САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

Наталья Гайда, народная артистка Беларуси: Чтобы петь в минской оперетте, выучила белорусский язык

Прима Государственного музыкального театра родом  с Урала, переехала в Минск за мужем, а в результате там ее ждала блестящая карьера. Она и сейчас находится в прекрасной творческой форме и не скрывает своего возраста

У знаменитой актрисы много ярких ролей, одна из них знаменитая Сильва. Фото: Сергей Сулай

Наталья Гайда родилась в мае. Белорусский поэт Владимир Коризна посвятил ей стихи, где есть строчка: «Вы родом из весны». Другой автор, Геннадий Буравкин, добавил: «Бог сделал вам три подарка. Создал красивой женщиной, подарил прекрасный голос и ум».

На традиционный вопрос о том, как удается поддерживать хорошую физическую форму, Гайда отвечает:

- В душе мы не чувствуем свой возраст. Мы до старости девочки, особенно в оперетте. Хотя на сцене все иначе, теперь уже бабушек приходится играть или мою любимую черепаху Тортиллу. Но отвечу словами романса Клавдии Шульженко: «Надо просто не стареть».

Песни и романсы из репертуара Клавдии Шульженко и Изабеллы Юрьевой составили концертную программу Гайды в «Музыкальной гостиной» Татьяны Старченко. Что-то вроде хобби за пределами родного театра. В названиях романсов вся ее жизнь.



«НЕМНОЖКО О СЕБЕ»
(Муз. Е. Жарковского, сл. Д. Седых)

- Родилась в Свердловске. С четырех лет пела и танцевала «Яблочко». После войны уехали в Иркутск. Там впервые школьницей попала в театр и заболела им. Но поступать решила в юридический институт, потому что дважды провалилась в Москве, в Гнесинке. После трех курсов юридического прошла в Уральскую консерваторию. Училась параллельно и успела поработать юристом. Но музыка победила. С 1965 года - солистка Свердловского театра оперы и балета. За четыре года спела пятнадцать партий.

«МОЛЧАНИЕ»
(Муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского)

- Помните, как там: «…ведь порою и молчанье нам понятней всяких слов». Родители долго не рассказывали о нашей фамилии Гайда. Дедушка - венгр, попал в Россию как военнопленный. Женился на бабушке. В Венгрию не вернулся, но сыну завещал не менять фамилию. Мой отец тоже попросил меня остаться Гайдой, хотя мы с Бастриковым прожили больше 40 лет.

«ЛЮБЛЮ»
(Муз. Е. Розенфельда, сл. Н. Венгерской)

- Когда выходила замуж, предупредила: стоять у плиты не буду, готовить не люблю. Сначала Юра протестовал, не хотел принять систему общепита. Потом сам научился прекрасно готовить. Мама называла его королевским баритоном и королевским шеф-поваром. А вот поесть я люблю. Диет не соблюдаю. Ела все, что готовил муж, и похваливала. За роли иногда критиковала, а он меня всегда хвалил. Сейчас после его смерти все больше осознаю, какой счастливой и любимой была. Сказала бы романсом А. Островского: «Если можешь, прости». Да вот некому. У дочери своя жизнь. Моя радость - внуки.

«ДАВАЙ ЗАКУРИМ»
(Муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля)

Коллеги Гайды рассказывают, что темперамент у нее яркий. Может завести любой зал. И вообще она любит эксперименты. Недавно освоила кастаньеты, чтобы был настоящий испанский колорит:

- С ними я раньше никогда не пела. А тут просто надела их правильно и стала отбивать ритм. А вообще я всегда была девушка танцующая. В нашем театре очень сильная балетная труппа. Режиссеры считали, что я могу работать с ними на равных. Семен Штейн, с которым много работала, говорил, что я танцевальная, пластичная. «Гайда - это суть оперетты». Разве можно после этого курить, выпивать или плевать на ежедневные тренировки?

«ВАША ЗАПИСКА»
(Муз. Н. Бродского, сл. П. Германа)

Точнее, письмо. Еще точнее - приглашение ее мужа Юрия Бастрикова на работу в Белорусский театр оперы и балета.

Он написал: «Минск - потрясающий город. Здесь цветут каштаны. У нас на Урале их нет. В магазинах все есть. Полный коммунизм». С ним, королевским баритоном, она ехала в Беларусь, как приложение к мужу. Год поработала, и ее пригласили в только что созданную оперетту. Уже 47 лет она - неизменная солистка. Поет Сильву, Марицу, Джулию, Чаниту, Элизу Дулитл, Пенелопу, Роксану, Памеллу, Пепиту, герцогиню Мальборо, словом, весь классический репертуар. Особая тема - оперетты на белорусском языке.

- Я понимала, что освою язык, если буду находиться в белорусскоговорящей среде. Стала покупать и читать белорусские книги, ходить в театр имени Янки Купалы. Композитор Юрий Семеняко написал для нас пять оперетт, и во всех я играла. Любимой была «Павлинка», музыку которой он посвятил мне.

«СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ»
(Муз. О. Строка, сл. неизвестного автора)

Прежде актера делало популярным кино. Сейчас - телевидение и реклама. Наталья Гайда на экране не мелькает, хотя известностью не обделена. Почему?

- Только однажды, давно, еще в Свердловске снималась в телепроекте, и все мне активно не нравилось. Не полюбила я себя на экране. А возможно, дело в другом. Зритель сейчас устает от жизни и приходит театр, чтобы попасть в другую гармоничную реальность. Ему хочется позитива. И театр должен быть энергетически полезен людям. Делать это непросто. Очень затратно. Искусство нашего музыкального театра радостное, легкое, часто комедийное. Я очень работоспособная и предана своему театру. Люблю репетировать, потому что можно пробовать что-то преодолеть, испытать полную свободу. Не надо отвлекаться. Даже ради денег.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
(Муз. Б. Мокроусова, сл. М. Лисянского)

Многие годы публика шла в Музыкальный театр исключительно на Гайду. Знаковая фигура. Очень известная во всей Беларуси. С 2012-го
в театре даже проходил фестиваль «Наталия Гайда приглашает». Три года его устраивали в Минске, приезжало много артистов из России: из Иркутска, Красноярска, Петрозаводска, Екатеринбурга. Фактически это были большие обменные гастроли.

- Я очень горжусь, что руководство театра использовало мое имя для налаживания культурных связей. По финансовым причинам этот проект остановился, но верю, что он возродится. А пока все еще активно занята в репертуаре и продолжаю свою концертную деятельность. До осени далеко. Работа в радость. Желание трудиться есть. Все еще, как в молодости, хочется радоваться жизни и петь про «частицу черта» - как в «Сильве».

Справка «СВ»

Наталья Гайда родилась 1 мая 1939 года в Свердловске. Окончила вокальное отделение Уральской консерватории имени Мусоргского. Уже студенткой четвертого курса начала появляться на сцене Свердловского театра оперы и балета. С 1970 года - солистка Белорусского государственного академического музыкального театра. В творческом репертуаре более сорока ведущих партий в опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Народная артистка Белорусской ССР.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также