САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

Игры с ведьмами и судьбами

Театральный форум в Могилеве ярко показал, какую пищу для ума дает «заезженная» классика, опрокинутая в наше время с его жесткой деловой хваткой

Бедный Йорик! В интерпретации молодых артистов классику порой не узнать. Фото: БЕЛТА

20 спектаклей из 9 стран засвидетельствовали, что классика и даже хрестоматийные произведения школьной программы имеют современный смысл и волнуют сегодня.

Театральный форум-2016 позиционирует себя как весенний (всегда в последнюю неделю марта), молодежный (о молодых и для молодых), международный (широкая география), могилевский (рожденный в городе с богатой историей), контактный (согласованный в действиях). Все вместе называется «M.@rt.кoнтакт».

Рука Москвы

Доля российских спектаклей всегда велика. Кроме обязательных Москвы и Санкт-Петербурга здесь побывали Николай Коляда из Екатеринбурга, лучшие работы из Перми, Челябинска, Нижнего Новгорода, Брянска и других городов. В этот раз помимо трех московских и двух питерских театров на форум добрался коллектив из Ростова-на-Дону. Что касается драматургии, всегда лидируют российские авторы. Сейчас это Островский, дважды Горький, дважды Гоголь, а также Чехов, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Леонид Зорин и современные Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Юрий Клавдиев, Алексей Слаповский. Театральные версии этих авторов играли белорусы, поляки, украинцы, армяне, болгары. Всегда это было неожиданно и достаточно современно, что очень важно для концепции фестиваля. Эксперты подбирают такое, что не заскучаешь.

Показательным оказался обладатель «Золотой маски», спектакль «Жизнь за царя», привезенный из Санкт-Петербурга. Его играли в пространстве этнографического музея Могилева, где все дышит историей и подлинностью документов. Иногда смешное и наивное рождает трагический вывод о повторяемости времени и наших ошибок. Спектакль основан на мемуарах революционеров Андрея Желябова, Софьи Перовской, Веры Засулич, писателей Льва Толстого и Федора Достоевского. Поставил его режиссер Джулиано Ди Капуа, который успешно работал в России, Литве и основал в Санкт-Петербурге свой театр, где предлагает вниманию зрителей необычный международный репертуар.

Новым для фестиваля был «Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда, тоже обладатель «Золотой маски». Его «Васса» - первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова» - оказался спектаклем тотальным, радикальным, агрессивным, опрокинутым в наше время с его жесткой деловой хваткой.

Ближнее зарубежье

Шоковую терапию «Ведогонь-театра» словно продолжил варшавский театр «Малабар-отель» булгаковским «Мастером и Маргаритой». Актеры вызывали духов романа, много рассуждали о потустороннем мире, используя пластику и кукол. Приехавшая из Чернигова «Варшавская мелодия» подхватила игру с формой. Оба произведения в театре - давно отыгранные, но явившиеся с новым смыслом и новыми яркими приемами.

Болгарская актриса Нина Димитрова хорошо известна в Могилеве. Смешно и трагично она играет гоголевскую «Шинель», хотя до этого привозила со своим постоянным партнером по театру «Кредо» Василом Василевым-Зуеком и другие дуэтные спектакли. В своем интервью Нина сказала:

- Мы играли на 9 языках и участвовали в 150 фестивалях, используя элементы клоунады, комедии дель арте, кукольного театра и пантомимы. Можем играть и вообще без слов, потому что наше искусство всем понятно. Имеем престижную награду за популяризацию болгарского театра в мире.

Театр для детей «Зеленый соус» создала в немецком Франкфурте-на-Майне молодой режиссер Екатерина Аверкова, столь любимая в Беларуси. Она успела два года поработать главным режиссером Могилевского драмтеатра. Сейчас ставит спектакли по всей Европе. Легкую веселую фантазию для детской аудитории - спектакль «Три раза король» - играют взрослые артисты в клоунской импровизации и с погружением в мир ребячьих игр.

Театральная молодежь из литовской Клайпеды вволю повеселилась, попела и потанцевала, рассказывая «Истории ботинок» под руководством своего педагога и режиссера Валентинаса Масальскиса.

Мастер-класс Григория Козлова

Питерцы начинали фестиваль. «Мастерская» Григория Козлова выросла из мечты о своем, ни на кого не похожем театре. Выпускники актерско-режиссерского курса СПбГАТИ много лет не расстаются со своим педагогом, который умеет открывать индивидуальности, переводить мысль в пластический рисунок и создавать актерский ансамбль. А играли-то вчерашние студенты «певца купеческого быта» Александра Островского - его пьесу «Женитьба Бальзаминова». Немолодой по возрасту, но молодой по мировоззрению режиссер и учитель Григорий Козлов придумал спектакль радостный, чистый, вдохновляющий, с глубоким уважением к личности человека.

Думаю, что в России умеют работать по принципам русского психологического театра два режиссера-мастера: московский, увы, ушедший Петр Фоменко и ныне здравствующий питерский Григорий Козлов. Причем оба известны своей особой педагогической системой, в которой учитель - творческий Бог, но не деспот, не тиран. Находясь в Могилеве, Козлов поработал со своими актерами в фойе театра для всех желающих. Это были крохотные уроки его уникальной лаборатории.

Наши заявили о себе

Игорь Казаков заставил кукол играть горьковскую пьесу «На дне» и привел всех в состояние шока. Эстафету подхватил Евгений Корняг, придумав пьесу и спектакль «Интервью с ведьмами». Нежную историю любви «Иллюзии» рассказала со своими друзьями Татьяна Троянович. И завершил белорусскую программу мастер Могилевского драматического театра, режиссер Саулюс Варнас. Пересказать его уникальный эстетический спектакль «В маленькой усадьбе» невозможно.

Фестиваль предоставил случай познакомиться с двумя полярными системами развития современного театра: психологическим и радикальным. Каждый имеет право на жизнь. Чаще всего молодежь приветствует абсурдистские радикальные формы. Зрелое поколение тоскует по тонким кружевам человеческих взаимоотношений. Кто прав? Покажет время.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ушла из жизни Валентина Талызина, легенда советского и российского кинематографа
  2. Вячеслав Володин: Мир развивается. Россия дружит и сотрудничает с теми, кто хочет идти вперед и готов к этому
  3. Владимир Путин: Россия не исключает взятие Сум, но задачи такой нет
  4. Владимир Путин предупредил о катастрофическом для Украины ответе на «грязную бомбу»
  5. Владимир Путин: В России сократился уровень бедности до рекордно низких показателей
  6. Россия и Беларусь расширяют пропускную способность пункта «Красная горка»
  7. Союзное государство реализовало более 60 научно-технических программ
  8. Госсекретарь Совета безопасности Беларуси подтвердил планы разместить «Орешник» в стране до конца года
  9. В Совбезе сообщили о кибератаках на критическую инфраструктуру России
  10. Владимир Путин: Россия с тревогой следит за эскалацией ситуации на Ближнем Востоке
  11. Беларусь и Тверская область согласовали направления сотрудничества на ПМЭФ
  12. Первый зарубежный визит Владимира Путина в этом году — в Минск
  13. Вячеслав Володин: Сегодня мир переживает процесс трансформации
  14. В Минске показывают документальный фильм России и Беларуси о героизме
  15. Беларусь и Россия развивают сотрудничество в энергетике

Парламентское Собрание

«Недопустимо топтаться на могилах предков»

По инициативе Владимира Путина создана новая Комиссия ПС по сохранению и защите исторической памяти.

Политика

Александр Карелин: На ПМЭФ-2025 белорусы найдут варианты взаимовыгодного сотрудничества, расширят контакты

Член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности и обороне принял участие в мероприятиях Петербургского международного экономического форума

МНЕНИЯ

На Украине появится зеленюгенд.

Михаил Васильев

Рада уже все делает для этого, но своих детей на бойню депутаты пошлют вряд ли. 

Одних расстреливали, другие пили пиво

Андрей Удальцов

Почва для исторической амнезии была заложена еще в середине сороковых

Повесть о настоящих французах

Кристина Воробьёва

85 лет назад мир узнал, кто такой Шарль де Голль

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также