САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга КРУЧЕНКОВА

Хотите заглянуть в вечность?

В Полоцкой художественной галерее можно заглянуть в вечность и поверить в божий промысел

Выставка монументальной живописи уникальна. В ней удивительно все: материал, замысел, технологии, воплощение. Огромные, под три метра высотой, лики Христа, апостолов и святых смотрят со стен Спасо-Преображенской церкви, построенной в XII веке по замыслу преподобной Евфросинии Полоцкой. В качестве музейных экспонатов не картины, не иконы, а фрески храма. В XIX веке они были нанесены на стены поверх старых. Раскрывать древние фрески здесь начали еще в 1992 году, однако недостаток средств сильно тормозил процесс. Теперь реставраторы, музейные и научные работники, монахини Спасо-Евфросиниевского монастыря уверены, что задержка была неслучайной. Промыслительной, сказал бы человек верующий. Спустя десятилетие стало ясно: если бы деньги выделялись по плану, верхние слои живописи просто счистили бы стружкой на пол и снесли на свалку. Теперь же росписи XIX столетия, перенесенные со стен на другую поверхность, можно увидеть в картинной галерее.

Как только выяснилось, что на стенах Спаса – так полочане называют храм святой Евфросинии – от пола до самого купола хорошо сохранились древние фрески и придется отслаивать большую площадь более поздней живописи, стали думать, как сохранить изображения позапрошлого века. К поиску решений привлекли людей разных профессий. Коллективный труд, говорит директор национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева, дал впечатляющий результат:

– Искусствоведы, музейщики, реставраторы, программисты, дизайнеры нашли способ сохранить и представить широкой публике культурные слои сразу нескольких веков. Это серьезный вклад не только в научную базу, но и в сердца всех, кто переживает за сохранение нашего общего наследия, хочет, чтобы мы знали свое прошлое и строили будущее, опираясь на великие примеры.

Реализовать столь масштабный проект было бы невозможно без поддержки государства, на него были выделены гранты Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Помимо сохранения исторического наследия, эта экспозиция станет учебным пособием для будущих поколений реставраторов. О технологии по закреплению и перенесению изображений, которую разработал реставратор высшей квалификации, главный искусствовед межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России Владимир Сарабьянов, снят фильм и его можно посмотреть в музее.

Обычному человеку даже трудно представить то, что сделали реставраторы: на площади почти в тысячу квадратных метров скальпелем они скрупулезно очистили каждый миллиметр фресковой живописи. Работать приходилось в респираторе – растворители очень вредны для здоровья. В среднем в день реставратор успевал отслоить всего от 15 до 25 квадратных дециметров. Верхний слой, пропитанный специальным составом, размачивался и скручивался «трубочкой», чтобы потом превратиться в картины размером от одного до семи квадратных метров. В таких объемах отслоением настенной живописи не занимались нигде в мире – похожую технологию применяли раньше только в иконописи.

По словам руководителя группы белорусских реставраторов Юрия Малиновского, весьма необычно и то, что снятые со стен изображения уже представлены в музее: «Как правило, спасенные вещи лежат в хранилищах по 30-40 лет. А здесь колоссальные объемы настенных росписей, во-первых, были расслоены в течение шести лет, и уже их может увидеть посетитель музея. Спасибо российским коллегам за их решающий вклад в этот процесс: они отдали нам собственную технологию, научили наших реставраторов всем техническим нюансам и сами приняли участие в этой работе».

Реставрация, возможно, единственная область искусства, где авторы дарят свои секреты коллегам, потому что понимают: благодаря таким знаниям может быть что-то спасено. В свою очередь, Спасо-Преображенский храм, как признается автор методики Владимир Сарабьянов, каждый день раскрывал перед ними свои тайны.

В Спасе нестандартный подход к выбору сюжетов, например Борис и Глеб на стенах полоцкого храма написаны не канонически, а как портреты. Вся живопись, по словам специалиста, невероятно интеллектуальна, под каждым изображением есть подписи. По фрескам, созданием которых руководила святая Евфросиния, можно понять, как она ощущала мироздание: храм строился для личной молитвы.
Нетривиальная задача стояла и перед устроителями выставки. Помещение галереи узкое, размеры фресок очень большие. Кроме того, художники, которые расписывали стены в XIX веке, повторяли сюжеты XII столетия, но делали это в соответствии с требованиями своего времени. И хотелось, чтобы зритель смог увидеть двойной комплект росписи для одной и той же стены. Художник-дизайнер Игорь Куржалов не скрывает, что чувствовал, как его словно кто-то подталкивает к решениям: «Мы старались сделать экспозицию воздушной, чтобы посетитель ощутил, что изображения словно висят в воздухе – все-таки это лики со стен храма, который и есть небо на земле. Удалось сохранить двухслойность: панно с фрагментом росписи 1834 года можно отодвинуть и сравнить его с росписью 1885 года. Позже экспозицию дополнят и надписи, оставленные на стенах храма в разные периоды времени. Они также представляют большую историческую ценность».

Сохранившийся Спасо-Преображенский храм полоцкого монастыря считается воистину чудом. Подобных памятников архитектуры и культуры XII века – единицы на всем белорусско-российском пространстве. Его расписывали византийские мастера, их умения, говорит Юрий Малиновский, буквально поражают воображение: «В алтарной части храма есть изображения Иоакима и Анны – родителей Богородицы. Фигуры высотой по 3,5 метра написаны за один раз, без перерыва. Монументалисты, похоже, работали в пять рук, причем ученики и мастера рядом. Они знали законы перспективы: сама по себе церковь небольшая, но внутри она кажется огромной. Это ощущение возникает из-за особенностей написания фигур и ликов. Современные художники все время пытаются срисовать время, но такими технологиями не владеют».

В этом храме и на выставке любой человек почувствует: к вечным ценностям пыль времени не пристает. С точки зрения материалиста, все это невероятно и нереально. Настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игуменья Евдокия на открытии выставки сказала, что подобное чудо, когда 900 лет не стерли с лица земли крошечный храм и в нем живы еще первозданные фрески того времени, хранятся нетленные мощи преподобной Евфросинии, мы можем видеть благодаря духовной жизни белорусской святой. Она была всей душой устремлена к Богу, и многое из того, к чему она прикасалась, даже на земле получило вечную жизнь.

Спасо-Преображенский храм таит в себе еще одну историческую сенсацию. Оказывается, живопись была и на его фасадах – уникальное явление для того времени, когда даже стены не всегда штукатурили. Но насколько хорошо сохранилась внешняя роспись XII столетия, реставраторы пока сказать не могут.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  2. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  3. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  4. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  5. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  6. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  7. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  8. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  9. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  10. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры
  11. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  12. СК РФ: Генерал-лейтенант Фаниль Сарваров погиб при подрыве автомобиля в Москве
  13. Спецпосланник США Уиткофф: Россия полностью привержена достижению мира на Украине
  14. Александр Лукашенко подарил Владимиру Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  15. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также