порой восполняют трогательным простодушием – «Сошествие Святого Духа», «Крещение», «Покров».
На выставке представлены две иконы на один сюжет – «Распятие». И совершенно очевидно, что одна из них по жанру скорее религиозная картина, алтарная живопись католического характера, чем классическая икона. В целом выставка оставляет впечатление древа с тремя раскидистыми ветвями.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  2. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  3. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  4. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  5. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  6. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  7. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  8. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  9. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  10. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры
  11. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  12. СК РФ: Генерал-лейтенант Фаниль Сарваров погиб при подрыве автомобиля в Москве
  13. Спецпосланник США Уиткофф: Россия полностью привержена достижению мира на Украине
  14. Александр Лукашенко подарил Владимиру Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  15. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также