САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак: А вы знаете, что самые популярные книги для подростков - о суициде?

На 18-й московской книжной ярмарке Non/fiction детские авторы из Минска презентовали новую книгу «Пока я на краю». И рассказали «СВ», почему нужно говорить с ребятами на «запретные» темы

Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский вместе учились на физфаке БГУ, играли в КВН и дружили семьями. А в 2004 году решили вместе писать книги. Фото из личного архива

НАДО ДАВАТЬ НАДЕЖДУ

- Два года назад вышла ваша книга «Охота на Василиска» - о спайсах. «Пока я на краю» - о подростковом суициде. Почему вас так интересуют совсем не детские темы?

Пастернак: - Идея написать «Охоту на Василиска» возникла после родительского собрания в школе старшей дочери. Учителя активно обсуждали популярность спайсов среди тинейджеров. И у меня случилась мамская истерика - ведь и мой ребенок в опасности. Решила разобраться в проблеме и наткнулась на статью в интернете о девочке, которая попала в реанимацию, после того как ей в спайс подсыпали крысиный яд. Эту историю и взяли за основу повести.

«Пока я на краю» написали после анализа рынка. Прочитала самые популярные подростковые книги. Из двадцати историй семнадцать - о самоубийствах!

Жвалевский: - Большая часть книг для подростков связана с темой смерти. Вспомните хотя бы «Страдания юного Вертера» Гете или «Бедную Лизу» Карамзина.

Написали полкниги, когда грянули материалы в известных СМИ о том, как в соцсетях подталкивают подростков к суициду. Фактически в книге мы предугадали реальные события. На следующий день после выхода «Пока я на краю» произошла чудовищная история с подростками из Пскова, устроившими самоубийство онлайн...

Пастернак: - Народ стал требовать закрыть соцсети, как опасные для подростков. Бояться интернета не стоит. «Проблемные» дети, у которых нет друзей, всегда могут с помощью сайтов найти, с кем пообщаться, и не чувствовать себя одинокими. Просто нужно поговорить с ребенком, учить правилам безопасности в Сети.

- Родители, наоборот, боятся говорить на подобные темы.

Пастернак: - К сожалению. Как-то позвали нас в седьмой класс очень хорошей московской гимназии. Нас предупредили: «Не говорите про спайсы - наши дети даже слова такого не знают». Но от ребят вопросы как раз про это посыпались. Одна девочка призналась: «У меня подруга умерла от спайсов». Дети знают больше, чем родители!

- Хеппи-энд для подростковых книг важен?

Жвалевский: - Нужно, чтобы финал давал надежду. Даже если герой погибает, автор должен убедить читателя, что смерть не напрасна и впереди что-то хорошее. У подростков эндорфины, гормоны радости, вырабатываются плохо - поэтому нельзя загонять их в депрессию. Детям до десяти лет нужен хеппи-энд в чистом виде.

РЕБЕНОЧЕК-КОТЕНОЧЕК ПРЕВРАТИЛСЯ В ЖЕНЩИНУ

- Вы как-то сказали: чтобы писать для детей, нужно дозреть. В чем сложность?

Жвалевский: - Это была провокация в ответ на чье-то заявление: «Ничего, когда-нибудь вы дорастете до взрослых книг».

Пастернак: - Есть стереотип, что литература для детей - второсортная, что для маленьких читателей пишут не самые талантливые авторы. Но, дорогие «взрослые» писатели, кто бы вас читал, если бы не мы? Ведь любой человек начинает с Чуковского и Маршака, а потом взрослеет и переходит к серьезной литературе.

- Сколько у вас детей на двоих?

Пастернак: - Пятеро - трое у Андрея и двое у меня.

- Дети дают советы, о чем и как писать?

Пастернак: - Читают каждую книгу, делятся впечатлениями. Но класса до восьмого дети не могут ничего посоветовать. Разве что сказать, нравится - не нравится.

- Книги помогают найти язык с собственными детьми?

Пастернак: - Повесть «52 февраля» о подростках и родителях стала моей психотерапевтической книжкой. Когда начинали писать, дочке исполнилось пятнадцать, и я была в каком-то раздрае. Был у тебя ребеночек-котеночек. А потом обнимаешь его и обнаруживаешь, что у ребеночка-то уже вполне женственная фигура. Признать в собственной дочери взрослую женщину очень тяжело. Помогла книга.

Жвалевский: - Мужчинам еще сложнее. Моей старшей дочери 25 лет, она замужем. К мужу хорошо отношусь, но все равно ревную и при встрече мысленно заряжаю дробовик!

Писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак: А вы знаете, что самые популярные книги для подростков - о суициде?

О ЧЕМ КНИГА

Героине «Пока я на краю» - шестнадцать лет. Девушка находится в депрессии, и единственная отдушина - стихи, которые она выкладывает «Вконтакте» под псевдонимом КапляМрака. По этим стихам ее вычисляет компания и принимается манипулировать, толкая на самоубийство...


ФАМИЛИЯ


«Всю жизнь мечтала взять псевдоним»

- Фамилия Пастернак - настоящая?

- Да, но никакого отношения к Борису Леонидовичу не имею. Эта фамилия распространена в западной части Украины и Беларуси. Раньше хотела взять псевдоним: Пастернак в литературе уже есть, зачем еще один? Но директор издательства, покрутив у виска пальцем, отговорила: «Даже не вздумай!»

Много веселых случаев связано с фамилией. На встречах с читателями всегда находятся те, кто думает, что к ним автор «Доктора Живаго» приехал. А на каком-то библиотечном портале была новость: «Недавно у нас в гостях были Андрей Валентинович Жвалевский и Евгений Борисович Пастернак». Рядом - фотография сына знаменитого писателя. Да, он действительно Евгений Борисович, но… скончался четыре года назад.

ДОСЬЕ «СВ»

Андрей Жвалевский родился в 1967 году в Гродно, Евгения Пастернак - в 1972 году в Минске. Учились на одном курсе физического факультета БГУ. Одна из первых громких книг Жвалевского - цикл «Порри Гаттер». Пастернак дебютировала в литературе с ироничным самоучителем «Компьютер для женщин». Больше десяти лет работают в соавторстве. Среди самых известных произведений: «М+Ж», «Правдивая история Деда Мороза», «Время всегда хорошее», «Охота на Василиска».


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


Как уберечь ребенка от онлайн-угроз и наркотиков, отвечает психолог, специалист Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи» Анна Дандуджян:

- В соцсетях группа риска - это не только подростки, но и дети в возрасте до десяти лет: школьники младших классов. В отличие от тинейджеров они еще не обладают критичностью мышления и не в состоянии адекватно оценивать информацию. Другой вопрос, что немалая часть детских и подростковых самоубийств происходит вполне осознанно, по воле ребенка, а не потому, что им кто-то манипулирует.

Как только взрослые начинают что-то детям запрещать, особенно в эмоциональном плане, они волей-неволей на этом фокусируются. Ограничивать доступ в интернет бесполезно и неправильно - это неотъемлемая часть жизни любого человека, в том числе и подростка. Тем более ребенок всегда может узнать любую информацию от одноклассников, на улице, из телевизора... Поэтому лучший совет родителям: не замалчивать, разговаривать с ребенком об угрозе, но при этом не слишком акцентировать его внимание, не «промывать мозги». Самое главное, что надо донести: «Если ты вдруг окажешься в опасности, мама с папой выслушают и помогут».

Если подозреваете, что с ребенком уже происходит что-то неладное, нужно попытаться поговорить с ним, но никак не оценивать его поведение. Еще лучше - позаботиться, чтобы у подростка была альтернатива в лице другого взрослого: учитель в школе, родственник, соседка - любой человек, с которым он ладит и к чьему мнению прислушается. Ведь большинство подростковых проблем - от отсутствия взаимопонимания с родителями. Хотя отношения не портятся внезапно. Переходный возраст лишь обостряет давние конфликты. Попытка насильно наладить контакт с ребенком, который и так находится в кризисе, скорее всего, ни к чему не приведет. Лучше переждать момент, попросив помощи у авторитетного взрослого, который может стать для тинейджера старшим товарищем.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Гайдукевич: цинизм властей в отношении детей зашкаливает
  2. В Москве открылся экспертно-медийный форум «Союзное государство. Научный прорыв»
  3. Лавров заявил, что обсуждения легитимности правления Зеленского скоро может не потребоваться
  4. Ещё один гражданин Беларуси, пострадавший при теракте в «Крокусе», умер
  5. Силы ПВО ликвидировали 15 снарядов РСЗО Vampire над Белгородской областью
  6. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  7. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  8. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  9. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  10. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  11. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  12. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  13. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  14. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  15. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также