САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Разве можно не влюбиться в Олесю с Полесья?

Народный артист России, номинант премии Союзного государства Олег Иванов - о своих песнях-хитах.

За свои песни для белорусских артистов («Олеся», Завалинка», «Глухариная заря», «Печки-лавочки», «У криницы», «Москва за нами!», «Родная деревня», «Город-городок») Олег Иванов выдвинут на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2015-2016 годы.
При этом композитор, коренной сибиряк, там, в Барнауле, получил первую профессию - врача, написал песню «Товарищ», сделавшую его знаменитым на весь Советский Союз.

В России  это имя стало популярным

- Олег Борисович, откуда эта тяга к белорусским мотивам?

- Началось все с песни «Олеся» в 1978 году. Я тогда жил в Новосибирске, а в Москву ездил показывать свои песни исполнителям, ходил на худсоветы, на радио и телевидение, на фирму «Мелодия»… Поэт Николай Зиновьев познакомил меня однажды с Анатолием Поперечным, и тот сразу сказал: «Олег, а у меня для вас есть песня». И карандашом на листе бумаги написал текст.
Слова были замечательные - о девушке из Полесья. Но в репертуаре «Песняров» уже была песня «Олеся» - другая, на музыку Игоря Лученко. «Это не страшно, - успокоил Поперечный. - У нас будет совершенно непохожая «Олеся» - купринская, и звучать она будет на русском языке».
Рассказ Куприна один из моих любимых, как и загадочный образ Олеси, воплощенный Мариной Влади в фильме «Колдунья». Все это так вдохновило меня, что, вернувшись в Новосибирск, я быстро написал песню.
И впервые показал ее нашим делегатам Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Мы собрались в конференц-зале гостиницы «Юность» в Москве, я сказал, что у меня новая песня «Девушка из Полесья». В зале захлопали: я испугался - песню-то еще не слышали. Но, оказалось, зааплодировали белорусские делегаты.
Когда начал петь, в зале стояла звенящая тишина, и когда закончил петь, было то же самое. Меня прошиб пот - провал, а оказалось, люди просто не могли отойти от эмоций, был невероятный успех. Потом я показывал песню на ТВ, не скрою, с тайной мыслью, что ее возьмут «Песняры», но мне сразу сказали, что даже для такого великого коллектива двух «Олесь» будет много.
И посоветовали: в Гомеле есть «Сябры», но у них нет яркой, запоминающейся песни. Я отправил в Гомель пленку. И через месяц прилетел на запись песни на Центральное телевидение. В студии играли вживую. Ребята запели, слушаю - вроде моя и в то же время не моя песня. Не ожидал, что так красиво можно было исполнить.
«Олеся» стала визитной карточкой ансамбля с первого исполнения. В Новосибирск стали приходить десятки писем. Помню трогательное письмо молодой женщины: у нее умерла дочь Олеся и песня помогала ей пережить трагедию.
Более того, в России стали называть девочек Олесями! А ведь раньше это имя встречалось в основном на Украине и в Беларуси. Благодаря ансамблю «Сябры» его солисту и руководителю, народному артисту Белоруссии Анатолию Ярмоленко, моему большому другу, на каждом концерте исполняющему «Олесю», песню знают и сегодняшние зрители.
Сразу после «Олеси» я написал «Глухариную зарю» на слова Анатолия Поперечного. Потом «Родную деревню», «Лесную колдунью», «Белое облако» на стихи Роберта Рождественского... «У криницы», «Завалинка», «Печки -лавочки», как мне кажется, несут явный сибирский дух. Но «Сябры» исполняли мои песни абсолютно по-белорусски, самобытно, более мягко. Замечательное ансамблевое пение «Сябров» идет от традиций «Песняров», от Владимира Мулявина.

- Кстати, «Песняров» в совет­ские годы  многие  называли нашим «Битлз»?

- Десятки песен, гениально обработанных Мулявиным, стали неотъемлемой частью нашей общеславянской жизни. В них живет певучая белорусская природа, мягкий нрав гостеприимных людей, умеющих ценить талант других. 
   До «Сябров» я сотрудничал с «Верасами», несколько моих песен исполняли «Песняры» - «Печеная картошка», «30 тысяч дней», «Запах полыни». А после «Олеси», конечно, я стал часто бывать в Беларуси, мы подружились с Анатолием Ярмоленко и настолько хорошо понимаем друг друга, что порой и слов не требуется.
А помните мою песню «Горлица» на стихи Семена Кирсанова, которую исполняет ансамбль «Самоцветы», она звучит в фильме Шукшина «Печки-лавочки»: «Как из клетки горлица, душенька-душа, из веселой горницы ты куда ушла?..»
На 1-м курсе Новосибирской консерватории, когда мы проходили фольклор народов СССР, я вдруг обнаружил белорусскую народную песню с мелодией, в которой оказались шесть первых нот из моей «Горлицы». Откуда это взялось, я не знал эту песню?! Написал «Горлицу», будучи студентом Барнаульского мединститута. Это означает, что где-то в подсознании, в крови моей коренится и белорусская песенность.

- Родственников в Беларуси у вас нет?

- По матери я украинец, по отцу - русский. Прадед был оседлым цыганом.

А почему это неформат?

- А вам нравится, что сегодня поют наши артисты?

- Я много езжу по стране, на фестивалях и конкурсах много слышу. Поверьте, это прекрасные песни, но для радио и ТВ это неформат. Под это клише подпадают многие песни патриотического и лирико-гражданского звучания, в дни праздников в лучшем случае исполняют известные старые песни. Такое же отношение к фольклору, и не только русскому. Эти песни тоже, как правило, неформат.
Тенденция началась в конце 60-х, когда на «Голубые огоньки» все реже стали приглашать государственные хоры, а в 70-х совсем убрали их из эфира. Меньше стало Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Валентины Толкуновой - сколько слез было ими пролито по этому поводу!.. И к чему в результате пришли? К Евровидению, где выступает огромное количество участников из разных стран, и только двое-трое поют на родных языках. Остальные на английском, и впечатление такое, как будто один композитор написал все эти песни и в одной студии их записали.
И причину, мне кажется, нужно искать в самих себе, потому что одной из характерных черт русского интеллигента можно назвать стремление к подражанию Западу, что идет еще из XIX столетия. А если говорить о песенном искусстве 90-х годов, налицо явное подражательство мелодике американской попсы. На мелодию накладываются русские слова, и выпускается продукт, который никому не интересен, потому что вторичен, в нем нет национальных корней.
В Беларуси на радио введена квота на белорусских исполнителей, за это сейчас бьются и у нас. Петь нужно на родном языке и продолжать наши традиции. Но это не значит, что мы должны быть в изоляции, что не должны звучать другие песни.

- В чем лично для вас заключается смысл Союзного государства?

- Как я могу относиться к родным братьям по жизни? Я счастлив быть с ними вместе. Без белорусских исполнителей не представляю своей жизни. Кроме «Сябров» мои песни поют и Дима Колдун («Любить друг друга» на слова Роберта Рождественского), и Александр Тиханович с Ядвигой Поплавской («Город-городок»). Уже очень много замечательного сделано в Союзном государстве - ездим туда-обратно со своими внутренними паспортами, можем учиться в вузах друг друга, отдыхать, лечиться. Российские кинематографисты постоянно снимают на «Беларусьфильме», контактов становится все больше.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также