САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Зельфира Трегулова: Музей – уже не царство старушек с пучком на голове

Гендиректор Третьяковской галереи - о том, как в 90-х впервые оказалась в Минске, чему россиянам стоит поучиться у белорусов и что планирует делать через 10 лет.

Гендиректор Третьяковки показывает экспозицию министру культуры России Владимиру Мединскому. ФОТО: Михаил Фролов.

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси. Рабочая поездка началась в Минске - с визита в Национальный художественный музей. Еще два дня Трегулова провела в Могилеве: возглавляла жюри форума «Музеи Беларуси» и открыла выставку живописи XIX - XX веков в Музее Масленникова. Здесь же, в Могилеве, мы с ней и поговорили.

ГОРОД С ВЫСОТЫ

- Зельфира Исмаиловна, вы в Беларуси впервые?

- Ну, как сказать. Была в Минске два дня в 90-х. Но эту поездку можно не считать - я тогда страну толком и не увидела. Приезжала с профессором университета Хайфы - заниматься изучением творчества Иегуды Пэна (витебский живописец, учитель Марка Шагала. - Ред.).

На дворе стояла Перестройка. И я была озабочена одним вопросом: как этого профессора прокормить. К моему ужасу, он оказался вегетарианцем. А свежих овощей тогда было не достать.

- Но на этот раз успели прогуляться по Минску или Могилеву?

- Времени было не очень много. Но удалось посмотреть знаменитую могилевскую ратушу, которая и несколько раз горела, и в годы Великой Отечественной войны сильно пострадала. А в 1950-х была взорвана. Замечательно, что ее все-таки восстановили. Поднялась на башню, посмотрела на город с высоты - непередаваемые ощущения.

- Вы человек искушенный. Музейный форум в Могилеве какое впечатление произвел?

- Самое главное в таких мероприятиях - атмосфера. Люди общаются, обмениваются опытом, у них рождаются новые идеи.

Приятно удивило, что участвует огромное количество учреждений. И чуть ли не у каждого стенда - неравнодушные, заинтересованные молодые специалисты. Музейный мир меняется, перестает быть царством старушек с пучком. В профессию приходят юноши и девушки, которые прекрасно понимают: здесь много не заработаешь. Зарплаты музейных сотрудников во всем мире не очень высоки. Но этим ребятам важно заниматься искусством, реализовывать свои проекты.

- В России ведь тоже много музейных форумов. Есть разница?

- Российские музейщики стали более жесткими, требовательными к себе и коллегам. С одной стороны, это правильно. Но в то же время мы утратили некую живость, эмоциональность, которую как раз почувствовала на могилевском форуме.

Культура из небытия

- Чему еще российским музеям стоит поучиться у белорусских коллег?

- Меня очень впечатлил Национальный художественный музей. Вот у гендиректора Владимира Прокопцова точно стоит поучиться - умению выстраивать отношения, в том числе и с представителями власти. Объяснять свою позицию, настаивать на своем.

Каждый из белорусских музеев - маленький он или большой - работает над восстановлением той памяти, которая годами разрушалась. Разрыв с прошлым здесь гораздо более ощутимый, нежели в России. В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в Беларуси были утрачены почти все художественные ценности. Музеи создавались из небытия, включая Национальный художественный. Стоит поучиться тому, как белорусы относятся к своему прошлому, как гордятся страной, как стремятся восстановить историю территорий. И, самое главное, делают все, чтобы новое поколение тоже было этим увлечено.

- Тема прошедшего форума - «Музеи в новой креативной экономике». Как думаете, лет через десять какие вопросы будут волновать ваших коллег?

- Ну, креативная экономика будет актуальна и через десять лет. В этом абсолютно уверена. Мне, кстати, очень понравился девиз форума: «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Может, представленные проекты не очень ему соответствовали. Но девиз отражает ту мысль, которая мне близка.

А на ваш вопрос ответить, наверное, не смогу. Вообще лет через десять вряд ли буду директором музея (смеется - ред.). Скорее всего, займусь собственными проектами.


ДОСЬЕ «СВ»


Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге (Латвия). В 1977 году окончила истфак МГУ. В 1981 году - аспирантуру. Работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении имени Вучетича. Была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля, гендиректором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Осуществила ряд кураторских проектов в США, Германии, Великобритании, Италии.

С февраля 2015 года - генеральный директор Третьяковской галереи.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Подмосковье спасли из рабства белорусов, которых принуждали к попрошайничеству
  2. Задержанных за расправу российских военных передали военной полиции
  3. Власти Беларуси опубликовали военную доктрину, которую накануне утвердило Всебелорусское народное собрание
  4. В Волгоградской области задержали членов нацистской группировки, готовивших теракт
  5. Путин пообещал навести порядок в новых регионах
  6. Путину предложили транслировать его речи на уличных билбордах
  7. Путин анонсировал предстоящий визит в Китай
  8. Путин дал ряд поручений по развитию юга и Приазовья
  9. Военных задержали за тройное убийство в зоне СВО
  10. США сняли отдельные экспортные ограничения с России и Беларуси
  11. Путин заявил, что «принцип талиона» не всегда выгоден для России
  12. Путин поддержал идею создания координационного совета для выхода российского бизнеса на новые рынки
  13. В Литве призвали помочь Киеву вернуть мужчин призывного возраста
  14. Путин: Тенденции по инфляции в России положительные
  15. Путин: Изъятие бизнеса оправданно только в той ситуации, о которой было только что мною сказано

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Состоялся второй день заседания ВНС

Глава государства Александр Лукашенко оценил обстановку в мире и ближайших странах

МНЕНИЯ

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также