САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Когда подвластны и «Синяя птица», и «Крылья холопа»

В Москве, в Доме кино открылась выставка художника Владимира Егорова «100 лет в кино»

На выставке представлены эскизы самых значительных работ Владимира Егорова. Проект, осуществленный при поддержке Академии им. Строганова, Минкульта, Союза кинематографистов, представили директор Музея кино Лариса Солоницына и ее заместитель Лариса Баженова. Критик Ирина Павлова заметила, что учителя говорили новатору – «Володя, от художников мира тебя отличает способность придумать нечто, что никому не приходило в голову». А один из преподавателей Строгановки заметил, что «по сочетанию дерзости, легкости и жестко выстроенной экспозиции Владимир Егоров – наследник всех своих знаменитых учителей – Родченко, Лисицкого и др.

Он первым ввел эскизирование в кино, говоря, что эскиз – это проект, и его эскиз – всегда четко выстроенная композиция, остановите любой кадр, вы убедитесь в этом. Сейчас, к сожалению, это почти ушло из кино. Вклад Егорова в развитие кинематографа переоценить невозможно, для студентов он был «Бог», его декорации к «Синей птице» по Метерлинку во МХАТ им.Горького до сих пор потрясают своей красотой, и похвала Валентина Серова – «Талантливых «строганщиков» много, но блестящий, солнечный и неподражаемый там один – Владимир Егоров» – не потеряла актуальности».

Когда подвластны и «Синяя птица», и «Крылья холопа»

Эскиз работы Владимира Егорова

Экскурсию по выставке провел для «СВ» ученик Владимира Егорова – профессор Академии им. Строганова Герман Черемушкин. Процитировав Маяковского – «Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме», профессор заявил, что строки имеют прямое отношение к его учителю, и нарисовал портрет необыкновенного человека, который пришел к студентам в сером костюме, галстуке и мятой шапочке. И поразил их своим необычным «солнечным» мышлением. Тем, кто плохо рисовал, он сразу указал на дверь и рассказал о своем знакомстве со Станиславским, для спектакля которого «Гамлет» делал эскизы в Лондоне. Рисовал дворцы и интерьеры с натуры и даже познакомился с королевой. Привез, расставил. Станиславский сказал – «Гениально», но «Гамлета» ставить не будем». Художник, не стесняясь, выплеснул все эмоции, и пути их с мэтром разошлись. Также не признавал он реализм скульптора Манизера, например, его памятник Ленину…

«Егоров пришел в кино, и открыл тайну раскадровки, - рассказал Герман Вячеславович. - Он сравнивал это с книгой, читая которую устремляемся своим умом все дальше и дальше, ожидая еще более острых событий. Он говорил студентам, как важна в кадре композиция – главное должно быть сильно выражено, а второстепенное – лишь помогать картинке, сюжету. Вот посмотрите на эскизы к фильму «Мы из Кронштадта» – какая мощь, потрясающее искусство, оно вызывает у зрителя слезы. Вспомните сцену расстрела людей с камнем на шее. По силе воздействия это выдающийся фильм, его можно поставить рядом с «Броненосцем Потемкиным».

– Расскажите, как Владимир Егоров передавал ученикам свои умения.

– Учителю важно не упустить момент, когда ум художника превращается в мышление, и он начинает выдавать свои вещи. Вот посмотрите, как у Владимира Евгеньевича нарисована эта дама – может, и руки, и талия неправильно изображены, но во всем этом есть образ, и этим образом он переносит вас во время, которое изображает. Художник иллюстрирует время. Возьмите Дейнеку – при одном упоминании имени в вашем воображении возникают небо, свобода, раскрепощенный человек. Также и у Егорова – вот дама в кринолине из «Дела Артамоновых», вот персонажи из «Иудушки Головлева», как здорово дана николаевская эпоха, вот эскизы к фильмам «Воздушный извозчик», «Дубровский». Художник как бы навязывает вам форму мышления, вы вникаете в смысл, вам нравится, и вы думаете – «Да я и сама так все представляла». А секрет в том, что художник пластически выразил свою мысль, и киношники будут снимать точно по его эскизам.

Вот эскизы к «Кутузову», «Суворову», «Стеньке Разину» - тема, которая никому так и далась. И Шукшин, и Высоцкий хотели играть Стеньку, ни у кого не вышло. А как трагичен его «Лермонтов»!.. «А вот - «Без вины виноватые» с Аллой Тарасовой – фильм, диалоги из которого знают наизусть зрители нескольких поколений. Вот какая сила была у Егорова. Он был мудрец, который далеко, мощно, сильно двинул наши изобразительные дела, отточив остроту взгляда на свое время.
Нина Катаева

Белорусский след

В 1926 году Владимир Егоров работал над фильмом белорусского режиссера Юрия Тарича «Крылья холопа».

Когда подвластны и «Синяя птица», и «Крылья холопа»

Кадр из кинофильма «Крылья холопа»

Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Тарич (1885-1967), уроженец Полоцка, - один из основоположников кинематографа Беларуси. Начинал актером в провинциальных театрах, с 1918 года – в столичных театрах, в 1920 году - один из руководителей Курсантского театра в Кремле. С 1923 года в кинематографе - сценарист, режиссёр. С середины 1920-х работал в Ленинграде, в том числе на находившейся там студии «Белгоскино». В 1926 году снял первый белорусский фильм «Лесная быль» (по повести М. Чарота), в этом же году – «Крылья холопа», сценарий написан совместно с В. Шкловским и К. Шильдкретом.

О чем фильм

Действие фильма «Крылья холопа» происходит в XVI веке, в период царствования Ивана Грозного. Мастер на все руки Никитка, крепостной богатого боярина Курлятева, много думая о вольных птицах, однажды все-таки взмыл в небо на самодельных крыльях. За общение с сатаной Никитка был схвачен опричниками, закован в кандалы и отправлен в приказ. Однако о мастере, который своими поделками удивлял мир, помнили всегда и время от времени приглашали его к царскому двору чинить сломавшиеся механизмы и потешать высоких господ. Но всякий раз Никитку вновь отправляли в темницу и готовили над ним новую казнь.
В ролях: Леонид Леонидов, Иван Клюквин, Сафият Аскарова, Владимир Корш-Саблин, Николай Прозоровский, Константин Ефимов, Василий Макаров, Татьяна Барышева
Производство: Совкино (1-я фабрика).
Среди фильмов Тарича: «Хабу» - по повести Вс. Иванова (сценарист), «Капитанская дочка» - по Пушкину, «Белорусские новеллы». В годы Великой Отечественной войны режиссер участвовал в создании «Боевых киносборников», в 1943-1945 годах возглавлял студию «Монголкино». Позже работал на «Союздетфильме», «Беларусьфильме» и Московской студии научно-популярных фильмов. Награждён орденами и медалями. В Полоцке ему установлен бюст.

Справка «СВ»

Народный художник РСФСР Владимир Евгеньевич Егоров (1878-1960) был одним из зачинателей русского декорационного искусства. По окончании Строгановского училища работал театральным художником в МХТ (1906-1911), в Малом театре, в Оперном театре С. И. Зимина. И сегодня, приводя детей на «Синюю птицу» в МХАТ им. Горького, вы погружаетесь в волшебный мир сценографа, его декорации перешагнули столетие. Художник занимался монументальной живописью и декоративно-прикладным искусством. С 1915 года активно работал в кино, участвовал в создании «Русской золотой серии». Известность Егорову принес фильм Мейерхольда «Портрет Дориана Грея», в «Царе Иване Грозном» Иванова-Гая (в главной роли Ф. И. Шаляпин) декорации и костюмы эстетически воздействовали на зрителя. Владимир Егоров поднял престиж и значение профессии декоратора.

После революции художник сотрудничал с такими режиссерами, как В. Гардин, Я.Протазанов, Г.Рошаль, И.Пырьев, М.Ромм, Ю. Райзман, В.Пудовкин. Его принципы - максимум выразительности за счет скупых средств, плакатная броскость детали, многозначная метафоричность - отразились в картинах «Барышня и хулиган», «Крылья холопа», «Мы из Кронштадта», «Суворов», «Дело Артамоновых», «Лермонтов», «Кутузов», «Воздушный извозчик», «Без вины виноватые» (Сталинская премия, 1946). В 1911-1917 годах и с 1945 года В.Е.Егоров преподавал в Строгановском училище.

Фото в начале страницы: из архива Музея Кино. Справа налево: Лариса Солоницына и Лариса Баженова

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минобороны Беларуси: Цели для комплекса «Орешник» Минск будет определять сам
  2. Вячеслав Володин: Вызовы Запада должны сплотить депутатов и сделать работу Госдумы эффективнее
  3. Александр Лукашенко: Странам, ответственным за геноцид белорусского народа, должен быть предъявлен счёт
  4. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  5. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  6. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  7. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  8. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы
  9. Беларусь и Россия определили приоритеты сотрудничества в рыбном хозяйстве на 2026 год
  10. Вифлеемский огонь из Минска отправится в предрождественское путешествие по храмам России
  11. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит ужесточение штрафов за навязывание платных услуг потребителям
  12. Россия и Беларусь перекрыли канал ввоза особо крупных партий гашиша из ЕС
  13. Дмитрий Песков об убийстве генерал-лейтенанта Сарварова: Спецслужбы сделают всё необходимое
  14. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  15. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также