САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Слон большой и маленький

Когда говорят, что «Кинотавр» определяет тенденции развития российского кинематографа, ничего не преувеличивают. Так было и на этот раз. В основной конкурсной программе фестиваля участвовало 14 картин, во втором короткометражном конкурсе – 28. И если сформулировать общее мнение – российское кино отвернулось от зрителей.
Мне же показалось наоборот. Фильм открытия «Глянец» Андрея Кончаловского, «Тиски» Валерия Тодоровского, «Кремень» Алексея Мизгирева, «Кука» Ярослава Чеважевского – абсолютно зрительское кино. Причем «Кука» – дважды зрительское, ибо ничем не отличается от сериала, только более спрессованное. Что эта картина делала в конкурсе – непонятно. Но зритель радовался от души.
В «Глянце», «Тисках», «Кремне» главные герои едут в Москву. Ростовчанка Галя (Юлия Высоцкая) мчится в столицу в мечтах о глянцевой жизни. И получает ее, продав себя. В фильме Тодоровского «Тиски» диджей Денис (Максим Матвеев) – опять ростовчанин (ох любят наши режиссеры этот город) – приезжает в Москву, чтобы продвинуть свой диск на модной радиостанции. В блестящем холле гостиницы он проводит бесконечные часы ожидания. И этот первый экзамен на унижение не выдерживает. Возвращается в родной город и попадает в криминальный оборот…
Антон (фильм «Кремень»), мобилизовавшись, тоже едет в Москву. За пазухой – фото любимой девушки. Готов к труду и обороне. Выдержав каторгу унижений, согласно предлагаемым обстоятельствам он лепит из себя другого, уже не думая о морали и нравственности. Пользуясь властью, унижает сам. Человек-кремень, человек-колесо – он крутится уже по инерции и всех на своем пути давит.
Режиссер Борис Хлебников, член жюри основного конкурса (обладатель многочисленных призов за «Свободное плавание»), принял участие в конкурсе «короткого метра» как соавтор неигровой картины Валерии Гай-Германики «Уехал». Авторы пытаются понять причину, которая гонит человека из родной деревни. Пристально всматриваясь в животных на экране, ловишь себя на мысли, что они-то, по мысли автора, ведут себя куда приличнее, чем люди… Такая вот метафора времени.
К слову сказать, фильмам о московских гастарбайтерах «Кинотавр» посвятил целый день конкурса короткометражного кино. Что беспокоит – о том и снимаем. Хотелось бы одного при этом – чтобы кинематограф, погружаясь в социальные темы, столь понятные зрителям, оставался искусством.
Вот по этому поводу и разразился скандал, когда показали «Груз-200» Балабанова. Что это? Можно ли считать искусством кино, в котором художник мастерски изображает разложение трупов? «Груз-200» «содрал кожу с ностальгии по советскому времени» и обнаружил под ней гниющее мясо. Режиссер в жесткой, уродливой форме выносит смертный приговор Союзу нерушимых. И своим искусством доводит зрителей до тошноты.
Большое жюри отвергло «Груз-200». Говорят, непреклонной стеной стоял председатель Вадим Абдрашитов. Все главные призы – за режиссуру, за лучший фильм и главную мужскую роль – ушли к «Простым вещам» Алексея Попогребского (режиссерский дебют). Тихой, мирной картине о простых человеческих радостях и переживаниях. Анестезиолог (Сергей Пускепалис) обслуживает умирающего актера (Леонид Броневой). Тот просит об эвтаназии и в благодарность завещает картину Репина. Доктор выбирает жизнь по совести для себя и сколько отмерено Богом – для больного. Это тоже социальное кино, нащупавшее болезненные точки нашей жизни. Мы узнаем себя. И меняемся к лучшему. У Балабанова мы себя ненавидим.
В противовес жюри в Гильдии кинокритиков 18 человек проголосовали за «Груз-200», 16 – за «Простые вещи». Эстетствующая публика, начиная с первого фильма «Про уродов и людей», Балабанова любит. Такой раскол впервые. Но придумали хитрый ход. Президент гильдии Виктор Матизен вышел на сцену с пикантной формулировкой: «Большой слон» – «Грузу-200» за самый «черный» фильм; «Маленький слон» – «Простым вещам» за самый «белый». И как тут не вспомнить фразу, брошенную некогда Марленом Хуциевым: «Из всех кино наиважнейшим для нас является искусство».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также