САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Вера ДЕМИДОВА

«Иван Грозный» родился в эвакуации

В рамках XV Фестиваля искусств «Черешневый лес» в московском Институте русского реалистического искусства открылась выставка «Искусство в эвакуации»

На стендах, в частности, можно увидеть экспонаты Музея кино. Цель экспозиции, посвященной 70-летию Великой Победы, – показать, как в годы войны сохранялось культурное наследие и даже наблюдался расцвет художественной жизни. Именно тогда, вдали от Москвы и фронта была написана великая музыка, организованы выставки выдающихся художников, поставлены знаменитые спектакли, снято знаковое кино. 

Первая часть незавершенной трилогии Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» создавалась в 1944 году на студии ЦОКс (ныне «Казахфильм») в Алма-Ате, в своеобразном советском Голливуде в годы эвакуации. С 1941 по 1944 год там было снято 23 художественных фильма и 10 короткометражных лент. Главным достижением ЦОКса считается картина Эйзенштейна, которой выпала трудная судьба. Первая серия «Ивана Грозного», в которой показан ранний период правления Ивана IV, вышла на экраны в 1945 году и принесла режиссеру и съемочной группе Сталинскую премию 1-й степени. 

Вторая часть была посвящена опричнине и запечатлела распад личности кровавого тирана – вместо портрета идеального государя, который был «заказан» Эйзенштейну Сталиным. Ленту запретили, и она увидела свет лишь в 1958 году, когда ни режиссера, ни вождя уже не было на свете. Третья серия существует только в сценарии, подготовительных рисунках и рабочих записях. Часть уникальных материалов хранится в Музее кино и представлена на выставке «Искусство в эвакуации». 

О том, как создавалась 1-я серия «Ивана Грозного» в Алма-Ате, гостям экспозиции рассказывают эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, костюмы персонажей, афиша московской премьеры и фотографии, сделанные вторым оператором картины Виктором Домбровским. Рабочие моменты и сцены, запечатленные Виктором Викторовичем, впоследствии стали основой плакатов, открыток, буклетов и альбомов, посвященных ленте советского гения кино. Как отмечают исследователи творчества Эйзенштейна, образ Ивана Грозного, созданный в фотографиях Домбровского, из «визитной карточки» фильма превратился в самостоятельное произведение, дополняющее киноверсию. Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» основан в 2001 году с целью поддержки многонациональной российской, а также мировой культуры, призван обеспечить преемственность традиций и связей поколений. Этот проект представляет разные виды искусств, на фестивале царит атмосфера удивительного дружелюбия.

Фестиваль проходит на самых престижных площадках столицы и за 15 лет существования явился организатором и участником огромного количества выставок в Москве и за рубежом. А Институт русского реалистического искусства, открывшийся в декабре 2011 года, – частный проект, возрождающий традиции российского меценатства. Его коллекция живописи, в которой представлены картины Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Исаака Бродского и других художников XX века, считается одной из лучших в Москве. Институт занимает один из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики в Замоскворечье. Центральный музей кино, один из участников выставки, основан в марте 1989 года, три года спустя стал самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией, а в 2001-м ему был присвоен статус государственного. 

До ноября 2005 года музей располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие культуру кино России на протяжении всей истории ее развития, там проводились показы шедевров мирового кино. С конца 2005 года хранилища музея располагаются на территории «Мосфильма», а кинопоказы и другие мероприятия проходят на разных площадках Москвы, в том числе в Доме кино. Выставка «Искусство в эвакуации» продлится до 11 октября 2015 года.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  2. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  3. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  4. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  5. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  6. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  7. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  8. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  9. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  10. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры
  11. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  12. СК РФ: Генерал-лейтенант Фаниль Сарваров погиб при подрыве автомобиля в Москве
  13. Спецпосланник США Уиткофф: Россия полностью привержена достижению мира на Украине
  14. Александр Лукашенко подарил Владимиру Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  15. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также