САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Мир искусства Льва Бакста

В рамках юбилейного года «СВ» вспоминает основные вехи творчества знаменитого мастера

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Льва Бакста – художника белорусского происхождения, чье имя одинаково известно и на родине, и за рубежом.

Зимой в Национальном художественном музее Беларуси прошла выставка «Время и творчество Льва Бакста». В марте аналогичная экспозиция открылась в Русском музее Петербурга. Москва присоединилась к празднованию в начале июня – около 250 работ выдающегося художника привезли со всего мира в ГМИИ имени Пушкина.

«Мирискусники»

Неизвестно, стал бы Бакст всемирно известным живописцем, если бы в юношеские годы не познакомился с художником Александром Бенуа, который ввел его в кружок «Мир искусства» – самого громкого творческого объединения Петербурга конца 1890-х - начала 1900-х годов. Участниками «Мира искусства» была прогрессивная молодежь, увлеченная живописью, театром, музыкой, литературой и философией.

Среди них оказался и будущий антрепренер Сергей Дягилев, который впоследствии привлек Бакста к работе над «Русскими сезонами».

В знаменитом журнале «Мир искусства», появление которого стало результатом заседаний «невских пиквикианцев», Бакст возглавил художественный отдел: создавал иллюстрации, придумывал оригинальное шрифтовое оформление. В итоге журнал об искусстве и сам оказался произведением искусства. Каждый материал сопровождался рисунками, орнаментами, виньетками, чаще всего, навеянными античной культурой, к которой Бакст, как и многие другие художники, был неравнодушен. Такое внимание к иллюстративному материалу было несвойственно изданиям конца XIX века, поэтому «мирискусников» с полным правом можно назвать первопроходцами в русском полиграфическом дизайне.

Мир искусства Льва Бакста

Обложка журнала «Мир искусства» (1902)

Мастер социальных «масок»

О Баксте как о талантливом портретисте заговорили после первой выставки «Мира искусства», где он представил портрет Александра Бенуа, сидящего в кожаном кресле и увлеченного чтением. Позади художника, на шкафу, Бакст «поместил» предметы, которые точнее всего характеризуют личность его товарища: папку с рисунками и старинный портрет Императрицы Елизаветы Петровны в золотой раме (Бенуа увлекался XVIII веком). Эта картина оказалась наиболее удачным изображением художника. Спокойный, слегка отрешенный, взгляд, помятый костюм, небрежно причесанные волосы – таким Бенуа и запомнился современникам.

Приблизительно в то же время Бакст написал «Портрет С. П. Дягилева с няней», который считается едва ли не вершиной творчества художника в этом жанре. На картине Бакст противопоставил два возраста: энергичную молодость, воплощенную в нетерпеливой позе Дягилева, и спокойную, покорную старость, олицетворением которой стала няня, один из самых близких людей в жизни антрепренера.

Создавая портеры, Бакст не стремился к психологичности – его волновала не столько душа, сколько социальная «маска» героя картины. Позже, переключившись на работу в театре, Бакст почти перестал писать портреты.

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906)

Проснуться знаменитым в Париже

И в России, и за рубежом Бакста знают, в первую очередь, как театрального художника дягилевских «Русских сезонов» – грандиозных зарубежных гастролей артистов балета и оперы в Париже, Лондоне и других городах. Придумывать декорации и костюмы Бакст начал еще в Петербурге, время от времени сотрудничал с Императорскими театрами. Но для консервативной казенной сцены его идеи были слишком передовыми – до конца XIX века художественному оформлению спектаклей не придавалось особого значения. В балетах «Русских сезонов» Баксту удалось переломить ситуацию: декорация не только перестала быть второстепенным элементом, но и подчинила себе все остальные части постановки.

В Париже художник проснулся знаменитым, а спустя несколько лет даже удостоился ордена Почетного легиона. Рукоплескали Баксту и в других странах, куда приезжала с гастролями антреприза Дягилева. Оформив балеты «Клеопатра» и «Шехерезада», он открыл европейскому зрителю искусство Востока, которым увлекался долгие годы.

Еще одной важной темой в творчестве Бакста оставалась Древняя Греция. Свои впечатления от знакомства с культурой этой страны художник воплотил в балетах «Послеполуденный отдых фавна», «Орфей», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя».

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехерезада» (1910)

Мода как творчество

Балетные спектакли «Русских сезонов» оказали влияние не только на театральный мир, но и на модную индустрию 1910-х годов: дамы высшего света поголовно облачались в восточные одежды, а ателье в срочном порядке закупали километры шелка, забрасывая Бакста предложениями о сотрудничестве.

На одно из них – от известного Ателье Жанны Пакен – художник ответил согласием и создал коллекцию вечерней и дневной одежды для парижских модниц. При этом многие коллеги Бакста с неодобрением относились к этой затее – в творческой среде дизайн одежды считался занятием недостойным. Но художника прельщали не деньги и слава: для него создание повседневных нарядов было таким же творчеством, как и работа в театре. Более того, отсутствие литературно-исторического контекста давало ему бóльшую возможность экспериментировать со стилями, цветами и тканями.

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст. Женский костюм – шелк, ламе, металлизированное кружево, отделка букетами из искусственных цветов (1921)

Литература и ностальгия

Мало кому известно, что Бакст занимался еще и литературным творчеством. Ему принадлежат многочисленные статьи и эссе об искусстве, балетные либретто и несколько художественных произведений. В 1907 году живописец исполнил свою давнюю мечту и отправился в Грецию вместе со своим ближайшим другом Валентином Серовым. За месяц исколесив Элладу вдоль и поперек, Бакст вернулся домой с серией очерков «Серов и я в Греции», которые высоко оценили его друзья и знакомые. Иван Бунин, например, отмечал, что это «чудесная книга, где все видишь, все обоняешь, все осязаешь…».

Незадолго до смерти художник написал еще одно произведение. Несмотря на востребованную и сытую жизнь за границей, Бакст часто тосковал по родине. Воспоминания о юношеских годах вылились в автобиографический роман «Жестокая первая любовь», который был напечатан в Париже незадолго до его смерти.

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст. Путевые заметки «Серов и я в Греции» (1923)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Северск перешёл под контроль российских войск: Путину доложили о ситуации в ДНР
  2. Ввоз подержанных автомобилей из Беларуси в Россию резко вырос в ноябре
  3. В Национальной библиотеке открылась выставка о Союзном государстве Беларуси и России
  4. Владимир Путин: Пенсии должны расти темпами не ниже инфляции, семьи с детьми получат новую налоговую выплату
  5. Глава СК РФ: последствия ударов Украины оцениваются в сотни миллиардов рублей
  6. Владимир Путин обсудил с Зорькиным роль Конституции и политизацию европейского правосудия
  7. Белорусские хоккеисты стартуют на Кубке Первого канала в Новосибирске
  8. Владимирская область укрепляет экономические связи с Беларусью: рост торговли почти на 20%
  9. Белорусские фабрики увеличили выпуск сладких наборов к Новому году
  10. Трамп: На Украине процветает массовое злоупотребление властью
  11. Беларусь наращивает выпуск уникальных биопрепаратов для сельского хозяйства и экспорта в Россию
  12. Беларусь готовит иски за ущерб, нанесённый в годы Великой Отечественной войны
  13. В Минске 15 декабря зажгут главную новогоднюю ёлку Беларуси
  14. Александр Лукашенко встретился с главой Следственного комитета России Александром Бастрыкиным в Минске
  15. Премьер-министр Беларуси Александр Турчин отправился с рабочим визитом в Москву

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Спецоперация: «Мясник» мечтает о мире

Главком ВСУ признал, что о победе над Россией уже и не мечтает

МНЕНИЯ

Пять признаков того, что Украина — террористическое государство

Олег Зинченко

Странно, что этого еще не увидели граждане стран Евросоюза.

Вот кто-то с горочки спустился

Анатолий Заусайлов

Лыжники и фристайлисты из России и Беларуси получили нейтральный статус для участия в международных соревнованиях

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также