САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Анна Попова

Малевич в квадрате

В обновленных залах Третьяковской галереи на Крымском валу теперь можно увидеть сразу две версии знаменитого произведения. А также иллюстрации Марка Шагала к гоголевским «Мертвым душам»

Все версии супрематической композиции хоть чем-то, но отличаются друг от друга. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

САМЫЙ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

«Не «Квадратом» единым счастлив зритель», - рассудили музейщики и пошли на неординарный шаг. Перемены в залах Новой Третьяковки порадуют тех, кто любит российское искусство первой трети прошлого столетия, в том числе и авангардистов. Именно их уже можно увидеть в новом решении. Пройдя через комнаты с полотнами Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, оказываешься один на один с конструктивистскими произведениями Владимира Татлина, романтическими полотнами Александра Дейнеки, пейзажами Петра Филонова. И, наконец, знакомые очертания - темный всепоглощающий цвет, идеальная форма - разумеется, это «Черный квадрат» Малевича. Только не один, а два.

Известно, что художник создал несколько версий, отличающихся по размерам и оттенкам цвета. В экспозиции Третьяковки выставлялась картина 1915 года - самая первая, послужившая отправной точкой для последующих супрематических повторений. Именно ее Малевич показывал на выставке футуристов «0.10» в Петрограде. Тогда «Квадрат» разместили в «красном углу» как символ нового направления в живописи, отвергающего устаревший реализм. Вторая версия была создана в 1923 году для Венецианской биеннале - Малевич руководил процессом, а писали ее Николай Суетин, Анна Лепорская и Константин Рождественский. Сейчас полотно находится в Русском музее. Третий «Черный квадрат» художник писал снова сам в 1929 году для выставки в Третьяковке, где картина находится и сейчас. О новой версии Малевича попросил тогдашний директор галереи, полагая, что оригинал находится в плохом состоянии. Художник взялся за дело: работал прямо в залах.


Теперь первый и третий «Квадраты» выставляются вместе - можно сравнить их и попробовать угадать, скрывает ли поздняя версия какие-то тайны.

ПРОЛЕТАЯ НАД ГОРОДОМ NN

Обновился и зал, посвященный творчеству Марка Шагала. Теперь его украшают ранняя живопись, графика и цикл иллюстраций, которые художник сделал к «Мертвым душам» Гоголя. Над ними мастер работал по заказу издателя и коллекционера Амбруаза Воллара. Художник тогда только переехал в Париж. В эти офорты вложил свой талант передавать мельчайшие детали, эмоции и тоску по родному Витебску. Неслучайно многие признают: гоголевский город NN, в котором разворачивается действие романа, неуловимо похож именно на него.

Малевич в квадрате
 

Любителям перемен в музее понравится: теперь постоянную экспозицию будут регулярно обновлять. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи.

Полный тираж иллюстраций выпустили в 1927 году: критики были в восторге - работу Шагала удостоили Гран-при Венецианской биеннале. Однако вышли «Мертвые души» с этими офортами лишь после войны. Сначала помешала трагическая гибель Воллара, а затем и Вторая мировая внесла коррективы. Парижское издание увидело свет в 1948 году.

Тираж был совсем невелик - меньше четырехсот экземпляров. В России эти иллюстрации находятся в фондах лишь двух музеев - Эрмитажа и Третьяковки. Причем в московскую галерею Марк Шагал сборник отправил лично и даже сделал на нем дарственную надпись.

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Согласно последним исследованиям, под «Черным квадратом» скрывается еще несколько рисунков, сделанных Малевичем, и одна надпись. Она гласит: «Битва негров в темной пещере». Можно сказать, так художник оставил своим исследователям подсказку - дело в том, что он, вероятнее всего, имел в виду картину Альфонса Алле «Битва негров в пещере темной ночью». Возможно, он никогда ее не видел, зато смог оценить иронию самой концепции. Вот и сделал пометку на память, записал черным карандашом по белилам.

СПРАВКА «СВ»

На Крымском валу здание Третьяковской галереи появилось в начале 1980-х. Внутри - огромное выставочное пространство, больше двенадцати тысяч квадратных метров, распределенных между залами-трансформерами. Происходят постоянные перемены и в самой постоянной экспозиции. Галерея решила уйти от практики стационарного набора произведений в каждом зале. По словам директора музея Зельфиры Трегуловой, с таким пространством нужно экспериментировать и не считать музейные залы «неприкосновенными».

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Виктор Пинский: Комиссия по сохранению исторической памяти при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России поможет противостоять неонацизму
  2. Олег Гайдукевич: Участие белорусов в выборах в России - серьезный шаг в союзной интеграции, заявили в Минске
  3. В Союзном государстве начала действовать система ОСАГО
  4. В Союзном государстве разработали поправки к регламенту комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
  5. Губернатор Владимирской области представил Владимиру Путину доклад о развитии промышленности и транспорта в регионе
  6. В Госдуму внесли законопроект о лишении гражданства за отказ от воинского учета после натурализации
  7. Студент БГУ победил в конкурсе эссе на фестивале «Дни Достоевского в Оптиной пустыни»
  8. Студенты академии управления получили награды на Х Международном кинофестивале «Грани следствия»
  9. Пограничники Беларуси приняли участие в «Марше Победы»
  10. Александр Лукашенко выразил соболезнования президенту Ирака в связи с пожаром
  11. В Беларуси фестиваль хлеба «Бацькава булка» пройдет 16 августа
  12. Дополнительные рейсы «Ласточек» появятся между Минском и Москвой
  13. ВС РФ за неделю нанесли пять групповых ударов
  14. Александр Лукашенко напомнил, что государство для проведения успешной уборочной кампании сделало все возможное
  15. К уходу с рынка России пора готовиться WhatsApp*

Парламентское Собрание

Терпенье и труд от проблем всех спасут

Достойная оплата, безопасные и комфортные условия работы, дополнительные гарантии — такие требования в Союзном государстве предъявляют ко всем предприятиям и организациям

Политика

Лукьянов: Трамп дал России 50 дней — как ответит Путин и почему Европа в панике

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов комментирует ультиматум Дональда Трампа о 50 днях, якобы данных России на пересмотр позиции. Эксперт анализирует скрытые цели США, возможную реакцию Москвы, влияние давления на Китай, Индию и БРИКС, а также объясняет, почему Европа оказалась сбита с толку. Разговор о геополитике, стратегиях и том, кто действительно держит ситуацию под контролем

МНЕНИЯ

Укрощение «Малыша»

Андрей Удальцов

Трумэн хотел напугать Сталина ядерной дубиной, но тот только рассмеялся

Мясные штурмы 2.0?

Олег Зинченко

Теперь уже Трамп толкает украинцев на заклание

Любопытная Варвара останется с носом, но без денег

Кристина Воробьёва

Госдума готовит россиянам новый повод задуматься, прежде чем искать что-то в интернете 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также